16 Признаков тоталитарных сект
Итак, ты должен брать ноги в руки и бежать, если: тебя встретили люди, утверждающие, что:
В их группе ты найдешь то, что до сих пор напрасно искал. Они знают абсолютно точно, чего тебе не хватает.
Уже первая встреча с ними открывает для тебя совершенно новый взгляд на вещи.
Мировоззрение их групп ошеломляюще просто и объясняет любую проблему.
В результате:
Тебе трудно составить точную характеристику группы. Ты не должен размышлять или проверять. Твои новые друзья говорят: «Это невозможно объяснить. Ты должен пережить это – пойдем сейчас с нами в наш центр».
Тебе говорят, что
У группы есть учитель, медиум, вождь или гуру. Только он знает всю истину.
Учение группы считается единственным настоящим, вечно истинным знанием. Традиционная наука, рациональное мышление, разум отвергаются, поскольку они негативные, сатанинские, непросвещенные.
Критика со стороны людьми, не принадлежащими к группе, считается доказательством ее правоты.
Мир катится к катастрофе, и только группа знает, как можно спасти его.
Группа – это элита. Остальное человечество тяжело больно и глубоко потеряно: ведь оно не сотрудничает с группой или не позволяет ей спасать себя
Ты должен стать членом группы.
В результате:
Группа ограничивает себя от остального мира, например одеждой, пищей, особым языком, четкой регламентацией межличностных отношений.
Группа желает, чтобы ты разорвал свои «старые отношения, так как они препятствуют твоему развитию.
Твои сексуальные отношения регламентируются извне. например, руководство подбирает партнеров, предписывает групповой секс или, наоборот, полное воздержание.
Группа наполняет все твое время заданиями: продажей книг или газет, вербовкой новых членов, посещением курсов, медитациями.
Тебе очень сложно оставаться одному, кто-то из группы всегда рядом с тобой.
Если ты начинаешь сомневаться, если обещанный успех не приходит, то виноват всегда окажешься сам, поскольку ты якобы недостаточно старался, участвовал действовал.
Запомни 16 признаков тоталитарных сект – и будь осторожен!
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ВОВЛЕЧЕНИЮМОЛОДЕЖИ В ПСЕВДОРЕЛИГИОЗНЫЕ ГРУППЫ
различные формы психических расстройств;
психически больные на ранних стадиях заболевания либо на стадии ремиссии: (шизофрения, аффективный психоз, неврозы);
предраспожженность к психическим заболеваниям;
страдающие депрессиями;
акцентуированные и психопатические:
1 личности шизотимического склада;
2. личности параноидального склада;
3. люди истеровдного типа;
люди с нарциссическимн комплексами;
склонность к слиянию с группой;
несамоактуализированность личности;
терпимость к смысловой и идеологической неопределенности; тревожность;
нестабильность установок;
репродукгнвиостъ мышления и т.д
склонность к авторитарному типу отношений и мышления;
состоянии психоэмоционального стресса, испытывающие чувство одиночества или духовной неудовжтворенносга;
обострение проблемы идентификации индивида;
кратковременная дезадшхтациян фрустрация.
НЕКОТОРЫЕ МЕХАНИЗМЫ МАНИПУЛЯЦИИ СОЗНАНИЕМ ЛИЧНОСТИ В ДЕСТРУКТИВНЫХ КУЛЬТАХ
Попав под влияние культа, новообращенные довольно быстро ассимилируются в культовой группе и благодаря интенсивному воздействию становятся фанатиками движений, чьи идеология и деятельность могли противоречить их изначальным взглядам на мир.
Контроль поведения направлен на:
регулирование индивидуальной физической реальности;
исключение наличия свободного времени;
выработку покорности и зависимости;
Контроль информации осуществляется посредством:
обмана (умышленное утаивание информации или ее искажение);
ограничения доступа к некультовым источникам информации;
Контроль мышления предполагает:
Принудительное принятие групповой доктрины как истины;
поощрение только «хороших» и «правильных» с точки зрения доктрины культа мыслей;
навязывание специфической терминологии, «мыслительных клише»;
запрет на критические вопросы о лидере и о доктрине.
