2. Задачи научного исследования в социальной педагогике
Возрождение социальной педагогики как области научного знания и практической деятельности в России, как было сказано выше, началось в 90-х годах. Проблемами социальной педагогики стали заниматься видные ученые страны: В. Г. Бочарова, В. И. Загвязинский, А. В. Мудрик, Л. Я. Олиференко, Г. Н. Филонов и многие другие в Российской академии образования — ведущем научно-педагогическом учреждении страны, высших учебных заведениях Москвы, Санкт-Петербурга, Омска, Екатеринбурга и др., а также в других научных сообществах (Академии социального образования, Академии социальных наук и др.).
Научное исследование в области социальной педагогики принято называть социально-педагогическим; оно представляет собой специально организованный процесс познания, в котором происходит выработка теоретических систематизированных знаний о сущности социальной педагогики, ее содержании, методах и формах деятельности социального педагога. Специфика социально-педагогического исследования, его сложность определяется тем, что предметом исследования становится вся система взаимоотношений развивающегося человека с окружающей его средой, все многообразие социальных связей. Этот процесс динамичный, развивающийся: растет и изменяется с каждым днем ребенок, изменяется среда, которая его окружает, возникают, закрепляются или наоборот разрываются социальные связи со средой и многие другие процессы, которые влияют на становление личности ребенка.
Становление и развитие социальной педагогики в России выдвигает перед учеными целый комплекс задач, которые условно можно разделить на три большие группы.
Первая группа связана с теоретическими проблемами социальной педагогики. К ним относятся уточнение объекта и предмета исследования науки, разработка ее понятийно-категориальной системы на основе изучения становления социальной педагогики за рубежом и в истории отечественной культуры, а также конкретных современных условий развития нашего общества; выявление принципов этих областей научной деятельности и критериев оценки социально-педагогических исследований, специфики методов исследования науки.
Теоретические проблемы связаны с построением современных социально-педагогических, социально-психологических, философско-социальных, историко-социальных и других концепций социальной педагогики, диагностированием и прогнозированием социально-педагогических явлений. Например, разработка системы социально-правовой защиты детства в России; развитие детских домов в том или ином регионе страны; федеральная, региональные и муниципальные системы управления социальными службами для детей и др. Нельзя сказать, что такие системы не существуют, совсем наоборот, в практике происходит их интенсивное развитие. Однако их прогнозирование и развитие ведется, как правило, на стихийно-эмпирическом уровне.
Вторая большая область научных исследований связана с разработкой теорий, обслуживающих непосредственно социально-педагогическую деятельность: исследование содержания, методов и средств, используемых в деятельности социального педагога, взаимосвязь социальной педагогики с социальной работой, специальной и коррекционной педагогикой, историей социальной педагогики; разработка технологий деятельности социального педагога с различными группами детей и в различных социально-педагогических учреждениях и др. Например, разработка содержания и методов работы с детьми в различных социумах; работа социального педагога с семьей, в которой есть ребенок-инвалид; работа социального педагога с детьми отклоняющегося поведения; работа социального педагога в воспитательных колониях и др.
Наконец, третья большая группа проблем связана с профессиональной подготовкой социального педагога: разработка концепций такой подготовки, уточнение стандартов профессиональной подготовки социального педагога, разработка комплекса учебных пособий: по социальной педагогике, истории социальной педагогики, социально-педагогическим технологиям и др.; разработка содержания, форм и методов семинарских, лабораторных занятий, практикумов, форм и методов проведения практики, аттестации выпускников учебных заведений и др.
Эффективность научных исследований в социальной педагогике во многом зависит от того, какие источники она использует в своей творческой деятельности: подходы, образцы, идеи, технологии и др. В. И. Загвязинский выделяет пять таких источников: 1) общечеловеческие гуманистические идеалы, отраженные в так называемом социальном заказе общества; 2) достижения всего комплекса наук о человеке: психологии, педагогики, валеологии (науки о здоровом образе жизни), к этому также можно добавить философию, социологию, социальную работу; 3) теоретические концепции и отечественный и зарубежный опыт; 4) педагогический потенциал окружающей ребенка социальной среды (семьи, школы, учреждений культуры и др.); 5) творческий потенциал работников социальной сферы (социальных педагогов, социальных работников, социальных психологов и др.).
- Лекция 1 тема: социальная педагогика как наука и как сфера практической деятельности / 2 часа
- Лекция 1 тема: социальная педагогика как наука и как сфера практической деятельности / 2 часа
- Тема: научные подходы, логика и методология социально-педагогического исследования / 2 часа
- Содержание лекции
- 1. Сущность научного исследования
- 2. Задачи научного исследования в социальной педагогике
- 3.Этапы и методы социально-педагогического исследования
- Лекция 4 тема: социализация как социально-педагогическое явление / 2 часа
- Содержание лекции
- 1. О понятии «социализация»
- 2. Сущность социализации
- 3. Этапы социализации
- 4. Факторы социализации
- 5. Агенты социализации
- 6. Механизмы социализации
- 7. Составляющие процесса социализации
- Лекция 5 тема: человек в процессе социализации / 4 часа
- Содержание лекции
- 1. Человек как объект социализации
- 2. Человек как субъект социализации
- 3. Задачи, решаемые человеком в процессе социализации
- 4. Человек как жертва процесса социализации
- 5. Человек как жертва неблагоприятных условий социализации
- 6. Самоизменение человека в процессе социализации
- Тема: адаптация, ее место и роль в процессе социализации / 2 часа
- Рекомендуемая литература:
- Лекция 6 тема: факторы социализации / 6 часов
- Содержание лекции
- 1. Мегафакторы социализации
- 2. Макрофакторы социализации Страна
- Общество
- Государство
- 3. Мезофакторы социализации Регион
- Средства массовой коммуникации
- Субкультуры
- Тип поселения сельские поселения
- Малый город
- Поселок
- Муниципальная система социального воспитания
- Лекция 8 тема: социальное воспитание в процессе социализации / 2часа
- Группы сверстников
- Содержание лекции
- 1. Семья и семейное воспитание
- 2. Соседство
- 3. Группы сверстников
- 4. Религиозные организации и религиозное воспитание
- 5. Воспитательные организации и социальное воспитание
- 6. Контркультурные организации и диссоциальное воспитание
- 7. Микросоциум
- Лекция 9 тема: профессиональная деятельность социального педагога / 2часа
- Тема: методики и технологии социально-педагогической деятельности / 2 часа
- Содержание лекции
- 1. Сущность методов социально-педагогической деятельности и их характеристики
- 2. Социально-педагогические технологии и их особенности.
- Рекомендуемая литература:
- Лекция 11 тема: ребенок как объект и субъект спд / 2 часа
- Лекция 12 тема: понятие нормы и отклонения от нормы в социально-педагогической деятельности / 2 часа
- Тема: социально-педагогическая деятельность с семьей / 2 часа
- 1. Основные функции семьи
- 2. Социальный статус семьи и ее типология
- 3. Деятельность социального педагога по работе с семьей
- 4. Формы социально-педагогической помощи семье
- Список рекомендуемой литературы по теме:
- Социально-педагогическая деятельность с детьми, оставшимися без попечения родителей / 2 часа
- Содержание лекции
- 1. Характеристика основных понятий по теме попечения
- 2. Из истории опеки и попечительства детей в России
- 3. Попечение сирот в современных условиях
- 2. Вторая причина связана с принудительным изъятием ребенка из семьи, когда родителей лишают родительских прав в целях защиты интересов ребенка.
- 4. Социально-педагогическая деятельность с приемной семьей
- 5. Социально-педагогическая деятельность в учреждениях государственного попечения
- Список рекомендуемой литературы по теме:
- Тема: методика и технологии социально-педагогической деятельности с безнадзорными и беспризорными детьми / 2 часа
- Список рекомендуемой литературы по теме:
- Тема: специфика социально-педагогической деятельности с детьми, пострадавшими от семейного насилия / 2 часа
- Тема: девиации как социально-педагогическая проблема / 2 часа
- Содержание лекции
- 1. Предпосылки девиации в подростковом возрасте
- 2. Типы девиаций
- 3. Причины девиантного поведения подростков
- 4. Концепции девиации
- 2. В психологических и психиатрических концепциях акцент делается на личностные факторы человека.
- 3. Социологические концепции пытаются учесть в девиации социальные и культурные факторы, влияющие и определяющие поведение человека в обществе.
- Список рекомендуемой литературы по теме:
- Тема: социально-педагогическая деятельность с детьми девиантного поведения / 2 часа
- Содержание лекции
- Основные подходы к профилактике девиантного поведения подростков
- 2. Социально-педагогическая реабилитация подростков девиантного поведения
- 3. Реабилитационные социально-педагогические технологии
- Список рекомендуемой литературы по теме:
- Тема: социально-педагогическая деятельность с несовершеннолетними правонарушителями / 2 часа
- Содержание лекции
- 1. Индивидуальное профилактическое воздействие на личность несовершеннолетнего правонарушителя
- 2. Структура и содержание индивидуальной профилактической программы работы с несовершеннолетним правонарушителем
- 3. Уровни воспитательно-профилактического воздействия на личность несовершеннолетнего правонарушителя
- 4. Реабилитационные программы социально-педагогической деятельности в воспитательных колониях
- Список рекомендуемой литературы по теме:
- Содержание лекции
- 1. Проблема наркомании
- 2. Классификация и типы наркотиков
- 3. Особенности подростковой наркомании
- 4.Причины и последствия подростковой наркомании
- 5. Уровни вовлеченности подростков в употребление наркотических веществ
- Список рекомендуемой литературы по теме:
- Тема: специфика социально-педагогической деятельности с детьми, склонными к употреблению алкоголя / 2 часа
- Содержание лекции
- 1. Проблема алкоголизма
- 2. Особенности детского алкоголизма
- 3. Причины и последствия детского алкоголизма
- 4. Уровни вовлеченности детей в употребление спиртных напитков
- Список рекомендуемой литературы по теме:
- Тема: социально-педагогическая деятельность в конфессиях / 2 часа
- Содержание лекции
- 1. Функции религии в обществе
- 2. Христианские конфессии как субъект социально-педагогической деятельности
- 3. Истоки социально-педагогической деятельности в христианстве
- 4. Особенности осуществления социально-педагогической деятельности в различных христианских конфессиях
- 5. Социально-педагогическая деятельность в христианских конфессиях
- Список рекомендуемой литературы по теме: