32. Социальная ситуация развития младшего
школьника и особенности его общения
Что же происходит, когда ребенок приходит в школу? Происходит перестройка всей системы отношений ребенка с действительностью. Как подчеркивал Д. Б. Эльконин, у дошкольника имеется две сферы социальных отношений «ребенок - взрослый» и «ребенок - дети».
В школе возникает новая структура этихютношений. Система «ребенок - взрослый» дифференцируется.Система «ребенок - учитель» начинает определять от-
ношения ребенка к родителям и отношения ребенка к детям, от нее зависит совокупность всех благоприятных для жизни условий в системах «ребенок - сверстники» и «ре-
бенок - родители».
Впервые отношение «ребенок - учитель» становится отношением «ребенок - общество». Таким образом, ребенок, посещающий начальную школу, психологически
переходит в новую систему отношений с офужающими его людьми. Свобода дошкольного детства сменяется отношениями зависимости и подчинения новым правилам
жизни. Семья начинает по-новому контролировать ребенка в связи с необходимостью учиться в школе, выполнять
домашние задания, строго организовывать режим дня. Ужесточение требований к ребенку, даже в самой добро- желательной форме, возлагает на него ответственностьза самого себя.
- 1 Возрастная психология и психология развития в системе психологической науки.
- 2 Движущие силы психического развития.
- 3 Концепция л.С.Выготского о культурной среде как источнике психического развития.
- 4 Методы исследования в возрастной психологии и психологии развития.
- 5. Проблема возраста в психологии развития.
- 6. Принцип развития в возрастной психологии.
- 7. Характеристика критических и литических периодов развития.
- 8. Периодизации психического развития с.Холла, к.Гетчинсона.
- 9. Периодизация психического развития в теориях д. Селли и э.Меймана.
- 10. Периодизация психического развития в теории э. Клапареда.
- 15. Значение понятия «зона ближайшего
- 16. Понятие «ведущей деятельности» в возрастной психологии.
- 17. Роль общения в психическом развитии.
- 18. Развитие мышления в онтогенезе (отечественные и зарубежные концепции).
- 19. Ситуация появления ребенка на свет. Кризис рождения.
- 2. 2 Года –11 лет – стадия конкретных операций (2 года – 7 лет – дооперациональный этап),
- 3. С 12 лет – стадия формальных операций.
- 11. Периодизация психического развития в теории э. Эриксона.
- 12. Периодизация психического развития в теории з. Фрейда.
- 13. Периодизации психического развития в теории ж. Пиаже.
- 14. Общая характеристика основных подходов психического развития в отечественной психологии (п. Блонского, л. Выготского, д.Эльконина, л. Божович).
- 20 Ответ.
- 25 Кризис трехлетнего возраста - этап онтогенеза,
- 40Психологические особенности людей пожилого возраста
- 38 Развитие в зрелых возрастах в концепции э.Эриксона
- 31Психологическая готовность ребенка
- 34. Особенности личности подростка
- 32. Социальная ситуация развития младшего