Реформирование системы образования: основные итоги и перспективы
Система образования Беларуси динамично развивается. Сегодня она сопоставима с образовательными системами наиболее развитых государств мира и по эффективности, и по результатам обучения и воспитания. Это подтверждается, к примеру, победами белорусских студентов и школьников на международных предметных олимпиадах, ростом популярности высшего образования в нашей стране.
Совершенствуется законодательная база. В 2006 году принят Закон Республики Беларусь «Об общем среднем образовании», в июле 2007-го – «О высшем образовании». В настоящее время дорабатывается Кодекс Республики Беларусь об образовании, который в скором времени будет направлен на рассмотрение в Национальное собрание.
Грамотное и всеобъемлющее правовое обеспечение – необходимое условие инновационного развития системы образования. Его цель шире, чем простая передача знаний новым поколениям. Это подготовка кадров для отраслей экономики и социальной сферы, участие в воспитании подрастающих поколений, формирование общественного сознания и культуры граждан. Реализация данных задач требует кардинальных изменений в образовательной сфере.
В системе дошкольного образования продолжает совершенствоваться многофункциональная сеть дошкольных учреждений, открываются новые специальные, санаторные и интегрированные группы.
Растет образовательный уровень педагогов, работающих в детских садах: 45% из них имеют высшее образование (в 2003 году – менее 40%). Все больше родителей доверяют воспитание своих детей профессионалам. Если в 2001 году дошкольные учреждения посещали 69,3% детей, то в 2007-м этот показатель вырос до 82,3%.
Практически завершена школьная реформа, в соответствии с которой введены 12-летний срок обучения в школе, десятибалльная система оценки знаний; осуществляется подготовка к введению массового профильного обучения на старшей ступени (ХI–ХII классы). Законодательно закреплена возможность изучения общеобразовательных предметов учащимися на разных уровнях сложности. При этом время, отводимое на изучение предметов на повышенном и углубленном уровнях, возрастает в 2–3 раза.
С 2006/2007 учебного года в школах преподается курс «Мое профессиональное будущее», цель которого – помочь учащимся выбрать профессию с учетом собственных интересов, способностей и востребованности на современном рынке труда.
Отечественными учеными и педагогами разработаны новые учебники и учебно-методические комплексы. К началу 2007/2008 учебного года подготовлено 126 наименований учебной литературы, из них только 24 переиздания, а 102 учебника – новые. Дальнейшее развитие получило использование учителями компьютерных, интерактивных и других современных технологий, расширяющих возможности обучения и воспитания детей.
В связи с сокращением численности учащихся в 2006/2007 учебном году число общеобразовательных учреждений в Беларуси уменьшилось на 113 единиц. Только в Минской области в текущем году закрывается 18 школ – 3 начальных, 14 базовых и 1 средняя. Для оставшихся ребят проблема образования решена – их будут доставлять к месту учебы 25 новых автобусов, на покупку которых было выделено 1,5 млрд. руб. из областного бюджета. Закрытые малокомплектных школ имеет свои положительные аспекты. Ведь в крупных школьных учреждениях, куда организованно доставляют учащихся из близлежащих деревень, дети получают более широкие возможности для обучения. Всего в 2007/2008 учебном году на территории Минщины будет осуществляться организованный подвоз более чем 13 тыс. учащихся.
Дальнейшее развитие школьного образования в Беларуси ставит новые актуальные проблемы. Например, как оптимизировать учебную нагрузку, чтобы и необходимые знания дать, и здоровье школьников сберечь. Предстоит также выяснить, какова отдача для реальной экономики от разделения на средние школы, гимназии, лицеи и колледжи. Ведь по закону в любом из таких учреждений возможно изучение предметов на углубленном уровне. Из года в год совершенствуется система централизованного тестирования. Тем не менее все вопросы школьной реформы решаются в соответствии с одним требованием: не нарушить базовые принципы отечественного образования – доступность, бесплатность и высокое качество.
Развитие профессионально-технического образования направлено на формирование открытой и доступной системы обучения, позволяющей максимально удовлетворить потребность экономики в квалифицированных рабочих (служащих). Профессионально-техническое образование в республике нацеливает на непрерывное совершенствование профессионального мастерства, продолжение обучения в системе среднего специального или высшего образования.
С 2000 года в стране идет процесс создания на базе традиционных ПТУ профессиональных лицеев и профессионально-технических колледжей с целью расширения их многофункциональности и многопрофильности. Это улучшает качество профтехобразования. Сегодня около 70% выпускников ПТУ преобретают две и более профессии, что повышает их шансы на рынке труда. Более 90% выпускников ПТУ (из числа обучающихся на основе общего базового образования) одновременно с рабочей профессией получают общее среднее образование и при желании могут продолжить учебу в средних специальных и высших учебных заведениях страны.
В 2006/2007 учебном году более 8 тыс. учащихся в профессионально-технических колледжах получали среднее специальное образование, интегрированное с профессионально-техническим, в сокращенные сроки.
С целью повышения интереса к избранной профессии, развития творческих способностей у учащихся ПТУ проводятся республиканские конкурсы профессионального мастерства, слеты молодых изобретателей и рационализаторов, фестивали декоративно-прикладного творчества.
Ситуация на рынке труда сегодня складывается таким образом, что наиболее востребованы именно рабочие специальности.
