30 До 40 культурно-досуговых программ. Этому способствуют боле широкие возможности культурно-спортивных комплексов.
Так, культурно-спортивный комплекс "Планерная" г. Химки Московской области регулярно проводит такие программы, как "День физкультурника", "День бегуна", "День лыжника", в которых участвует до 15 тыс. человек. Теперь такие формы проводятся совместно с учреждением культуры и с участием художественной самодеятельности. В свою очередь, в праздник "Проводы русской зимы" Дворец культуры "Родина" стал включать различные спортивные соревнования, которые организуются при непосредственном участии физкультурно-оздоровительной организации. Объясняется это тем, что с усложнением организационной структуры учреждения культуры происходят изменения и в структуре организационно-методической деятельности. Интенсивнее становятся внутренние связи между подразделениями, входящими в комплекс, расширяются и внешние связи комплекса с другими социальными институтами, с различными общественными организациями района, города, села. С одной стороны, это является отражением современных требований к культурно-досгуовой деятельности, а с другой — логическим продолжением и развитием ее определенного опыта. Вышеперечисленные тенденции значительно влияют на развитие выразительных средств культурно-досуговой деятельности, обогащение ее различными средствами эмоционального воздействия.
Введение в технологию культурно-досуговой деятельности художественно-образного и символико-аллегорических средств позволяет поднять .социальную эффективность программ и определять степень их на воздействия на сознание и поведение людей, развивать формы и методы эмоционального воздействия на население, детерминированного специфического условиями деятельности учреждений культуры.
Художественно-образные и символико-аллегорические средства позволяют объединить силы и возможности всех специалистов, нацелив их осуществление тематических циклов комплексных программ с использованием других выразительных средств. Этот опыт учит, что единичные, разрозненные программы, если они хорошо спланированы и технологически обеспечены художественно-выразительными средствами, позволяют значительно поднять интерес у жителей микрорайона к деятельности учреждения культуры.
208
Важным связующим звеном в технологии культурно-досуговой деятельности является художественная самодеятельность — одно из действенных выразительных средств, особенно его фольклорная основа. Художественную самодеятельность можно представить в технологическом процессе как один из его ведущих компонентов художественно-образного и символико-ашгегорического воздействия на аудиторию. Исходя из этого, можно ставить вопрос о поиске дальнейшего взаимодействия, взаимопроникновения художественной самодеятельности в технологию культурно-досуговой деятельности для повышения ее эффективности, дальнейшего обогащения.
Количественный и качественный анализ культурно-досуговых программ позволяет констатировать, что участие в них художественной самодеятельности является постоянным и закономерным процессом в силу специфики культурно-досуговой деятельности. Каждый коллектив художественной самодеятельности представляет тот или иной вид искусства (эмоционально-художественный элемент) и привносимый элемент (музыка, живопись, художественное чтение, песни и др.) в структуру различных форм культурно-досуговых программ. Все это способствует усилению образного начала всей событийной основы куль-гурно-досуговых программ, углубленному раскрытию его темы и идеи и формирует конкретное эмоциональное отношение аудитории к нему.
Фольклорно-образное наполнение деятельности учреждений культуры, основанное на народных традициях, позволяет использовать традиционные персонажи в качестве стимуляторов активного массового действия участников, среди которых можно выделить следующие типы активной деятельности. Костюмирование участников, выступающее своеобразной движущей силой театрализованного фольклорного действа и позволяющее участникам войти в роли народных персонажей. Костюмирование как бы синтезирует две стороны театрализации, ибо оно не только превращает человека в исполнителя фольклорного действия, но и позволяет надеть тот или иной костюм, являющийся сам по себе произведением фольклора, причем порой ценным. Костюмирование определяет характер общения в театрализованном фольклорно-игровом действии, позволяя ускорить процесс адаптации в нем участников праздника за счет превалирования в сценарном замысле не личностного, а ролевого общения. Кос-^м, маска, реквизит в сочетании с мимикой и жестом становится
'43ак.339 209
1 (4*
Коллективная импровизация представляет собой спонтанную художественную реакцию человека на отмечаемое событие и выражается в хоровом пении, массовых танцах, плясках. Импровизационное народное творчество всегда окрашено эмоционально и поэтому может служить для передачи чувств, отношения к тому или иному событию. Все это делает хоровую и танцевальную импровизацию важнейшим структурным элементом фольклорного действия.