Контроль эмоций осуществляется посредством:
сужения спектра направленности чувств личности;
выработки и использования чувств вины и стыда;
ритуального и часто публичного признания своих грехов, слабостей, ошибок;
использование страха (боязнь «внешнего» мира, врагов, природных бедствий, боязнь последствий выхода из организации);
«бомбардировки любовью», направленной на усиление потребности в принадлежности к культовой группе через использование игр, подобных детским, пения, объятий прикосновений.
Причины способствующие вовлечению молодежи в культовые организации и группы риска.
период «экзистенциального вакуума» – отсутствие у людей смыслообразующих ценностей бытия, потеря нравственной и социальной ориентации.
прохождение основных этапов психосоциального развития и соответствующих им кризисов.
смена социального статуса и групповых ролей: окончание средней школы, начало жизни вне семьи, тюремное заключение, первый или последний год обучения в вузе, потеря или смена работы, развод, путешествие, переезд, болезнь, смерть близкого человека, смена образа жизни и т.д.)
неблагоприятная ситуация в семье, порождающей острую неудовлетворенность своим существованием, что особенно характерно для детей подросткового и юношеского возраста.
неприятие судьбы родителей и нежелание следовать их жизненным путем.
ТИПЫ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ФАКТОРЫ РИСКА,
СПОСОБСТВУЮЩИЕ ВОВЛЕЧЕНИЮ МОЛОДЕЖИ В ОРГАНИЗАЦИИ,
ПРАКТИКУЮЩИЕ ДЕСТРУКТИВНЫЙ КУЛЬТ
Авторитарный тип.
Каждый человек в такой семье занимает определенное, часто «бессменное» место. Глава семьи распологается выше всех, а от него нисходит цепочка подчиненных друг другу членов семьи. дети, как правило, оказываются в самом низу и, следовательно, наибольшей мере испытывают давление. Их активность ограничивается разного рода запретами (на собственное мнение, на «неположенные» увлечения, на друзей и пр.) или какой-либо приметивной ролью (уборщицы, кухарки, сиделки и т.д.). Естественно возникающий в таких случаях протест подавляется внешней властью, порой с применением силы и оскорблений. до определенного времени ребенок вынужден мириться с таким положением, однако рано или поздно конфликт выходит на поверхность в той или иной форме.
Манипулятивный тип
При этом типе семейных взаимоотношений реализуется концепция «условного принятия», когда родители демонстрируют любовь к своим детям лишь в том случае, если те играют для них роли (заботливого сына, прилежного ученика, хозяйственной дочери и т.п.) В таких семьях власть родителей не носит агрессивного характера, превращаясь в скрытые и часто неосознаваемые манипуляции, которые прекрасно действуют довольно длительное время, побуждая детей отказывать себе в желаниях, противоречащих родительским установкам. Когда же внутренний конфликт становится невыносимым, возникает угроза срыва.
Дети из семей с высоким уровнем дохода более уязвимы для вербовщиков, чем выходцы из бедных семей, прошедших дворовую школу выживания и цинизма, выработавшие иммунитет против эксплуатации и манипуляции. С другой стороны, погружение на самое дно жизни может подтолкнуть к поискам чистоты, смысла жизни и добра; при этом крещение и традиционное религиозное воспитание не являются непреодолимым препятствием для вовлечения в секту.
Согласно американскому социальному психологу Д.Майерсу, молодые люди из среднего класса наиболее уязвимы, поскольку более доверчивы , следовательно, более подвержены социальному влиянию в отличие от молодежи из высших классов.
Основные приемы, позволяющие руководителям сект весьма эффективно удерживать своих последователей
Создание особой социальной реальности.