Более 80% выпускников ПТУ предоставляется первое рабочее место, остальные продолжают обучение на следующем уровне образования. Так, 9% выпускников нынешнего года стали студентами средних специальных и высших учебных заведений.
В системе среднего специального образования Республики Беларусь работают 123 государственных и 10 частных ссузов (техникумы, училища, колледжи), а также 53 профессионально-технических колледжа, 3 высших колледжа, где интегрируется подготовка специалистов на уровнях среднего специального и высшего образования, 6 учебных комплексов, созданных на базе общеобразовательных школ.
Идея непрерывного профессионального образования реализуется путем интеграции подготовки специалистов в учреждениях, относящихся к различным уровням образования (среднему специальному, высшему, профессионально-техническому). В республике появились новые типы учреждений образования – учебно-педагогические комплексы «гимназия–колледж», профессионально-технические колледжи, университетские комплексы.
Произошло изменение объемов и структуры подготовки специалистов. Теперь ссузы будут выпускать больше работников для отраслей машиностроения, лесного хозяйства, транспорта, теплоэнергетики. В связи с возникшими трудностями в трудоустройстве выпускников сокращен прием на места, финансируемые из бюджета, по юридическим специальностям на 10%, экономическим – на 18% и педагогическим – на 20%. На треть уменьшен прием в педагогические колледжи Минской области. Отчасти это обусловлено тем, что растет квалификационный уровень педагогов, рынок труда обеспечен специалистами с высшим образованием.
Получение высшего образования в Республике Беларусь предоставляют 53 учреждения (из них государственных – 43, частных – 10). Ежегодно вузы республики выпускают более 50 тыс. специалистов с высшим образованием, полностью обеспечивая подготовку кадров по всем отраслям экономики и социальной сферы страны.
Развитие высшей школы в Беларуси идет в ногу со временем. За последние 10 лет перечень специальностей высшего образования обновлен более чем на 40%.
Престиж высшего образования постоянно растет. Прием на бюджетные места не снижается. В то же время общее количество студентов из года в год увеличивается, прежде всего за счет «платников». Это говорит о том, что уровень благосостояния растет, и все больше людей имеют возможность учить своих детей за деньги, если те не прошли по конкурсу в высшее учебное заведение.
Сформирована двухступенчатая система высшего образования. Первая ступень направлена на подготовку квалифицированных специалистов для реального сектора экономики и социальной сферы. Срок учебы здесь составляет 4–5 лет и может увеличиваться не больше чем на 1 год при обучении по наиболее сложным специальностям, на вечерней и заочной формах получения высшего образования.
Вторая ступень высшего образования (магистратура) обеспечивает подготовку специалистов для научно-исследовательской, инновационной деятельности. Срок обучения – от 1 до 2 лет. Диплом магистра дает право на поступление в аспирантуру.
В республике создана система распределения и закрепления на местах молодых специалистов. Получив высшее образование за счет бюджетных средств, они распределяются на свое первое рабочее место. Закон Республики Беларусь «О высшем образовании» обязывает либо приступить к работе, либо вернуть государству затраченные средства. В текущем году 98% выпускников прибыли на работу по распределению. К тем, кто не выполняет требований закона, применяют судебные санкции. Так, поступившую по целевому направлению выпускницу Минского государственного лингвистического университета, которая не прибыла по распределению в Дрогичинский район, суд обязал возместить вузу расходы на обучение в сумме более 18 млн. руб.
Одно из приоритетных направлений государственной политики, обеспечивающей эффективное социальное развитие, – поддержка талантливой молодежи. За год, прошедший после утверждения Указом Президента Республики Беларусь Государственной программы «Молодые таланты Беларуси» на 2006–2010 гг., расширена сеть учреждений образования, работающих с талантливой молодежью. Значительно пополнился банк данных одаренной молодежи, созданный в специальном фонде Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов. В настоящее время он содержит информацию о более чем 6 тыс. выпускников и их карьерном росте.
Знакомство с идеологией государства, в котором живешь, служит, прежде всего, воспитанию активной гражданской и политической позиции, формированию своеобразной социальной грамотности. Демократические идеалы останутся пустыми словами, если не будут предполагать совместной осмысленной деятельности людей ради процветания своей страны. Будущее – за профессионализмом, помноженным на патриотизм и гуманистические ценности.
Образование в современном мире в значительной мере становится основой социально-экономического прогресса. Эксперты утверждают, что уже сегодня различия между развитыми и развивающимися государствами только на одну треть обусловлены различием в экономике, а на две трети – различием в уровне и качестве образования. Именно поэтому в Республике Беларусь образованию уделяется самое пристальное внимание.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Социальное развитие – приоритет деятельности государства
- 1.2. Повышение уровня заработной платы: задачи и пути решения
- 1.3. Достижения и ориентиры в области пенсионного обеспечения
- Поддержка ветеранов, пожилых людей, инвалидов
- Государственная поддержка молодежи
- Государственная адресная социальная помощь
- 2. Развитие отечественного здравоохранения
- 2.1. Здоровье граждан – здоровье нации
- 2.2. Формирование эффективной системы здравоохранения
- 3. Культурно-образовательное развитие
- Реформирование системы образования: основные итоги и перспективы
- 3.2. Развитие национальной культуры
- 3.3. Массовое физкультурное движение и занятие спортом – важнейшие предпосылки здорового образа жизни
- 3.4. Туризм в Беларуси
- Заключение
- Содержание
- Развитие и совершенствование