1. Индивидуальное профилактическое воздействие на личность несовершеннолетнего правонарушителя
Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, безусловно, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышения эффективности их профилактики. Необходимость скорейшего решения этой задачи обусловлена не только тем, что в стране продолжает сохраняться достаточно сложная криминогенная обстановка, но прежде всего тем, что в сферы организованной преступности втягивается все больше и больше несовершеннолетних, криминальными группировками, созданными подростками, совершаются опасные преступления, и число их неуклонно растет. Преступность молодеет и принимает устойчивый рецидивный характер. А такая криминализация молодежной среды лишает общество перспектив установления в скором будущем социального равновесия и благополучия.
Главная роль в решении этой острейшей проблемы отводится социальной педагогике, хотя, конечно, решить ее можно только комплексно, с привлечением всех сил общества. Однако интеграция усилий общества может осуществиться лишь в рамках научно обоснованной, обеспеченной эффективными технологиями социально-педагогической системы перевоспитания личности несовершеннолетнего посредством последовательных педагогических и воспитательно-профилактических воздействий, обеспечивающих формирование личности с твердыми и правильными жизненными установками.
Социально-педагогическая концепция профилактики позволяет успешно преодолевать преобладавший на протяжении многих лет односторонний подход, рассматривавший личность только как продукт «воспитательного воздействия», а поэтому не учитывавший другие объективные факторы, например, социальные условия, оказывающие воздействие на личность.
Бесспорно, что процесс перевоспитания, как и в целом профилактика правонарушений, выступает, с одной стороны, как процесс приобщения личности к культуре — материальной, интеллектуальной и нравственной, а с другой — как процесс индивидуального развития, коррекции поведения личности. Научно-техническая революция и последствия ее в сфере социальной жизни привели к тому, что появилась возможность более эффективно управлять процессом перевоспитания личности.
Это расширение сферы управляемого осуществляется:
— во-первых, за счет качественных изменений субъекта перевоспитания, так как воспитательно-профилактическое воздействие в настоящее время осуществляют не только педагоги, социальные педагоги, специалисты по социальной работе, но и силы общественности, производственные коллективы, учреждения культуры, печать, радио, кино, телевидение;
— во-вторых, это происходит за счет углубления и расширения воспитательных и профилактических задач, поскольку общественное производство, социально-политическая и культурная жизнь активно способствуют эффективной организации всей системы профилактики правонарушений, в частности среди несовершеннолетних, с учетом изменяющихся условий, особенностей различных возрастных групп, их занятости.
Многие издержки, упущения в воспитании являются следствием того, что нет должной системы в области индивидуальной работы, организации воспитательно-профилактического процесса с конкретными правонарушителями. Важно при этом преодолеть ограниченное понимание самого индивидуального подхода, который нередко сводится к учету частных особенностей юношей и девушек, имеющих отклонения в поведении.
«Индивидуальный подход, — писал А. С. Макаренко, — не означает возню с уединенной капризничающей личностью. Под флагом индивидуального подхода не следует протаскивать мещанское индивидуалистическое воспитание. Беспомощен тот педагог, который потворствует недостаткам ученика, слепо следует его капризу, подыгрывается и сюсюкает вместо того, чтобы воспитывать и переделывать его характер... Индивидуальный подход в том и заключается, чтобы применительно к его индивидуальным способностям и склонностям сообщить ему качество личности, определяемое общественным характером воспитания».
В практике индивидуального подхода, по мнению А. С. Макаренко, встречаются наиболее часто две ошибки: первая заключается в стремлении «остричь всех под одну гребенку», втиснуть человека в стандартный шаблон, воспитать узкую серию человеческих типов. Вторая — пассивное следование за каждым индивидуумом, безнадежная попытка справиться сразу со всеми при помощи разрозненной возни с каждым человеком в отдельности. Это — гипертрофия «индивидуального подхода».
Индивидуальная профилактика правонарушений включает в себя исправительно-корректирующее воздействие в качестве одного из элементов, но не сводится только к нему.
