(33)Русский космизм,его основные направления, идеи и представители (к.Циолковский, в.Вернадский,н.Федоров,п.Флоренский)
Под космизмом понимается целый поток русской культуры, включающий не только философов и ученых, но и поэтов, музыкантов, художников. В нем оказываются и Ломоносов, и Тютчев, и Вячеслав Иванов, и Скрябин, и Рерих...Есть некое космическое веяние и дыхание в произведениях того или иного творца - и этого оказывается достаточным, чтобы произвести его в космисты. Но тогда то же можно было бы спокойно проделать со многими культурными деятелями не только России, но и всего мира, ведь ощущение глубинной причастности сознательного существа космическому бытию, мысль о человеке как микрокосме, вместившем в себя все природные, космические стихии и энергии, проходят через мировую культуру, как восточную, так и западную. В древнейших религиозных и мифологических представлениях человек уже прозревал соотношения и взаимосвязи между своим существованием и бытием Вселенной и эту свою интуицию претворял в различные, преимущественно образные, формы. Космические символы и образы народного бытового искусства и поэзии, микро- и макрокосмические соответствия выражали эту объективную идею целостности мироздания, органичной включенности в него жизни и сознания. Но рядом всегда существовал и более активный подход, являлось стремление воздействовать на мир в желательном направлении. Преображающая человека и мир мечта стремилась к преодолению ограниченности человека в пространстве и времени, она воплощалась в сказочные, фольклорные образы господства над стихиями - воздушные полеты, метаморфозы вещества, живую и мертвую воду...С древности до конца XIX в. эта космическая тема развивалась только в мифе, фольклоре, поэзии, а также в некоторых философско-утопических, фантастических произведениях ( к примеру, у Сирано де Бержерака, Жюля Верна ).
Именно в России, ставшей родиной научного учения о биосфере и переходе ее в ноосферу и открывшей реальный путь в космос, уже начиная с середины прошлого столетия вызревает уникальное космическое направление научно-философской мысли, широко развернувшееся в XX в. В его ряду стоят такие философы и ученые, как В. И. Вернадский, К. Э. Циолковский, Н. Ф. Федоров, А. В. Сухово-Кобылин и др. В философском наследии мыслителей русского религиозного возрождения - В. С. Соловьева, П. А. Флоренского, С. Н. Булгакова, Н. А. Бердяева - также выделяется линия, близкая пафосу идей русского космизма. Имеется в виду то склонение в русской православной философии, которое Н. А. Бердяев называл "космоцентрическим, узревающем божественные энергии в тварном мире, обращенным к преображению мира" и "антропоцентрическим, обращенным к активности человека в природе и обществе". Именно здесь ставятся "проблемы о космосе и человеке", разрабатывается активная, творческая эсхатология, смысл которой, по словам Бердяева, в том, что "конец этого мира, конец истории зависит и от творческого акта человека".
Избежать неправомерного и безмерного расширения этого философского течения можно, если сразу же обозначить принципиально новое качество мироотношения, которое является определяющей его генетической чертой. Это идея активной эволюции, т.е. необходимости нового сознательного этапа развития мира, когда человество направляет его в ту сторону, в какую диктует ему разум и нравственное чуство. Поэтому возможно точнее будет определить это направление не столько как космическое, а как активно-эволюционное, находящееся в процессе роста, далеко не совершенное, но вместе сознательно-творческое, призванное преобразить не только внешний мир, но и собственную природу. Речь по существу идет о расширении прав сознательно-духовных сил, об управлении духом материи, об одухотворении мира и человека. Космисты сумели соединить заботу о большом целом - Земле, биосфере, космосе с глубочайшими запросами высшей ценности - конкретного человека. Недаром такое важное место здесь занимают проблемы, связанные с преодолением болезни и смерти и достижением бессмертия. Гуманизм - гуманизм не прекраснодушный и мечтательный - он основан на глубоком знании, вытекает из целей и задач самой природной, космической эволюции.______________
- (1)Предмет философии и её роль в жизни человека и общества
- (2)Основные направления и дисциплины современного философского знания
- (4)Основной вопрос философии и две его стороны
- (7)Проблема метода в философии
- (9)Историческое развитие понятия "материя"
- (10) 10-1.Проблема идеального
- (11)Время и пространство в философии и науке
- (12)Проблема сознания в философии и науке.
- (13)Душа.Сознание и бессознательное.Идеи психоанализа.Проблема сущ-ядуши без тела
- (14)Гносеология и агностицизм. Теория познания.
- (15)Чувственное познание и его формы:ошушение, восприятие,представление,воображение
- (16)Рациональное познание и его формы: понятие, суждение, умозаключение. Гипотеза. Теория
- (17)Интуиция,её роль в познании.Рациональное и внерациональное в человеке и познании
- (18)Проблема истины в познании Виды истин Критерии истины
- (19)Научное познание. Уровни, формы и методы.
- (20)Особенности социокультурной эволюции и логики философии Востока. Основные направления философии Востока(Индии и Китая).
- (22)Общая характеристика китайской философии
- (23)Периодизация истории зап.Философии
- (24)Общая характеристика античной философии. (основные школы и представители)
- (25)Общая характеристика средневековой философии.(основные направления)
- (26)Общая характеристика философии эпохи Возрождения
- 2) Земля вращается вокруг Солнца, занимающего центр Вселенной.
- (27)Философия нового времени: общая характеристика(основные направления)
- (28)Общая характеристика немецкой классической философии( основные направления и представители)
- (29)Западная философия науки 19-20 вв. – позитивизм (основные этапы развития, представители)
- (30)Философские концепции человека в западной философии: сверхчеловека(Ницше) в экзистенциализме и постмодернизме.
- (31)Особенности социокультурной эволюции России и характерные черты русской философии(основные направления и представители,характеристика философской системы)
- (32)Концепция Всеединства, богочеловека и богочеловечества в.Соловьёва
- (33)Русский космизм,его основные направления, идеи и представители (к.Циолковский, в.Вернадский,н.Федоров,п.Флоренский)
- (34)Человек в философии
- (37)Одномерные, двумерные и многомерные походы к человеку
- (38)Философская антропология
- (39)Эстетическое и этическое в человеке.
- (40)Аксиология как философское учение о ценностях. Виды ценностей и их роль в жизни человека. Потребности, интересы, ценности, смысл жизни, счастье человека.
- (41)Место, функции и роль религии в обществе
- (42)Культура
- (43)Социогенез.Соц.Эволюция и революция
- (44)Формационный, и цивилизационный и системный подходы к анализу исторического процесса. Анализ социально-классовой структуры общества.
- (45)Культура и цивилизация
- (46)Геополитика
- (47)Глобальные проблемы человечества: экономические, политические, войны и мира, демографические, экологические.
- (48)Россия