Трудовое, художественно-творческое, спортивное состояние в форме игрового конкурса, серии показательных выступлений, театрализованной схватки характерно для структуры любого фольклорного действия и носит соревновательный, порой шутливый характер. Использование ритуального действия, опирающегося на народные традиции и фольклор, связано как с календарными праздниками (встреча весны, приход лета, проводы зимы), так и с выполнением определенных обрядовых действий трудового цикла (вспашка первой борозды, окончание уборки урожая, выгон скота и др.). Также важен удачный выбор места действия, его органичная связь с фольклорным содержанием создает праздничную атмосферу и усиливает эмоционально-образное воздействие на аудиторию. При этом привычная реалистическая сценография обычно отсутствует, а эпицентр праздничного действия оформляется за счет дополняющих местность деталей, усиливающих воображение аудитории.
Какими бы различными приемами создания пространственной среды в фольклорном праздничном действии ни пользовались специалисты учреждений культуры, главным методическим принципом остается органичное сочетание природно-архитерктурной среды, резонирующей праздничную атмосферу, способствующей вовлечению аудитории в действие, с вписанными в нее как стационарными установками, так и спонтанно возникающими сценическими площадками.
На сценографию влияет и время проведения культурно-досуговой программы, которое дает возможность найти дополнительные выразительные средства в оформлении под открытым небом. Это могут быть снежные городки, сказочные избушки, ледяные горки, мифологические чудища, вылепленные из снега и раскрашенные красками
210
зимой, гирлянды цветов, венки, украшенные снопы, наряженные березы— летом и осенью. Введение в программу кукол, чучел, ряженых, бутафорских действующих лиц дополняет выразительные средства.
Народные традиции и фольклор могут служить глубокой серьезной основой "оживления" исторических событий, быта, обычаев, если учитываются психологические потребности, жизненные интересы, художественно-эстетические запросы аудитории. Они могут стать базой для создания праздничной атмосферы, в которой необходимо постоянное их сочетание с современностью, что наполняет театрализованное действие образной формой, патриотическим содержанием. Использование народных традиций и фольклора в органичном единстве с выбором места и времени театрализованного действия усиливает их эмоциональное воздействие, создает необходимый настрой участников, расширяет круг их общения, стимулирует каналы проявления активности аудитории.
Приметой времени стал растущий интерес к традиционным народным ремеслам. Как правило, культурно-досуговая программа сейчас сопровождается выставками изделий мастеров народных промыслов и ремесел, "живьем" показываются резьба по дереву, роспись, гончарное мастерство, плетение, вышивка. Составной частью праздников стали конкурсы "Играй, гармонь!" способствующие возрождению любви, интереса к этому народному музыкальному инструменту.
Словом, каждый участник культурно-досуговой программы мыслит и переживает в той мере, в какой воспринимает он идею, художественно оформленную выразительными средствами, которые как особая форма эстетического освоения действенности включает в себя различные политические, нравственные, научные ценности. Речь идет о том, что, художественно окрашенные идеи приобретают в каждой форме культурно-досуговой программы новое качество, опосредуются художественным творчеством по законам красоты в соответствии с эстетическим идеалом. Идеи приобретают значение и усваиваются, поскольку они становятся свойствами человеческих характеров, они не просто осознаются, но и переживаются, могут Духовно обогатить посетителя и вместе с тем развивать, пробудить в нем художника, способного в любой общественной деятельности творить по законам красоты.
211
В силу этого целесообразно выделить несколько моментов, которые важно иметь в виду при включении художественно-образных и символико-аллегорических выразительных средств в культурно-досуговую программу: определение цели — каким образом будет раскрываться содержание в какой форме; какие идеи, проблемы раскрываются в содержании и в каком соотношении, эмоциональном и рациональном, должны находиться части программы, раскрывающей тему; отношение участников программы к поставленной проблеме; выявление специфики используемых в данной программе средств, методов, форм кулыурно-досуговой деятельности; учет возраста, пола, образования, профессий, других характеристик людей, присутствующих на той или иной конкретной программе.
Только при сохранении этой технологической цепочки можно применять художественно-образные и символико-аллегорические средства воздействия на аудиторию. Это будет обеспечивать в технологии культурно-досуговой деятельности эстетическое начало, тот таинственный акт общения с прекрасным, который позволит привить любовь зрителям к эстетике повседневности.
Недостаточная подготовка специалистов культуры в области драматургического и режиссерского творчества при явной переоценке многими из них своих знаний и способностей на практике резко снижает эффективность технологического процесса. Слабым звеном здесь оказывается неспособность кадров к органическому включению в художественную ткань методов театрализации и иллюстрирования, местного материала, позволяющего многократно увеличивать эффект сопереживания аудитории, соучастия в том, что происходит. Еще один недостаток работников' культуры, занимающихся сценарно-режиссерской деятельностью, заключается в их полной ориентации на профессиональное театральное искусство, непонимании ими специфики художественно-образного и символико-аллегорического воздействия на аудиторию.
Овладение этими современными выразительными средствами отображения действительной жизни, текущих событий еще не стало массовым явлением в учреждениях культуры. Многое еще делается в стиле безличной, неэмоциональной информации: события освещаются бегло и неинтересно для зрителя, лишают его возможности почувствовать себя в атмосфере происходящего, переживать, размышлять, осмыслить событие, понять смысл новой символики реформированного
212
общества. Поэтому, учитывая своеобразие учреждения культуры и его важное место в системе современной художественной культуры, особое внимание следует обращать на выразительные художественно-образные и символико-аллегорические средства.
Итак, культурно-досуговой деятельности самой по себе сугцностно присущ эстетический характер, и это обстоятельство должно проявляться я в социальном, объективированном функционировании учреждения культуры. Если в том или ином регионе в деятельности учреждений культуры эстетическое начало принижено, если нарушена эстетическая гармония между различными элементами, то это свидетельствует о серьезных деформациях в культурно-досуговой деятельности и о необходимости принятия срочных мер для исправления положения.
Вопросы для самопроверки
Что такое эстетика технологии культурно-досуговой деятельности?
Что такое художественно-образные выразительные средства?
Что такое символико-ашгегорические выразительные средства?
Какова роль фолышорно-образного наполнения технологического процесса культурно-досуговой деятельности?
Список литературы
Генкин Д.М., Конович А.А. Сценарное мастерство культпросветработника — М., 1984.
Жарков А.Д. Клуб в дни всенародных праздников. — М., 1983.
Организация и методика художественно-массовой работы клуба, парков культуры и отдыха, централизованных клубных систем, культурных комплексов. /Подред. Д.М. Генкина. —М., 1987.
- Глава 12. Художественно-образное и символико-аллегорическое воздействие на аудиторию
- 30 До 40 культурно-досуговых программ. Этому способствуют боле широкие возможности культурно-спортивных комплексов.
- Глава 13. Методическое обеспечение как компонент технологии культурно-досуговой деятельности
- Раздел V
- Глава 14. Социально-психологические механизмы функционирования технологии культурно-досуговой деятельности
- Глава 16. Механизм восприятия в технологии
- Глава 17, влияние аудитории на технологию культурно-досуговой деятельности
- Заключение