Это целенаправленный процесс управления перевоспитанием личности, который заключается в том, что правонарушители под воздействием воспитателей, общественности и коллективов вырабатывают у себя правильные взгляды и убеждения, овладевают навыками и привычками социально-позитивного поведения, развивают свои чувства и волю, изменяют таким образом интересы, стремления и наклонности.
С другой стороны, индивидуальная профилактика направлена на устранение неблагоприятных влияний на конкретную личность окружающей среды.
Чтобы эффективно управлять данным процессом, необходимо выбирать профилактические методы, обеспечивающие:
- выработку нравственного сознания,
- формирование навыков и привычек позитивного поведения,
- воспитание волевых усилий, позволяющих противостоять антиобщественным влияниям,
- социальное оздоровление микросреды.
Однако надо иметь в виду, что перевоспитание личности правонарушителя несовершеннолетнего возраста, выработка положительных навыков и привычек, волевых усилий связаны с различными, особыми сферами психологической деятельности, опираются на определенные физиологические факторы, специфика которых не может не учитываться при выборе методов профилактики.
В структуре индивидуальной профилактики правонарушений можно выделить следующие основные задачи:
• своевременное выявление лиц с социально-отклоняющимся поведением и склонных к совершению правонарушений, а также родителей и других лиц, отрицательно влияющих на них;
• изучение возрастных и психологических особенностей личности несовершеннолетних правонарушителей с целью не допущения конфликта молодого человека с обществом, устранения способствующих ему причин и условий;
• разработка программы индивидуального воспитательно-профилактического воздействия на правонарушителя и окружающую его среду с учетом имеющихся форм и методов, результативности их применения;
• организация взаимодействия и преемственности в воспитательно-профилактической работе всех субъектов социально-педагогической деятельности, повседневного и непрерывного контроля за образом жизни подростков с девиантным поведением, реагирование на «срывы» и поощрение позитивных сдвигов.
Перевоспитание — процесс сложный, требующий огромных усилий, напряжения, использования разнообразного арсенала профилактического и нравственного воздействия, так как приходится иметь дело с наиболее запущенными в педагогическом, воспитательном отношении людьми, которым не смогли дать позитивных навыков поведения ни семья, ни школа, ни трудовой коллектив.
Работа с ними нуждается в особом умении делить потенциальные возможности личности и повлиять на] человека в нужном направлении, помочь его исправлению перевоспитанию. Успех здесь во многом зависит от того, как сам подросток стремится к устранению негативных сторон в своем поведении, социальном образе жизни.
Если по форме и цели индивидуальная профилактика правонарушений заключается в выявлении лиц, склонных к совершению антиобщественных проявлений, и принятии по отношению к ним мер воспитательного воздействия, то по существу она представляет собой организованный процесс перевоспитания отдельных лиц, осуществляемый в узкоспециальных целях, не допустить совершения повторных правонарушений. этом особое внимание должно быть обращено на следующие категории несовершеннолетних:
• возвратившихся из воспитательных колоний после отбытия наказания, поведение которых, однако, вызывает беспокойство;
• осужденных несовершеннолетних, в отношении которых исполнение приговора к лишению свободы отсрочено;
• совершивших преступления, но освобожденных от уголовной ответственности в связи с применением мер общественного либо административного воздействия или вследствие амнистии, а также совершивших общественно опасные действия до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность;
• вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений;
• совершивших правонарушения, влекущие меры общественного или административного воздействия или применение мер воспитательного характера;
• употребляющих спиртные напитки и наркотические вещества;
• ранее не судимых, но привлеченных не менее двух раз за год к административной ответственности либо повторному приводу для официального предостережения;
• злостно уклоняющихся от учебы;
• систематически занимающихся азартными играми, а также ведущих антиобщественный образ жизни.
