3.4. Туризм в Беларуси
Наша страна славится многообразием и красотой природы, уникальным культурно-историческим наследием. В Беларуси много памятников природы, природных лечебных ресурсов, охотничьих и рыболовных угодий.
В республике 4 национальных парка, 97 заказников, более 10 тыс. озер, около 20 тыс. рек. На ее территории расположено свыше 15 тыс. объектов, имеющих историческую, культурную, архитектурную значимость, есть много памятных мест, связанных с именами выдающихся деятелей мировой истории и культуры. Все это создает предпосылки для развития туризма в Беларуси.
Основные направления развития отрасли отражены в Законе Республики Беларусь «О туризме», Национальной программе развития туризма на 2006–2010 гг., Государственной программе возрождения и развития села на 2005–2010 гг., Государственной комплексной программе развития регионов, малых и средних поселений на 2007–2010 гг.
Для привлечения туристов посещение исторических объектов совмещается с проведением культурных мероприятий. Например, в г. Каменце можно увидеть знаменитую Каменецкую вежу и побывать на международном театральном фестивале «Белая вежа», в г. Полоцке – совместить посещение православной святыни – Софийского собора и международного фестиваля органной музыки «Званы Сафіі». В костеле Святого Станислава в г. Могилеве проводится фестиваль «Магутны Божа». С каждым годом растет популярность фестиваля искусств «Мирский замок».
Сегодня поставлена задача развить инфраструктуру европейского уровня на сложившихся культурно-туристических маршрутах, например, на трассе Минск – Несвиж – Мир – Новогрудок – Лида – Гродно. Тот факт, что при наличии значительного количества объектов старины инфраструктура оставляет желать лучшего, серьезно сдерживает функционирование туризма и не способствует сохранению исторического наследия.
При этом в мире увеличивается спрос на туристско-экскурсионные услуги. Их экспорт занимает 3 место после нефти и газа. Так, в странах Евросоюза туристическая отрасль приносит до 5,5% ВВП. Ведь туризм – это перспективный бизнес, источник пополнения государственной казны, сфера обеспечения занятости населения, а также возможность поднять престиж своего государства на международной арене.
Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2010 гг. в качестве важной задачи определено расширение въездного туризма. С данной целью в регионах страны создается соответствующая инфраструктура, формируются центры и зоны туризма, осваиваются новые туристические маршруты. Активно развивается гостиничное хозяйство, придорожный сервис, историко-культурное наследие, санаторно-курортные и заповедные территории. Для привлечения зарубежных гостей предусмотрено более широко использовать существующую санаторно-курортную базу страны, сеть национальных парков, заказников и заповедников.
Растет популярность туризма и у граждан республики, в том числе его новых видов – познавательного, оздоровительного, спортивного, религиозного, агроэкотуризма. На сегодняшний день субъектами туристической деятельности проводится 336 туристско-экскурсионных маршрутов по территории страны. Создано 79 новых разноплановых тематических экскурсий и туров, ориентированных на разные социальные группы.
В государстве создаются необходимые условия для сельского туризма. 2 июля 2006 г. Президентом страны подписан Указ № 372 «О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь». Сегодня в Беларуси имеются усадьбы, отвечающие самым высоким требованиям. Хозяева предлагают туристам и отдыхающим походы на байдарках, краеведческие маршруты, велотуры.
К услугам любителей природы – экологический туризм. Он предполагает создание специальных троп и мест, где можно наблюдать за дикой природой. Главный принцип – не нанести ущерба природному равновесию.
Широкую известность в нашей стране и за рубежом приобрел также охотничий туризм.
В Беларуси, где более 10 тыс. озер, свыше 20 тыс. рек, активно развивается водный туризм. Так, в стране воссоздан уникальный объект водного туризма – Августовский канал, что позволяет представлять туристам этот уникальный памятник инженерного зодчества ХIХ века вместе с прилегающими к нему территориями. Вместе с тем требуется дальнейшее развитие их туристской инфраструктуры.
В республике возрождается спортивно-оздоровительный туризм. Природные ландшафты отвечают требованиям организации пеших, конных, велосипедных, байдарочных, парусных походов и спортивных соревнований. С целью рационального использования сферой туризма национального культурного наследия и наиболее ценных природных комплексов разработана Государственная инвестиционная программа возрождения историко-культурного и природного наследия республики «Золотое кольцо Беларуси», проектом которой предусматривается создание многоточечной специальной экономической зоны «Золотое кольцо Беларуси» туристско-рекреационного типа.
Туристическую деятельность на территории государства осуществляют более 600 субъектов хозяйствования, в них работают свыше 7 тыс. человек.
Особое внимание уделяется развитию туризма в малых и средних городах. Государственной комплексной программой развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007–2010 гг. разработан комплекс мер по развитию туризма в регионах. Предусматривается реставрация объектов историко-культурного наследия, строительство новых агротуристических комплексов. Так, в г. Ветка Гомельской области планируется организовать комплекс народных ремесел, включающий кузню, мастерскую народных поделок и народную лавку. В Минской области намечено создание туристской деревни в д. Городок Молодечненского района, экотуристской деревни в Вилейском районе, строительство охотничьего хозяйства «Королевская охота» и возведение туристского объекта «Березинская панорама» в Борисовском районе.
