logo search
Аналитический доклад

Дистрибуция

Прокатные компании являются одним из звеньев цепи с наименьшими рисками, особенно те компании, которые прокатывают голливудские фильмы с понятным и предсказуемым прокатным потенциалом.

Представители кинокомпаний-мейджоров, действующих на отечественном рынке кинопроката, оценивают кризис скорее положительно, так как, с одной стороны, он нанес им урон значительно меньший, чем их конкурентам, и во-вторых, стал поводом пересмотреть свой взгляд на модель ведения бизнеса. В том числе он стимулировал к тому, чтобы найти более практичные, энергоемкие, финансово оправданные схемы продажи продукта и переосмыслить подходы к маркетингу. Основной проблемой для них стала девальвация рубля, так как большая часть их расходов является долларо-зависимой.

В условиях кризиса, когда менее крупным компаниям тяжелее выживать, на рынке кинопроката произошла еще большая концентрация. За первые 9 месяцев 2009 года 98% всех сборов собрали 10 прокатных компаний, при этом пятерка лидеров собрала 90% кассовых сборов. Для сравнения, в 2008 году та же по составу пятерка лидеров собрала 79% всех кассовых сборов.

Столь высокую долю крупных дистрибуторов, прокатывающих фильмы голливудских мейджоров, отчасти связывают с рекогносцировкой, которая произошла среди независимых прокатных компаний. В том числе в 2009 году на рынке закрылось несколько прокатных компаний, и появились две молодые, занявшие активную позицию в своем сегменте отрасли – «Вольга» и «ЛеоПолис». Прокатная компания «Наше кино» объединила усилия трех игроков рынка. Конкуренция между независимыми прокатными компаниями достаточно сильная, и делать прогнозы, какие из них смогут аккумулировать достаточное количество творческих и финансовых ресурсов для победы в этой борьбе в ближайшие 2-3 года, пока невозможно. Все прокатные компании, не имеющие за собой “подушку безопасности” в виде 100% голливудских хитов, сейчас стоят перед вызовом времени, когда их путь развития зависит только от того, насколько они будут способны на него ответить, аккумулировать творческие и интеллектуальные силы для удержания или завоевания собственной позиции на рынке.

Таблица 3. Прокатные компании РФ, 9 месяцев 2009 года

Другие виды дистрибуции фильмов – DVD-прокат и ТВ-показ, а также показ фильмов через Интернет (VOD, Video-On-Demand), который пока абсолютно не развит в России – не приносят доходов, которые были бы сопоставимы с доходами от кинотеатрального проката. Доля кассовых сборов в доходах создателей фильма доходит в России до 90%, тогда как в США доля кинотеатрального проката для среднего проекта составляет 40-60%.

Какие тенденции можно отметить в отношении альтернативных способов дистрибуции? Во-первых, всем очевидно, что DVD находится на стадии устаревания технологии. Ему на замену приходит как новый формат дисков – Blue-ray, так и способы передачи информации вообще без помощи дисков. Потребность в DVD пока сохраняется в регионах, где Интернет пока не стал высокоскоростным и дешевым, вследствие чего, пиратское скачивание фильмов затруднено. Но в целом идет явная тенденция на спад.

В отношении организации легального скачивания фильмов в Интернете можно отметить, что до сих пор никем не создано удобного ресурса, позволяющего зрителю получить, во-первых, широкий выбор картин для просмотра, во-вторых, в достаточно удобной и безопасной форме платить за такую услугу.

Наиболее удобный с потребительской точки зрения способ оплаты – это СМС-сообщения, так как он обеспечивает максимальную безопасность по сравнению с оплатой при помощи банковской карты через Интернет, плюс мобильный телефон не требует дополнительных усилий для того, чтобы специально положить на него деньги – любой человек так или иначе кладет деньги на мобильный телефон, чтобы звонить. Однако такой способ оплаты достаточно дорогой с точки зрения отчислений оператору сотовой связи. Как альтернативный вариант, конкурентоспособным способом оплаты могут выступить счета на платежных терминалах – люди пользуются терминалами для оплаты услуг сотовой связи и Интернета, и внесение денег на счет для оплаты различных услуг, получаемых в Интернете, не должно быть слишком сложной задачей. Кроме того, цена обязана быть конкурентоспособной по сравнению со стоимостью DVD.

Интерфейс и процедура скачивания должны быть максимально удобны и просты для пользователей по сравнению с ресурсами, предоставляющими пиратские копии фильмов, чтобы составить конкуренцию тем же торрентам, на которых необходимо еще разобраться в самой системе скачивания фильмов.

Если говорить о содержании порталов, то для конкурентоспособного пиратам предложения необходимо объединить усилия нескольких правообладателей, чтобы на сайте были представлены фильмы различных компаний. Как пример можно взять сайт www.video24.ru - проект компании «Централ Партнершип», который, в настоящее время либо приостановлен, либо вовсе прекратил свое существование (при наборе указанного адреса попадаешь на сайт ЦПШ). На нем была реализована система удобной оплаты видео, своевременно размещались релизы, но предлагаемый пакет фильмов в основном состоял из релизов ЦПШ. И если профессионалам кинобизнеса понятна связь между представленными там фильмами, то обычному зрителю не понятно, почему он на сайте может посмотреть «Бой с тенью», но не может посмотреть фильм «12» или «Адмиралъ». В любом случае, нужно отметить значимость данного проекта для отрасли как первой попытки цивилизовать рынок и легализовать показ фильмов через Интернет.

И самое главное условие, без реализации которого video-on-demand никогда не станет коммерчески целесообразным проектом – это решение проблемы пиратства в Интернете. Данному вопросу посвящена отдельная глава.