logo search
Voprosy_k_ekzamenu_Vozr_i_Psikh_raz_12_1 (2) (1

32. Социальная ситуация развития младшего

школьника и особенности его общения

Что же происходит, когда ребенок приходит в школу? Происходит перестройка всей системы отношений ребенка с действительностью. Как подчеркивал Д. Б. Эльконин, у дошкольника имеется две сферы социальных отношений «ребенок - взрослый» и «ребенок - дети».

В школе возникает новая структура этихютношений. Система «ребенок - взрослый» дифференцируется.Система «ребенок - учитель» начинает определять от-

ношения ребенка к родителям и отношения ребенка к детям, от нее зависит совокупность всех благоприятных для жизни условий в системах «ребенок - сверстники» и «ре-

бенок - родители».

Впервые отношение «ребенок - учитель» становится отношением «ребенок - общество». Таким образом, ребенок, посещающий начальную школу, психологически

переходит в новую систему отношений с офужающими его людьми. Свобода дошкольного детства сменяется отношениями зависимости и подчинения новым правилам

жизни. Семья начинает по-новому контролировать ребенка в связи с необходимостью учиться в школе, выполнять

домашние задания, строго организовывать режим дня. Ужесточение требований к ребенку, даже в самой добро- желательной форме, возлагает на него ответственностьза самого себя.