Социальное развитие – приоритет деятельности государства
Введение
В Республике Беларусь сложилась собственная модель социально-экономического развития, в центре которой – человек с его потребностями и интересами. В ее основе лежит активная социальная политика государства, направленная на создание условий для наиболее полной реализации личности человека, его гармоничного физического и духовно-нравственного развития.
За предшествующие годы республика добилась значительных результатов в решении этих задач. Беларусь вместе с Россией и Казахстаном занимает лидирующие позиции в СНГ по уровню заработной платы и пенсионного обеспечения, имеет самые высокие показатели занятости населения, одни из самых низких показателей бедности. Только за 2006 год реальные денежные доходы населения в Беларуси выросли на 18%, в Украине – на 17, России – на 10%, в развитых странах – от 0,4% в Германии до 3,4% – в Канаде.
Главная цель социально-экономического развития Республики Беларусь на ближайшие годы – повышение уровня и качества жизни населения на основе роста конкурентоспособности экономики. До 2010 года предусматривается обеспечить существенное повышение уровня занятости населения, размеров заработной платы, пенсий, социальных выплат, дальнейшее развитие и совершенствование здравоохранения, культурно-образовательной сферы, укрепление социальных гарантий и стандартов. По данным показателям страна должна приблизиться к уровню развитых европейских государств.
Это выполнимо, но требует напряженной работы всех звеньев экономики, эффективного использования имеющихся ресурсов, инициативного, творческого труда на каждом рабочем месте.
1. Развитие и совершенствование
социально-трудовой сферы
1.1. Обеспечение максимально полной
занятости – одна из ключевых задач
пятилетки
Состояние занятости и безработицы позволяют судить о национальном благополучии и эффективности выбранного пути экономического развития. По сравнению с рядом других стран, вступивших на путь рыночных преобразований, Беларуси удалось не допустить значительного уровня безработицы. В рамках имеющихся финансовых возможностей осуществляется социальная поддержка безработных.
Государства – участники СНГ | Уровень безработицы | Удельный вес зарегистрированных безработных, получающих пособие по безработице | |
на конец марта 2007 г., в % | |||
Азербайджан | 1,2 | 4,1 | |
Армения | 7,3 | 13,4 | |
Беларусь | 1,2 (в настоящее время – 1%) | 54,2 | |
Казахстан | 1,0 | с 1999 года выплата пособия по безработице отменена | |
Кыргызстан | 3,4 | 6,2 | |
Молдова | 1,7 | 9,6 | |
Россия | 2,3 | 85,1 | |
Украина | 2,8 | 71,9 |
Достижению контролируемой ситуации на рынке труда служит реализация мероприятий ежегодно разрабатываемых программ содействия занятости населения. В рамках реализации такой программы в первом полугодии текущего года на имевшиеся вакансии и созданные рабочие места трудоустроено 98 тыс. человек, в том числе 64 тыс. безработных; оказана финансовая поддержка в организации собственного дела 1,4 тыс. безработных; приняли участие в оплачиваемых общественных работах 44 тыс. человек, в том числе 29 тыс. безработных.
Снижается молодежная и женская безработица. В составе безработных удельный вес женщин уменьшился с 66,3% на 1 июля 2006 г. до 63,8% на 1 июля 2007 г. Доля молодежи за этот период сократилась с 44,7% до 40,1%.
Создание новых рабочих мест, содействие организации предпринимательской деятельности и самозанятости – основные условия вовлечения в экономику незанятых трудоспособных лиц, перехода из теневой, временной занятости в легальную, постоянную.
Особого внимания требует обеспечение занятости на селе, в малых городах и поселках, особенно проблемных, где уровень безработицы существенно превышает средние показатели и по республике, и по области. Для решения проблем социально-экономического развития этих населенных пунктов реализуются Государственная программа возрождения и развития села на 2005–2010 гг. (утверждена Указом Президента Республики Беларусь от 25 марта 2005 г. № 150), Государственная комплексная программа развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007–2010 гг. (утверждена Указом Президента Республики Беларусь от 7 июня 2007 г. № 265).
Так, в Комплексной программе развития регионов выделено 187 населенных пунктов, из которых 138 являются проблемными. Всего в них предусмотрено реализовать около 1 000 инвестиционных проектов, построить и ввести новые хозяйственные объекты и объекты социальной сферы. На данные цели будет направлено 5,55 трлн. руб., из них 37% – бюджетные средства.
