logo search
Аналитический доклад

Зрительская аудитория

Одним из важных вопросов для развития киноиндустрии является вопрос: «А кто же зритель?». Кино создается для зрителей, которые иногда переполняют залы на голливудском анимационном фильме или же собираются среди нескольких себе подобных ценителей сложного арт-хаусного шедевра, который способно досмотреть до конца всего 5 человек на планете. Зрители - кто эти люди и что им нравится?

Сейчас модно говорить о «старении» киноаудитории: действительно, те, кто начинал ходить в кино во второй половине 90-х, будучи студентами и учащимися старших классов, выросли с привычкой ходить в кинотеатры, в отличие от предыдущего поколения, которое иногда называют «потерянным». Данный процесс происходит очень медленно, и существенной разницы между возрастом зрителей в 2008 и 2009 году не наблюдается, как видно на диаграмме 7 (отклонение в 1-2% не является статистически значимым).

Диаграмма 7. Распределение зрительской аудитории по возрасту в 2008-2009 гг.

Однако, как уже упоминалось, есть некоторые проблемы с привлечением в кинотеатры зрителей старших возрастов. Кроме отсутствия эффективных каналов рекламы, для этой категории зрителей на рынке кинопоказа нет стабильного предложения. Фильмы, способные вытащить более взрослую аудиторию в кинотеатры появляются редко, люди приходят в кино, например, на «Адмиралъ» или на «Mamma Mia!». Если они, получив положительные эмоции, вдруг решают сделать вторую попытку сходить в кино, то либо в ближайшее время в сетке кинотеатра не окажется подходящего для них фильма, либо они все-таки придут на какой-либо фильм и получат сильное разочарование. В результате привычка не закрепляется и они так и не переходят в категорию постоянных кинозрителей.

Так произошло, например, со зрителями фильма «Ирония судьбы. Продолжение», которые выбрались впервые за долгое время в современный кинотеатр и после этого на эмоциональной волне отправились смотреть «Самый лучший фильм».

Для того, чтобы люди в возрасте за 40 привыкли ходить в кино, для них нужно постоянно создавать новые фильмы. При этом не следует считать, что зрителям старшего поколения должны подходить драмы, тяжелое кино, кино без спецэффектов и иное, которое не нравится молодым зрителям, но может понравится пожилым. Им, также как и молодым, требуются зрелищные, интересные картины, и только на этой основе может сформироваться постоянная потребность просмотра фильмов в кинотеатре. Проблема создания рекламы для данной категории зрителей рассмотрена в соответствующем разделе.

При разработке новых проектов продюсеры очень часто задаются вопросом, какие жанры являются предпочтительными на данный момент и какие жанры будут востребованы через 2 года – тогда, когда будут выходить в прокат запускаемые сегодня фильмы. Если говорить о жанровых предпочтениях современных российских зрителей, то по результатам опросов и по суммарным кассовым сборам всегда лидируют комедии. Исходя из этого, все чаще можно услышать от отечественных продюсеров, что нужно снимать именно их. Это подтверждается еще и тем, что в число успешных фильмов по соотношению бюджетов и кассовых сборов за последние 3 года входят только комедии. Однако ситуация с жанровыми предпочтениями не столь однозначна.

В таблице 4 видно, что при анализе кассовых сборов за первые 9 месяцев 2009 года, как и в предыдущие годы, по суммарным кассовым сборам лидируют комедии. Однако по средним кассовым сборам на жанр, которые расчитаны как сумма кассовых сборов фильмов определенного жанра, деленная на количество фильмов этого жанра, лидируют фантастика и семейное кино. Также относительно высокие сборы приносят боевики, приключенческие фильмы и анимация. Поскольку иногда в фильме заявлено несколько жанров, при расчете средних кассовых сборов учитывались жанры, которые также являются дополнительными или составляющими. В отношении анимации необходимо отметить, что в связи с все более широким распространением технологий 3D-показа, анимационные фильмы по кассовым сборам на фильм и на копию существенно выигрывают по сравнению с другими жанрами.

Таблица 4. Топ-10 жанров 9 месяцев 2009 года

Ситуация с кассовыми сборами отечественных фильмов по жанрам несколько иная. Данные по средним сборам менее устойчивы из года в год, так как количество фильмов в каждом жанре крайне низкое. Cборы каждого жанра сильно зависят от конкретных проектов, вышедших за год, в определенном жанре, и не отражают какую-либо общую тенденцию, как это происходит при анализе кассовых сборов зарубежных фильмов. За счет первой части «Обитаемого острова» фантастика лидирует по средним кассовым сборам. Отечественные мультфильмы из-за существенного отставания в развитии технологий их создания пока существенно отстают от своих зарубежных конкурентов.

Таблица 5. Топ-10 жанров отечественных фильмов 9 месяцев 2009 года

Отечественные комедии в среднем собирают больше, чем зарубежные, что добавляет некоторым продюсерам оптимизма. Можно предсказать бум отечественных комедий, которые постепенно продолжают набирать обороты. Аналогичная ситуация произошла с историческими фильмами, мода на которые прошла, и сейчас они занимают 9-е место по средним сборам в рейтинге жанров. Следующей волной могла стать волна фантастики – «Обитаемый остров», «Запрещенная реальность» – но этого не произошло по ряду объективных причин.

Диаграмма 8. Различия в оценке жанров в зависимости от частоты посещения кинотеатра

Как жанровые предпочтения зрителей зависят от частоты посещения кинотеатров? Ответим на этот вопрос по данным опросов, проводившихся компанией Movie Research летом 2009 года в Москве в регионах РФ. Зрители должны были оценить жанры по 5-ти балльной шкале.