Специфика индивидуальной профилактики, а также особенность самих объектов изучения и воспитательного воздействия требуют учета:
• психологических процессов (особенности воображения, внимания, мышления, памяти, восприятия и др.), которые происходят в сознании правонарушителя при формировании антиобщественных взглядов, убеждений, привычек, при зарождении противоправных замыслов и осмыслении путей их реализации;
• уровня мировоззренческого и нравственного развития подростка-правонарушителя, моральных мотивов, присущих данному ребенку (чувство стыда перед родными, знакомыми, боязнь наказания, осуждения коллектива и т. п.), которые, как правило, заставляют его сохранять в тайне свои антиобщественные взгляды, вести «двойную жизнь». Поэтому не всегда удается своевременно выявить таких подростков, определить причины отклонений в их поведении, образе жизни, а значит, и вовремя оказать на них эффективное воспитательное профилактическое воздействие;
• характерных особенностей личности правонарушителя, уровня его сознания, движущие им мотивы, а также его поведение до и после правонарушения;
• обстоятельств, при которых у подростка возникли антиобщественные намерения, зрела и реализовывалась решимость совершить правонарушение или аморальный проступок;
• отрицательных факторов конкретной среды (ближайшее окружение в школе, в семье, на улице), вызывающих эти мотивы противоправного поведения.
Зачастую отрицательное воздействие на молодого человека микросреды, жизненных неурядиц продолжается в течение длительного времени, изменяет его личность, способствует становлению на антиобщественный путь. Своевременное вмешательство в этот процесс социального педагога может предотвратить негативное влияние на юношу или девушку, изменить их взгляды, убеждения, направить энергию в общественно полезное русло.
Когда становятся известны субъективные представления, цели и намерения ребенка, совершившего правонарушение, поняты и оценены мотивы, убеждения, ценности личности, можно приступать к комплексной разработке программы воспитательно-профилактического воздействия на правонарушителя.
Профилактическое воздействие становится оптимальным, если оно учитывает особенности и тенденции развития личности и совпадает с ее внутренними побуждениями. Процесс внешнего профилактического воздействия тогда как бы сливается с процессом самовоспитания, саморазвития. Естественно, что результаты такого совпадения оказываются максимальными. Очень часто этот эффект в профилактике правонарушений зависит не столько от силы внешнего воздействия, сколько от умения привести внешнее воздействие в соответствие с особенностями личности.
- Лекция 1 тема: социальная педагогика как наука и как сфера практической деятельности / 2 часа
- Лекция 1 тема: социальная педагогика как наука и как сфера практической деятельности / 2 часа
- Тема: научные подходы, логика и методология социально-педагогического исследования / 2 часа
- Содержание лекции
- 1. Сущность научного исследования
- 2. Задачи научного исследования в социальной педагогике
- 3.Этапы и методы социально-педагогического исследования
- Лекция 4 тема: социализация как социально-педагогическое явление / 2 часа
- Содержание лекции
- 1. О понятии «социализация»
- 2. Сущность социализации
- 3. Этапы социализации
- 4. Факторы социализации
- 5. Агенты социализации
- 6. Механизмы социализации
- 7. Составляющие процесса социализации
- Лекция 5 тема: человек в процессе социализации / 4 часа
- Содержание лекции
- 1. Человек как объект социализации
- 2. Человек как субъект социализации
- 3. Задачи, решаемые человеком в процессе социализации
- 4. Человек как жертва процесса социализации
- 5. Человек как жертва неблагоприятных условий социализации
- 6. Самоизменение человека в процессе социализации
- Тема: адаптация, ее место и роль в процессе социализации / 2 часа
- Рекомендуемая литература:
- Лекция 6 тема: факторы социализации / 6 часов
- Содержание лекции
- 1. Мегафакторы социализации
- 2. Макрофакторы социализации Страна
- Общество
- Государство
- 3. Мезофакторы социализации Регион
- Средства массовой коммуникации
- Субкультуры
- Тип поселения сельские поселения
- Малый город
- Поселок
- Муниципальная система социального воспитания
- Лекция 8 тема: социальное воспитание в процессе социализации / 2часа
- Группы сверстников
- Содержание лекции
- 1. Семья и семейное воспитание
- 2. Соседство
- 3. Группы сверстников
- 4. Религиозные организации и религиозное воспитание
- 5. Воспитательные организации и социальное воспитание
- 6. Контркультурные организации и диссоциальное воспитание
- 7. Микросоциум
- Лекция 9 тема: профессиональная деятельность социального педагога / 2часа
- Тема: методики и технологии социально-педагогической деятельности / 2 часа
- Содержание лекции
- 1. Сущность методов социально-педагогической деятельности и их характеристики
- 2. Социально-педагогические технологии и их особенности.