Республиканскими органами государственного управления будут реализовываться такие проекты, как увеличение мощностей на РУГШ «Гранит» г. Микашевичи, организация новых производств на РУПП «Березатара», наращивание мощностей по производству цемента в Гродненской и Могилевской областях, строительство завода по производству газетной бумаги и деревянного домостроения в г. Шклове и др. Предприятиями коммунальной собственности должны быть осуществлены работы по реконструкции и модернизации производства на молочных комбинатах и маслосыродельных заводах в Пружанах, Поставах, Калинковичах, Чечерске, Щучине, Дятлово, Клецке, Березино, Слониме, Белыничах, на Глубокском и Рогачевском молочноконсервных комбинатах, организации производства детского питания в г. Высокое, рыбоконсервного и плодоовощного производства в г. Глуске, реконструкции фарфорового завода и бумажной фабрики в г. Добруше, строительству комбината строительных материалов в г. Лоеве.
Благодаря этому за 2007–2010 гг. в малых и средних городских поселениях будет создано более 100 тыс. новых рабочих мест, в том числе свыше 19 тыс. в малых и средних городах. Уровень безработицы там сократится до 1% и приблизится к средним показателям по областям.
Уже сегодня в ряде малых и средних городов и поселков по решению Правительства, а также по инициативе местных властей, руководства отдельных предприятий с привлечением банковских кредитов, иностранных инвесторов осуществляется строительство современных высокотехнологичных предприятий, объектов социальной сферы. Тем самым создаются новые рабочие места, обеспечиваются условия для устойчивой, эффективной занятости, формирования благоприятной среды проживания населения.
Три года назад Правительство страны приняло решение построить на базе старой биофабрики в п. Должа Витебского района современную, производство которой отвечает международному стандарту GMP. С 1 июля текущего года введен в строй первый пусковой комплекс производства гипериммунных сывороток. Сегодня на фабрике трудится 190 работников, только в этом году создано более 20 рабочих мест. Требуются молодые специалисты с высокой квалификацией. Через год здесь запланировано запустить второй комплекс с лабораториями, убойным цехом. Окончательный ввод биофабрики – в 2009 году. Будет создано 100 новых рабочих мест.
Иностранное предприятие «Лангхайнрих Конфекцион Бел» в с. Дивин Кобринского района – предприятие с немецким капиталом. Несколько лет назад население этого большого села, где живет 3,5 тыс. человек, жаловалось на отсутствие работы. Сегодня на нем создано 79 рабочих мест, а уже через год их ожидается не менее 150. Сегодня дивинцы шьют скатерти, салфетки, постельные комплекты из высококачественных немецких тканей (150 видов). Всю продукцию фирма поставляет в 4–5-звездочные отели, а также в рестораны по всему миру. По сути, получилось градообразующее предприятие, которое практически сняло проблему занятости в Дивине и его окрестностях.
Дивин – не единственное место, куда в Кобринском районе пришел капитал из Польши, Германии, Голландии, Чехии, Швеции, Швейцарии, Израиля. Еще более масштабный проект связан с СОООПП «Полесье» в районном центре, на площадях которого организовано производство изделий из пластмассы, в основном детских игрушек. За последние пять лет там создано более 800 рабочих мест, и предприятие стало градообразующим в Кобрине.
На сегодняшний день в Кобринском районе уже 51 иностранное предприятие, на которые приходится третья часть объемов промышленного производства. Безработица в районе сведена к минимуму: каждому нуждающемуся в работе и готовому работать предлагается место для трудоустройства.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Социальное развитие – приоритет деятельности государства
- 1.2. Повышение уровня заработной платы: задачи и пути решения
- 1.3. Достижения и ориентиры в области пенсионного обеспечения
- Поддержка ветеранов, пожилых людей, инвалидов
- Государственная поддержка молодежи
- Государственная адресная социальная помощь
- 2. Развитие отечественного здравоохранения
- 2.1. Здоровье граждан – здоровье нации
- 2.2. Формирование эффективной системы здравоохранения
- 3. Культурно-образовательное развитие
- Реформирование системы образования: основные итоги и перспективы
- 3.2. Развитие национальной культуры
- 3.3. Массовое физкультурное движение и занятие спортом – важнейшие предпосылки здорового образа жизни
- 3.4. Туризм в Беларуси
- Заключение
- Содержание
- Развитие и совершенствование