Вот некоторые выводы. Любители мелодрам редко ходят в кинотеатры. Домоседы равнодушны к фантастике, анимации и триллерам. Любители арт-хауса предпочитают смотреть фильмы дома (либо не имеют возможности сделать это в кинотеатре).

Среди киноманов (частота посещения – несколько раз в неделю) высок интерес к фантастике, анимации, триллерам и приключениям. В целом их оценки фильмов выше, за исключением мелодрам. Это можно объяснить тем, что данную категорию зрителей составляют преимущественно молодые люди, у которых интерес к этому жанру невысокий. Интерес к триллерам высокий только у киноманов, у остальных он как минимум на полбалла ниже. Таким образом, можно сделать вывод, что есть четыре «чисто кинотеатральных» жанра – фантастика, анимация, боевики и триллеры. Все эти жанры содержат «зрелищную» компоненту, объясняющую зрителю, почему ему надо встать с дивана и прийти в кинотеатр.

Фантастика и анимация не имеют ограничений по аудитории: их смотрят зрители обоих полов и всех возрастов, поэтому данные жанры собирают максимальную аудиторию в кинотеатрах. Toп самых кассовых фильмов на 90% состоит из фильмов именно этих двух жанров или имеющих их в качестве одного из нескольких заявленных жанров. Тенденция к просмотру анимации в кинотеатре будет расти в связи с распространением технологии 3D. Аудитория боевиков ограничена по гендерному признаку, аудитория триллеров – весьма специфична, поэтому данные фильмы привлекают зрителей в кинотеатры, но максимальный потенциальный объем зрителей изначально ограничен.

Отношение к комедиям высокое во всех категориях. Однако комедии сами по себе не являются поводом идти в кинотеатр. Это универсальный жанр, который зрители не привязывают к определенному способу просмотра кино.

Крайне острой проблемой является отсутствие у современной зрительской аудитории доверия к отечественному кино. Несмотря на то, что по такому показателю, как средние кассовые сборы, отечественные фильмы лидируют уже 5 лет, а доля отечественного кино на рынке стабильна, нельзя рассматривать сложившуюся ситуацию как благополучную. Низкий показатель по иностранным фильмам обусловлен наличием в прокате большого количества фильмов, не рассчитанных на широкий прокат (независимое американское кино, европейское кино и т.д.) Тревожным признаком является и тот факт, что второй год подряд самым кассовым фильмом года становится зарубежный фильм («Мадагаскар 2» в 2008 году и предположительно «Ледниковый период 3» в 2009 году), тогда как с 2004 по 2007 год лидерами проката становились отечественные фильмы.

Ранее каждый отечественный фильм мог стать событием, так как зрители надеялись на чудо - на то, что кинематограф в нашей стране возродился и сможет предложить очередной шедевр. После ряда широко разрекламированных проектов, не оправдавших сформированные ожидания, вера российского зрителя была поколеблена.

Диаграмма 9. Отношение зрительской аудитории России к отечественным фильмам

Последний опрос, содержащий вопросы про отношение к отечественному кино, проводился компанией Movie Research в середине августа 2009 года. В выборку вошли зрители, пришедшие на различные отечественные и зарубежные фильмы в период исследования. Всего выборка составила 1000 человек. Опрос проводился в Москве и Екатеринбурге:

Особое отношение сложилось у зрителей к отечественным комедиям. Во время опроса по поводу ожиданий от одной из отечественных комедий зрители должны были тремя словами охарактеризовать свои ожидания от фильма. В ответах респондентов словосочетание «русская (российская) комедия» чаще всего встречалась с такими словами как «плохая», «некачественная», «несмешная», «пошлая». Т.е. понятие «российское кино» приобрело негативную окраску.

Данная проблема имеет несколько причин. Одной из них является отсутствие системы гарантии качества фильма.

В российской киноиндустрии отсутствуют представления о качестве того или иного фильма, ассоциируемые с брендами кинокомпаний-производителей или понятными категориями фильмов (понятие b-movie пока отсутствует в России). Единственный способ ориентироваться в массе выходящих фильмов – смотреть на предыдущие проекты создателей, хотя этот ориентир также недостаточно надежен. Даже фильмы известных отечественных режиссеров могут от проекта к проекту сильно отличаться по зрелищности и успеху в зрительской аудитории. За успехом может следовать провал, а за провалом – новый успех.

В условия высокой степени неопределенности в отношении качества фильма зрители предпочитают смотреть сиквелы уже известных, хорошо себя зарекомендовавших фильмов. На зарубежных фильмах данная тенденция просматривается очень четко, в России она только формируется. Примерами удачных по кассовым сборам продолжений можно признать «Дневной дозор», «Любовь-Морковь 2», «Бой с тенью 2: Реванш». Особняком находится «Ирония судьбы. Продолжение» - пример новой вполне удачной работы с широко известным среди зрителей брендом фильма.

Фильмы «Обитаемый остров» и «Параграф 78» сделаны в форме двух частей с расчетом на то, что посмотревшие первую часть придут смотреть и вторую. Логично было бы предположить, что решение о съемках второй части какого-либо фильма принимается только в случае успешного проката первой, а не до начала проката первого фильма. Создатели обоих фильмов решили опробовать метод «превентивного» создания продолжений и он в обоих случаях не сработал, в том числе и из-за зрительской оценки первой части.

«Самый лучший фильм 2» был запущен в производство уже после проката первого, что соответствует западному стандарту, в весьма противоречивых для принятия решения условиях: касса первого фильма была большой по меркам отечественного кинорынка, а отзывы о фильме были крайне негативными. Продюсерская группа поступила нетрадиционно, выпустив второй фильм как «работу над ошибками». Являются ли сборы в 14,3 млн. долларов достаточными – судить его продюсерам.