logo search
57-3_Ponyatie_i_funktsii_sotsialnoy_politiki_Re

Государственная адресная социальная помощь

Одной из ключевых задач социального развития является предотвращение малообеспеченности (бедности). Государством осуществляется целенаправленная поддержка тех слоев населения, которые в силу объективных обстоятельств находятся в бедственном положении, не имея достаточных средств для удовлетворения своих основных жизненных потребностей и потребностей своей семьи.

В Республике Беларусь сформирована разветвленная система государственной социальной поддержки нуждающихся и социально уязвимых категорий граждан. В отличие от большинства бывших советских республик, которые по финансово-экономическим причинам переходного периода свернули преобладающую часть программ социальной поддержки населения, в Республике Беларусь не только сохранены ранее действовавшие программы, но и введен ряд новых: безналичные жилищные субсидии, адресная социальная помощь, система социальных стандартов. Получила развитие система социального обслуживания малообеспеченных граждан.

Важную роль в сокращении малообеспеченности играет поступательное повышение уровня государственных минимальных социальных гарантий, прежде всего – минимальной заработной платы и минимального размера пенсии по возрасту.

Минимальная заработная плата увеличилась с 44 тыс. руб. в 2003 году (когда она была установлена как государственная минимальная гарантия оплаты труда) до 179 тыс. руб. в 2007 году. Это, наряду с установлением повышающих коэффициентов к тарифным ставкам низкооплачиваемых работников бюджетной сферы, позволило более чем в 2,5 раза сократить количество работающих-бедных.

С 2001 года в республике введена специальная форма поддержки малообеспеченных граждан – государственная адресная социальная помощь. Она предоставляется тем семьям (гражданам), чей среднедушевой доход ниже установленного гарантированного минимума, и выплачивается в виде ежемесячного и единовременного социальных пособий. В 2006 году адресную помощь получили около 58 тыс. человек.

Предоставление этого вида поддержки вместе с другими формами государственной социальной помощи позволяет поддерживать доходы наименее обеспеченной части населения на минимально допустимом уровне.

В 2006 году удельный вес малообеспеченного населения сократился и составил 11,1% против 12,7% в 2005-м. Примечательно, что более динамично снижалась доля малообеспеченного населения в регионах с самыми широкими «поясами бедности» – Брестской, Витебской и Могилевской областях.

Усилению адресности и значимости государственной поддержки малообеспеченных граждан будет также служить принятие готовящегося Указа Президента Республики Беларусь об адресной социальной помощи. Документом будут установлены целевые формы государственной поддержки малообеспеченных граждан из числа ветеранов труда, учащейся и студенческой молодежи, других категорий граждан. Деньги, высвобождаемые от оптимизации льгот, предоставляемых по формально-категориальному принципу, пойдут на усиление социальной поддержки действительно нуждающихся.

Главными же условиями предотвращения малообеспеченности служат поступательный рост доходов граждан, их активное стремление к самостоятельному решению своих жизненных проблем, обеспечению благосостояния.