- Рекомендуемая литература:
- Лекция 11 тема: ребенок как объект и субъект спд / 2 часа
- Лекция 12 тема: понятие нормы и отклонения от нормы в социально-педагогической деятельности / 2 часа
- Тема: социально-педагогическая деятельность с семьей / 2 часа
- 1. Основные функции семьи
- 2. Социальный статус семьи и ее типология
- 3. Деятельность социального педагога по работе с семьей
- 4. Формы социально-педагогической помощи семье
- Список рекомендуемой литературы по теме:
- Социально-педагогическая деятельность с детьми, оставшимися без попечения родителей / 2 часа
- Содержание лекции
- 1. Характеристика основных понятий по теме попечения
- 2. Из истории опеки и попечительства детей в России
- 3. Попечение сирот в современных условиях
- 2. Вторая причина связана с принудительным изъятием ребенка из семьи, когда родителей лишают родительских прав в целях защиты интересов ребенка.
- 4. Социально-педагогическая деятельность с приемной семьей
- 5. Социально-педагогическая деятельность в учреждениях государственного попечения
- Список рекомендуемой литературы по теме:
- Тема: методика и технологии социально-педагогической деятельности с безнадзорными и беспризорными детьми / 2 часа
- Список рекомендуемой литературы по теме:
- Тема: специфика социально-педагогической деятельности с детьми, пострадавшими от семейного насилия / 2 часа
- Тема: девиации как социально-педагогическая проблема / 2 часа
- Содержание лекции
- 1. Предпосылки девиации в подростковом возрасте
- 2. Типы девиаций
- 3. Причины девиантного поведения подростков
- 4. Концепции девиации
- 2. В психологических и психиатрических концепциях акцент делается на личностные факторы человека.
- 3. Социологические концепции пытаются учесть в девиации социальные и культурные факторы, влияющие и определяющие поведение человека в обществе.
- Список рекомендуемой литературы по теме:
- Тема: социально-педагогическая деятельность с детьми девиантного поведения / 2 часа
- Содержание лекции
- Основные подходы к профилактике девиантного поведения подростков
- 2. Социально-педагогическая реабилитация подростков девиантного поведения
- 3. Реабилитационные социально-педагогические технологии
- Список рекомендуемой литературы по теме:
- Тема: социально-педагогическая деятельность с несовершеннолетними правонарушителями / 2 часа
- Содержание лекции
- 1. Индивидуальное профилактическое воздействие на личность несовершеннолетнего правонарушителя
- 2. Структура и содержание индивидуальной профилактической программы работы с несовершеннолетним правонарушителем
- 3. Уровни воспитательно-профилактического воздействия на личность несовершеннолетнего правонарушителя
- 4. Реабилитационные программы социально-педагогической деятельности в воспитательных колониях
- Список рекомендуемой литературы по теме:
- Содержание лекции
- 1. Проблема наркомании
- 2. Классификация и типы наркотиков
- 3. Особенности подростковой наркомании
- 4.Причины и последствия подростковой наркомании
- 5. Уровни вовлеченности подростков в употребление наркотических веществ
- Список рекомендуемой литературы по теме:
- Тема: специфика социально-педагогической деятельности с детьми, склонными к употреблению алкоголя / 2 часа
- Содержание лекции
- 1. Проблема алкоголизма
- 2. Особенности детского алкоголизма
- 3. Причины и последствия детского алкоголизма
- 4. Уровни вовлеченности детей в употребление спиртных напитков
- Список рекомендуемой литературы по теме:
- Тема: социально-педагогическая деятельность в конфессиях / 2 часа
- Содержание лекции
- 1. Функции религии в обществе
- 2. Христианские конфессии как субъект социально-педагогической деятельности
- 3. Истоки социально-педагогической деятельности в христианстве
- 4. Особенности осуществления социально-педагогической деятельности в различных христианских конфессиях
- 5. Социально-педагогическая деятельность в христианских конфессиях
- Список рекомендуемой литературы по теме: