Профилактика вовлечения подростков в деструктивные религиозные объединения.
Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. Мф. 7,15
В настоящее время в нашем обществе резко возрос интерес к религии. Духовно-нравственный и экономический кризис вызывает у многих людей чувство неуверенности, незащищенности. В этих условиях обостряется интерес к проблеме жизни и смерти, бессмертия. Испокон веков ответы на эти вопросы давала религия..
Мы живем в обществе, где человек волен следовать религиозным убеждениям по своему выбору и в силу своей индивидуальности, убеждений и верований, тогда возникает вопрос, каким же образом нетрадиционные псевдорелигиозные объединения своими учениями привлекают людей в свои ряды.
Нетрадиционная религиозность – новое духовное явление XX в. – обнаружила себя в нашей стране в последнее десятилетие, стала его характерной чертой. Деструктивное религиозное объединение – это авторитарная иерархическая организация любой ориентации, разрушительная по отношению естественному гармоническому духовному, психическому и физическому состоянию личности, а так же к созидательным традициям и нормам, сложившимся социальным структурам, культуре, порядку и обществе в целом, практикующая скрытое психологическое насилие, выражающееся в целенаправленном установлении отдельным лицом или группой лиц в своих узкоэгоистических целях незаконного контроля над сознанием, поведением и жизнью других личностей без их добровольного и осознанного согласия для формирования и поддержания у них состояния неестественной и противозаконной зависимости и покорности доктрине и лидерам.
Псевдорелигиозные неокульты многие исследователи относят к деструктивным, так как они не оставляют за привлеченными никакого права, обрушивая на них поток специальных приемов, которые наносят психическому здоровью их членов непоправимый вред они угрожают государству и обществу разрушением и нестабильностью.
Среди них: Великое Белое братство («Юс-малос»»); «Дети Бога» или «Семья»; «Церковь объединения», или «Церковь Муна», Сайентологическая церковь; «Аум Синрикё»; Церковь учеников Иисуса Христа»; «Богородичный центр»; «Церковь Виссариона»; «Лига духовного возрождения С.Дхарма»; «Ахмадиа»; «Сатанисты».
Анализ имеющейся информации свидетельствует, что секты оказывают крайне деструктивное влияние на личность и соответственно воздействие на здоровье на всех уровнях функционирования общества: индивидуальном (уровне личности); микросоциальном (уровне семьи, социальной группы, трудового коллектива); макросоциальном (уровне всего общества).
Членство в деструктивном культе, является результатом двух взаимодействующих факторов:
тактики, которой пользуются культы, чтобы вербовать и удерживать культистов;
личная уязвимость потенциального новичка.
Теоретическое исследование причин вступления в деструктивные секты, а так же исследование, проведенное нами с бывшими членами новых религиозных объединений и их потенциальными членами, помогло выявить основные предпосылки вовлечения в подобного рода организации: интеллектуальные, эмоциональные, социальные духовные. на первое место респонденты ставят эмоциональные причины, среди основных выделяют: одиночество, недостаток общения – 46,7%, желание почувствовать свою значимость – 26,7%; слабую волю в жизни – 13,3%; личные кризисы – 13,3%; непонимание со стороны окружающих – 13,3%; неустойчивую систему ценностей – 13,3% опрошенных.
Чаще всего в них вовлекается, подчас обманным путем, молодежь.
Деструктивные религиозные организации
1 — Сатанисты
2 — Свидетели Ие говы
3 — Баптисты
4 — Аум Сенрикё
5 —Общество сознания Кришны
6 — Пятидесятники
7 — Белое Братство
8 — Церковь Христа
9 — Учение А. Иванова
10 — Сайентология
11— Лига Возрождения
12 — Ахмадна
13 —Бахай
Выход из сложившейся ситуации мы видим в проведении профилактики на всех ее этапах:
укрепление семьи;
обучение и воспитание подрастающего поколения с внесением в программы соответствующих знаний по деструктивным культам;
соответствующая подготовка педагогических кадров;
активизация целенаправленной работы в СМИ в плане просвещения населения; объединение усилий государственных, негосударственных, молодежных, традиционных религиозных организаций.
Наиболее эффективными формами и методами профилактики вовлечения молодежи в деструктивные секты являются: интерактивные формы работы; индивидуальные; наглядный пример из жизни бывших адептов; лекции; семинары; обучение практикой действий и др.
- История развития социальной педагогики в России.
- Социальная педагогика в системе наук о человеке. Предмет, объект социальной педагогики. Основные функции социальной педагогики.
- Общая характеристика процесса социализации детей и подростков. Показатели уровня социального развития детей и подростков (адаптация, индивидуализация, социальная активность).
- 4. Этапы социализации (по Петровскому).
- 5.Факторы социализации. Особенности их влияния на адаптацию и интеграцию человека в обществе (опосредованное или непосредственное, стихийное или целенаправленной влияние, позитивное или негативное).
- 6.Роль этноса в социализации детей и подростков. Имплицитные концепции личности и воспитания, их влияние на социально-контролируемую социализацию.
- Государство как фактор стихийной и социально-контролируемой социализации. Государство как фактор социализации
- Государственная политика в сфере воспитания
- Влияние региональных особенностей на социализацию детей и подростков. Региональная система социального воспитания. Регион – мезофактор социализации
- Региональная политика в сфере воспитания
- Тип поселения и его влияние на социализацию детей и подростков. Муниципальная система социального воспитания. Своеобразие сельского образа жизни
- Особенности городского образа жизни
- Влияние городского образа жизни на социализацию
- Малый город
- Поселок
- Муниципальная система социального воспитания
- Средства массовой коммуникации как фактор социализации.
- Семья в социальном становлении ребенка. Семья как социальная группа
- Семейное воспитание
- Семья и соседское окружение как территория социализации
- Влияние субкультуры на социализацию подростков. Классификация неформальных молодежных объединений. Проблема вхождения подростка в неформальное объединение.
- Институты религиозного воспитания. Социализирующие функции религиозных организаций. Социально-педагогическая деятельность в религиозных конфессиях.
- Профилактика вовлечения подростков в деструктивные религиозные объединения.
- 16 Признаков тоталитарных сект
- Воспитание как социально-контролируемая социализация. Сущность социального воспитания. Задачи социального воспитания. Принципы социального воспитания.
- Воспитание как социальный институт
- Типы и функции воспитания
- Институты социального воспитания.
- Функции социальных институтов
- Содержание социального воспитания в воспитательных организациях. Социализирующее влияние воспитательных организаций
- Организация социального опыта
- Образования
- Организация социального опыта воспитанников
- III. Индивидуальная помощь в воспитательных организациях.
- Содействие ребенку в решении проблем:
- Создание «ситуации успеха».
- Стимулирование готовности к самосовершенствованию.
- 18.Стимулирование самодеятельности в воспитательных организациях.
- Социализирующее влияние воспитательных организаций
- 19.Оказание индивидуальной помощи в воспитательных организациях.