logo search
ответы 2011

29.Опыт технологической деятельности в системе социальной работы за рубежом.

Система социальной работы за рубежом устоялась, накоплен богатый опыт технологической деятельности. Большое преимущество СР-ты-мощная технологическая составляющая, которая реализуется уже в процессе подготовки будущих специалистов.

Изначально в СР-те шел поиск ответа на вопрос, что нужно делать, каким образом оказывать помощь. (до 40-50-х гг.). Прирост основных технологий происходит в 60-е гг. (соц.реабилитация, соц. терапия, соц. адаптация).

Специфика технологий за рубежом: СР-та находится на высоком уровне (т.к. алгоритм действий при оказании помощи хорошо налажен) и поэтому специалисты могут оказывать психосоциальную и психолого-педагогическую помощь. Эффективным направлением является социально-профилактическое.

Развитие любой технологии и ее обогащение происходит за счет изменения запросов, появления новых соц. проблем. Проблемы6 инвалидизация населения (повышение опасности окруж. среды, больше машин, техники)4 старение населения (деменция). Отсюда технологии поддержания высокого уровня жизни инвалидов, напр., соц. интеграция (т.е. они не живут как в России в учр. закрытого типа), трудоустройство.

Тенденция к деинституциализации СР (отказ от интернатных учр.). В России деинстит. видна на примере устройства в семью.

Важным технологическим аспектом является компонент,связанный с технологиями соц. адаптации и реабилитации (интеграция в группы, смена места работы, места жительства).

Мощная социально-профилактическая направленность СР-ты (превенция всех социальных проблем: здоровье населения, образ жизни маргинальных слоев населения, профилактика безработицы, профилактика домашнего насилия). Хорошо реализуется через социальную рекламу, создание сети учреждений для выявления первичных проблем.

примеры зарубежных технологий: блисс-метод (шведский опыт), сенсорные комнаты (голландский метод)

В практике большинства стран мира СР общего профиля предусматривает три сферы:

• соц. терапия на индивидуально-личностном и семей. уровне с целью соц. адаптации и реабил. индивида и разрешения конфлик. ситуаций в контексте окруж. его среды;

• СР с группами, которые могут классифицироваться по возрасту (детские, молод., группы престарелых граждан), по полу, по интересам или схожим проблемам (конфессиональные, группы бывших алкоголиков или наркоманов и т.д.). Часто с. работникам приходится работать с группировками асоциаль. или даже криминал. характера (детская или подростковая преступность, бродяжничество, организованная проституция, наркомания и т.д.);

• СР в общине, по месту жительства, ориентиров. на расширение сети социальных услуг, укрепление общинных связей, создание благоприят. социально-психологического климата в местах компактного проживания людей, а также на содействие разного рода локальным инициативам, организацию взаимопомощи и др. Во всех странах развита и специализир. СР, кот. занимаются специалисты в сфере труда и занятости, здравоохранении и медико-реабилитац. службах, системах образования, правозащиты, пенитенциарных учреждениях, вооруженных силах..

Работа в общине (в местном сообществе). Работа в общине направлена на решение основной социальной проблемы — проблемы бедности.

Социальная работа на предприятиях и в сфере бизнеса.

Основные виды деятельности соц. работников на производстве — развитие человеч. потенциала, профилактика безработицы, организация переподготовки и переквалификации, проф. обучения, психол. адаптация трудящихся, вынужденных менять профессию. Внедрение робототехники на многих промышленных предприятиях Запада является причиной ограничения взаимодействия людей, поэтому соц. работникам приходится решать проблемы трудящихся, связанные с их депрессией или ощущением тревоги.

При внедрении новых технологий соц. работники следят за правильной последовательностью этапов этого процесса, чтобы снизить последствия стрессогенных факторов.

Социально-медицинская работа. Здравоохранение — традиционная сфера деятельности специалистов социальной работы.

К задачам соц. работников обычно относятся защита прав пациентов, соц. адаптация больных людей к пребыванию вне стационара по окончании лечения, организация ухода и медицинского обслуживания больных людей на дому (патронаж) после курса

Соц. работу в образов. учреждениях

В зарубежных странах СР в школе получила наибольшее распространение в 60-е гг., во время реформы образования, и была направлена, прежде всего, на работу с детьми, с трудом адаптирующимися к новым образов. программам. В школе соц. работник выполняет несколько ролей: дает советы детям и их родителям по различным вопросам, консультирует учителей, вспомогательный персонал и администрацию школ, является связующим звеном между школой и местным сообществом, и т.д. Соц.работники могут также разрабатывать планы и программы, а также возглавлять различные альтернативные образовательные учреждения или вспомогательные школы для детей, которые по тем или иным причинам не могут учиться в общеобразовательной школе.

Соц. работа в системе правоохранительных органов.

Как правило, в большинстве развитых стран соц. работники явл. штатными сотрудниками пенитенц. учреждений, занимаясь в основном консультир. заключенных, а также их адаптацией к жизни в изоляции от общества. Некоторые специалисты занимаются психотерапией и выполняют обязанности Медиц.работников в тюремных медицинских службах. В США, Великобритании, Швеции и некоторых других странах специалисты, получившие образование в области социальной работы, занимают руководящие администр.е должности в пенитен. учреждениях.