Достигается как благодаря устранению всех источников информации, кроме предоставляемых сектой, вскрытию личной почты последователей культов без их ведома и согласия и т.д., так и путем изолирования или максимального отделения от внешнего мира той территории, которую занимает организация.
Создание общности последователей культа.
Ключевым фактором здесь является разделение людей на «избранных», «спасенных» членов псевдорелигиозной группы и «нечестивцев» из внешнего мира
Связывание человека обязательствами.
Люди часто склонны считать неприемлемым нарушение обязательств, взятых на себя добровольно и, главное публично. Многие организации культового характера добиваются гарантированного повиновения своих членов благодаря применению феномена, известного как «нога в дверях», в соответствии с которым люди, соглашающиеся сначала на необременительные просьбы, позднее уступают более серьезным требованиям.
Создание привлекательного образа главы секты.
Одной из характерных черт организации культовой направленности является создание имиджа лидера (основателя) как человека, наделенного сверхъестественными или божественными чертами и в то же время доброго, мудрого, всезнающего учителя и даже отца своих последователей.
5. Использование неофитов в мероприятиях по привлечению новых потенциальных членов.
Данная тактика, помимо приобретения новых членов, выгодна доя руководителей секты еще и тем, что она позволяет гарантировать постоянную занятость членов культов самоубеждением. Сама специфика проповеди требует, чтобы член группы постоянно заново формулировал перед множеством разных людей преимущества пребывания в секте. Отыскивая аргументы дая убеждения других, последователи культа в то же аремя убеждают и самих себя.
6. Недопущ ение возникновения и обдумывания «нежелательных» идей.
Чтобы побудить новичков к некритическому восприятию всех положений культовой доктрины, может использоваться целенаправленное лишение человека пищи, питья и сна под предлогом необходимости этого для духовного совершенствования. Также для этих целей могут использоваться монотонное скандирование и пение, достижение крайнего физического переутомления, медитации и т. д.
7. Фиксация мыслей приверженцев культа на достижении недоступного идеала
В стремлении постоянно поддерживать мотивацию рядовых членов секты к принадлежности ей лидеры, как правило, постоянно обращают внимание своих последователей на возможность достижения ими различных духовных и или материальных благ как итоговой цели их деятельности, Подразумевается, что обычному человеку обрести эти блага, либо крайне сложно, либо, что чаще всего, просто невозможно.
Три стадий достижения контроля над сознанием (но С. Хзссену)
1 Процесс разрушения личности
а) дезорнеитация/замешахельство;
б) сенсорная депрявация иМли сенсорная перегрузка;
в) физиологические манипуляция:
г) применение траясовых техник:
д) сомнение в собственной идентичности;
е) негативная переоценка человеком своего прошлого (внушение фальшивых негативных и забвение положительных воспоминаний).
2. Процесс идеологической, обработки
а) пошаговое создание и навязывание новой «идентичности» как формально (в ходе индоктринации), так и неформально со стороны других членов труппы, путем изучения выпускаемой сектой литературы и аудио- и видео- продукции;
б) использование техник изменения поведения:
в) мистическая манипуляция, т.е. использование обмана руководителями группы в виде внешне спонтанных и «сверхъестественных» событий;
г) использование трансовых техник в процессе дальнейшего «самосовершенствования» (тех жег что применялись на предыдущем этапе);
д) использование данных, полученных благодаря личным признаниям, исповедям, индивидуальным занятиям в групповой деятельности для более тонкой обработки без информированного согласия человека.
3. Процесс укрепления новой личности
а) укрепление новой личности при одновременном избавлении от старой:
б) изменение внешнего вида и норм поведения в соответствии с правилами секты;
в) углубленные занятия по индоктринации.
Деструктивность влияния секты на личность проявляется в следующем:
1. В тотальности и абсолютности воздействия в форме контроля сознания.
2. В формах влияния, которые используются в культе, в манипулировании и в обмане.
1 В целенаправленном использовании групповых механизмов, но без объявления целей.
Чаще всею задействованы:
• механизм группового давления ради безоговорочного принятия человеком мнения группы («групповая внушаемость»);
♦ система лидерства (фигура лидера часто имеет харизматический, вплоть до обожествления, и диктаторский характер).
Особенности группового мышления:
1) сплоченность членов секты не спонтанна, а спланирована и манипулятивно реализуется руководителями культа Харизматический лидер формирует вокруг себя преданную верхушку (элиту), которая является «группой принятия решений. Стремление к принадлежности к группе поддерживается с-помощью суровых испытаний верности приверженцев культа с использованием приемов «кнута и пряника»,
2) деиндивидуализация. как результат стремления к однородности. Люди теряют старые модели поведения и принимают новый набор норм, стереотипов поведения, которые поощряются,
3) спонтанные стрессовые ситуации («провокационные ситуационные контексты») имеют целью жесткий социальный контроль, для которого в качестве инструмента - используются чувства вины, страха, стыда за свое прошлое.
4) полное, восторженное принятие доктрины культа; критика решений элиты исключается, требуется обожание самой доктрины, и ее проводников. С доктриной мало соглашаться, ей надо полностью соответствовать.
- История развития социальной педагогики в России.
- Социальная педагогика в системе наук о человеке. Предмет, объект социальной педагогики. Основные функции социальной педагогики.
- Общая характеристика процесса социализации детей и подростков. Показатели уровня социального развития детей и подростков (адаптация, индивидуализация, социальная активность).
- 4. Этапы социализации (по Петровскому).
- 5.Факторы социализации. Особенности их влияния на адаптацию и интеграцию человека в обществе (опосредованное или непосредственное, стихийное или целенаправленной влияние, позитивное или негативное).
- 6.Роль этноса в социализации детей и подростков. Имплицитные концепции личности и воспитания, их влияние на социально-контролируемую социализацию.
- Государство как фактор стихийной и социально-контролируемой социализации. Государство как фактор социализации
- Государственная политика в сфере воспитания
- Влияние региональных особенностей на социализацию детей и подростков. Региональная система социального воспитания. Регион – мезофактор социализации
- Региональная политика в сфере воспитания
- Тип поселения и его влияние на социализацию детей и подростков. Муниципальная система социального воспитания. Своеобразие сельского образа жизни
- Особенности городского образа жизни
- Влияние городского образа жизни на социализацию
- Малый город
- Поселок
- Муниципальная система социального воспитания
- Средства массовой коммуникации как фактор социализации.
- Семья в социальном становлении ребенка. Семья как социальная группа
- Семейное воспитание
- Семья и соседское окружение как территория социализации
- Влияние субкультуры на социализацию подростков. Классификация неформальных молодежных объединений. Проблема вхождения подростка в неформальное объединение.
- Институты религиозного воспитания. Социализирующие функции религиозных организаций. Социально-педагогическая деятельность в религиозных конфессиях.
- Профилактика вовлечения подростков в деструктивные религиозные объединения.
- 16 Признаков тоталитарных сект
- Воспитание как социально-контролируемая социализация. Сущность социального воспитания. Задачи социального воспитания. Принципы социального воспитания.
- Воспитание как социальный институт
- Типы и функции воспитания
- Институты социального воспитания.
- Функции социальных институтов
- Содержание социального воспитания в воспитательных организациях. Социализирующее влияние воспитательных организаций
- Организация социального опыта
- Образования
- Организация социального опыта воспитанников
- III. Индивидуальная помощь в воспитательных организациях.
- Содействие ребенку в решении проблем:
- Создание «ситуации успеха».
- Стимулирование готовности к самосовершенствованию.
- 18.Стимулирование самодеятельности в воспитательных организациях.
- Социализирующее влияние воспитательных организаций
- 19.Оказание индивидуальной помощи в воспитательных организациях.