1.2. Повышение уровня заработной платы: задачи и пути решения
Обеспечение эффективной занятости создает устойчивый источник для получения и роста доходов населения, и прежде всего заработной платы. Это означает, что эффективность тех или иных инвестиционных решений должна оцениваться в том числе и с учетом того, насколько надежные и приемлемые заработки они способны обеспечить занятым работникам.
От уровня и динамики оплаты труда зависят не только общее благосостояние работников и их семей, но и желание людей работать с отдачей, налоговое наполнение бюджета, возможности для повышения пенсий, социальных пособий, покупательский спрос.
Исходя из этого в республике на основе стабилизации экономики реализуется курс на поступательный рост заработной платы. Выполнение прогнозных показателей и заданий в этой области находится под постоянным пристальным контролем Главы государства, Правительства, местных исполнительных и распорядительных органов. Это позволило за последние годы в несколько раз повысить средний размер заработной платы в стране: с 75 долл. США в эквиваленте в 2000 году до 312 в 2006-м, или в 2,4 раза с учетом динамики потребительских цен. По уровню оплаты труда республика занимает третье место среди государств СНГ.
На 2007 год поставлена задача довести среднемесячную заработную плату по республике до 340 долл. США, в бюджетном секторе экономики – до 300.
Это вполне реально. В июне текущего года среднемесячная заработная плата в целом по экономике достигла 331 долл. в эквиваленте, в бюджетном секторе – 299.
В отличие от других государств, идущих по пути рыночных преобразований, в республике в основном преодолены такие явления как задолженность и задержки с выплатой заработной платы.
Вместе с тем остается проблема низкого уровня заработной платы в организациях коммунальной формы собственности, расположенных в районах, а также в таких отраслях как сельское хозяйство, социальное обеспечение, культура, легкая промышленность.
Государства – участники СНГ | Средняя заработная плата в декабре 2006 г., в долл. США |
Азербайджан | 173 |
Армения | 221 |
Беларусь | 312 |
Казахстан | 402 |
Кыргызстан | 105 |
Молдова | 168 |
Россия | 545 |
Таджикистан | 45 |
Украина | 253 |
Этим проблемным отраслям и организациям доводятся более высокие задания по росту заработной платы, реализуется и жестко контролируется выполнение системы мер по достижению уровня оплаты труда не менее 200 долл. США в эквиваленте.
В сельском хозяйстве предусмотрено достичь такого уровня в 2007–2008 гг. Но благодаря опережающим темпам роста оплаты труда в сельском хозяйстве за последний год уже в июне 2007 г. среднемесячная заработная плата в этой отрасли составила 209 долл. в эквиваленте. В июне текущего года только в двух районах – Кормянском и Хотимском – средний уровень заработной платы был ниже 200 долл. США в эквиваленте.
Однако количество СПК и предприятий коммунальной собственности с низким уровнем оплаты труда остается значительным. Это требует активизации усилий руководителей предприятий, местной власти, заинтересованных министерств по финансовому оздоровлению предприятий, реконструкции, повышению эффективности производства, завоеванию рынков сбыта. Опыт показывает, что на ряде предприятий, расположенных в малых и средних городах и поселках, где такие усилия предпринимаются, заработная плата приближается или даже превосходит средние показатели по области и республике.
В настоящее время в стране созданы основные возможности для того, чтобы люди своим трудом могли обеспечивать себе и своим семьям приемлемый, растущий, уровень дохода. Но для этого необходимо проявление трудовой ответственности, дисциплины и инициативы со стороны каждого трудоспособного гражданина.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Социальное развитие – приоритет деятельности государства
- 1.2. Повышение уровня заработной платы: задачи и пути решения
- 1.3. Достижения и ориентиры в области пенсионного обеспечения
- Поддержка ветеранов, пожилых людей, инвалидов
- Государственная поддержка молодежи
- Государственная адресная социальная помощь
- 2. Развитие отечественного здравоохранения
- 2.1. Здоровье граждан – здоровье нации
- 2.2. Формирование эффективной системы здравоохранения
- 3. Культурно-образовательное развитие
- Реформирование системы образования: основные итоги и перспективы
- 3.2. Развитие национальной культуры
- 3.3. Массовое физкультурное движение и занятие спортом – важнейшие предпосылки здорового образа жизни
- 3.4. Туризм в Беларуси
- Заключение
- Содержание
- Развитие и совершенствование