В первом полугодии 2007 г. в объекты туристической инфраструктуры в регионах республики инвестировано 151,5 млрд. руб. (около 70% – средства предприятий негосударственной формы собственности). Среди данных объектов – фрагменты комплекса бывшей резиденции графов Пусловских в г. Коссово Брестской области; Центр развлечений, туризма и отдыха на озере Велье в Витебской области; культурно-этнографический комплекс в г. Мозыре; усадебно-парковый комплекс в н. п. Красный Берег Жлобинского района; Борисо-глебская (Коложская) церковь в г. Гродно; дворец Потемкина в г. Кричеве Могилевской области, а также агротуристические комплексы в Поставском, Смолевичском и Гродненском районах, культурно-этнографический комплекс в Могилевском районе.
В целях продвижения национального туристического продукта на внешнем и внутреннем рынках и пропаганды туристических возможностей Беларуси за рубежом представители этой отрасли принимают участие в проведении международных специализированных выставок.
4. Процесс дебюрократизации –
важнейшая составляющая
строительства государства
для народа
Дебюрократизация – основной вектор построения государства для народа на современном этапе. Она означает жизнь простых людей без чиновничьей волокиты и формализма. На это направлена Директива Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2006 г. № 2 «О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата».
Процесс дебюрократизации предполагает поиск таких способов и средств, которые позволили бы упростить процедуру рассмотрения вопросов в органах государственного управления, ускорить принятие решений и приблизить власть к простому человеку, сделать ее работу более прозрачной и понятной для народа. Своевременное принятие Директивы сделало недопустимым т. н. «кабинетный» стиль работы. Руководители обязаны принимать решения только после объективного анализа реальной обстановки на местах.
Ранее для того, чтобы получить элементарную справку, необходимо было пройти целый ряд инстанций и согласований. И, что самое важное, все это должен был делать сам гражданин. Негативные факты проявления бюрократизма в деятельности чиновников тормозили развитие общества.
Теперь дело обстоит иначе. Заложены правовые основы для организации работы с гражданами по заявительному принципу «одно окно».
Повсеместно пересматриваются графики работы различных учреждений, налажены «горячие» и прямые линии. Проводится обучение кадров, непосредственно занимающихся выдачей справок и других документов.
К примеру, в г. Кировске Могилевской области «одно окно» объединило в общем здании сразу 14 районных служб. Создание единого центра по обслуживанию населения сделало его услуги максимально удобными и доступными для населения. Теперь в одном месте расположены нотариальная, землеустроительная и кадастровая службы, организация по разработке проектно-сметной документации для индивидуального домостроения, архив с данными о трудовом стаже жителей, жилищно-коммунальная служба, ГАИ и другие структуры.
Необходимая информация о работе государственных органов доводится до сведения населения через средства массовой информации. Значительная часть вопросов граждан снимается в ходе проведения прямых линий, выступлений представителей органов госуправления в средствах массовой информации, встреч в рамках единого дня информирования.
Анализ обращений граждан свидетельствует о том, что по-прежнему наибольшее число вопросов и проблем возникает в сфере строительства, благоустройства, жилищно-коммунального хозяйства.
В республике происходит оптимизация работы жилищно-коммунального хозяйства, совершенствуется порядок оказания услуг населению. Так, во многих городах функционируют единые расчетно-информационные центры, осуществляющие прием платежей и предоставляющие населению всю необходимую информацию.
Чтобы не образовывались очереди, в практику работы государственных органов и организаций введена предварительная запись граждан на прием, в том числе по телефону. Практикуется предварительное консультирование граждан по интересующим их вопросам.
Практически все исполнительные комитеты и администрации городских районов разработали и разместили в глобальной компьютерной сети свои официальные веб-сайты. На них содержится информация о работе по принципу «одно окно», графики приема граждан и другая информация, которая постоянно обновляется и дополняется.
Одной из важнейших задач на перспективу является формирование единой национальной информационной сети, объединяющей локальные сети государственных органов всех уровней. Это позволит перейти на принципиально новый уровень работы государственных органов, сделать ее более удобной для людей.
Дебюрократизация аппарата управления, воспитание гражданственности и патриотизма, развитие народно-хозяйственного комплекса, экономия и бережливость, повышение уровня жизни людей – главные условия высокого авторитета власти.
Государство для народа станет реальностью при условии участия каждого в строительстве сильной и процветающей Беларуси.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Социальное развитие – приоритет деятельности государства
- 1.2. Повышение уровня заработной платы: задачи и пути решения
- 1.3. Достижения и ориентиры в области пенсионного обеспечения
- Поддержка ветеранов, пожилых людей, инвалидов
- Государственная поддержка молодежи
- Государственная адресная социальная помощь
- 2. Развитие отечественного здравоохранения
- 2.1. Здоровье граждан – здоровье нации
- 2.2. Формирование эффективной системы здравоохранения
- 3. Культурно-образовательное развитие
- Реформирование системы образования: основные итоги и перспективы
- 3.2. Развитие национальной культуры
- 3.3. Массовое физкультурное движение и занятие спортом – важнейшие предпосылки здорового образа жизни
- 3.4. Туризм в Беларуси
- Заключение
- Содержание
- Развитие и совершенствование