10.1. Понятие личности и механизм ее формирования
С позиций научной философии личность есть социальный индивид в его деятельности и отношениях. Или, иначе, личность — это индивидуальная общественная сущность, связанная с сущностью общества. Личность — конкретно-историческое образование, а в классовом обществе — классовое. Как конкретное единство всеобщего, особенного и единичного, она обладает не только общими чертами, присущими определенному типу личности, но и собственно индивидуальными чертами, свойственными только данному конкретному индивиду. По Марксу, “сущность “особой личности” составляет не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная физическая природа, а ее социальное качество”151, т.е. способность производить себя и общество, производить родовую сущность. Если понятие индивидуальности акцентирует внимание прежде всего на особенном, специфическом, своеобразном в индивиде, то понятие личности — на всеобщем, родовом, на том, что делает человека именно человеком, человечным (гуманным), жизнеспособным существом.
Ф Социализация индивида
Для творческой личности свойственно гармоничное сочетание способностей и потребностей. Такое сочетание предполагает, что уровень развития способностей качественно и количественно превышает уровень развития личного благополучия, или, иначе, личные притязания должны быть ниже вклада личности в общественное развитие. Качество личности, ее отношение к труду значительно изменяется в соответствии с осознанием собственных способностей, ибо такие важнейшие личностные черты, как достоинство, смысл жизни, престиж в большей мере определяются способностями человека, а не его потребностями. Реализация способности к труду приводит к ее самовозрастанию, доведению до степени мастерства и появлению на этой базе новых способностей. Если же способность применяется односторонне (например при конвейерном труде), то она быстро исчерпывает себя.
По данным западных психологов, сложную и противоречивую реальность более точно и оптимистично воспринимают творческие, самоактуализирующиеся индивиды. Они имеют дело прежде всего с объектами, а не с субъективными желаниями, надеждой, переживаниями, лучше отличают конкретное и индивидуальное от абстрактного и общего и потому способны жить в реальном мире, а не в искусственной среде ожидания, стереотипов. Неизвестное более притягательно для них, чем известное, ибо основной мотив их жизни — это собственный рост, развитие, самовыражение, решение реальных проблем, внешних по отношению к ним, зависимость в большей мере от собственного потенциала (самодостаточность), “чувство общности с человечеством” (Адлер), творческое и ответственное отношение к любой деятельности. Самоактуализирующиеся индивиды, как правило, обладают более высокими, чем приспосабливающиеся индивиды, интеллектуальными способностями, живут в мире универсальных и долговременных ценностей, отчуждены от обычных условностей, способны к большей самоотдаче, сотрудничеству, индивидуализации, спонтанности в поведении, мыслях, чувствах. Приспосабливающиеся, нивелирующие свою индивидуальность индивиды, напротив, чаще заблуждаются интеллектуально, их прогнозы на будущее оказываются менее точными, основной мотив их жизни — стремление к удовлетворению естественных потребностей, им свойственна сильная зависимость от природной и социальной среды, подражание, агрессия, тяга к авторитарности, низкая самоотдача, отсутствие или утрата смысла жизни.
Процесс социализации на всех уровнях является двусторонним: с одной стороны, личность формируется под влиянием коллектива индивидов, осуществляющих деятельность и вступающих в отношения друг с другом, с другой — она саморазвивается через осуществляемую ею деятельность, в первую очередь труд. Нередко двусторонность процесса становления и развития личности игнорируется, т.е. социализация трактуется односторонне, сводится к формированию под влиянием социальной среды, общества. В действительности социальная среда, сколь бы она ни была благоприятной, не может заставить индивидов развиваться, если они не обладают внутренним потенциалом (тенденцией) к саморазвитию. Как справедливо считает Б.Г. Ананьев, “превращение человека из объекта в субъект осуществляется лишь посредством собственной деятельности”152. Развитие личности поэтому есть саморазвитие, осуществляемое под влиянием среды.
Общество, социальная среда воздействуют на индивида двояко: целенаправленно (через систему воспитания в семье, школе, трудовом коллективе и т.д.) и непосредственно, стихийно (через повседневную деятельность, события, образ жизни в целом). Поэтому воспитание в широком смысле — это целенаправленное воспитание и воспитание образом жизни. Формирование человека не узколокальный процесс; это процесс воспитания целостной личности, в котором ведущую роль играет образ жизни. Личность формируется прежде всего образом жизни, а не социальным воспитательным процессом. Последний должен органически включаться в образ жизни, быть направленным в сторону тех прогрессивных тенденций, которые заложены в нем. Недооценка определяющего влияния образа жизни на формирование личности приводит к серьезным ошибкам, усиливающим в обществе негативные процессы. В эпоху НТР назрела необходимость в коренном изменении этих двух важнейших компонентов процесса воспитания (в широком смысле слова), находящихся в глубокой диалектической взаимосвязи. Это изменение должно состоять прежде всего в нацеленности образа жизни и собственно воспитательного процесса на формирование высших творческих способностей человека, в переориентации их на решение первоочередных задач, которые ставит перед собой прогрессивное человечество.
- Т.С. Васильева, в.В. Орлов социальная философия
- Введение
- Тема 1. Социальная философия, ее проблематика и основные направления
- Тема 2. Основные этапы развития социальной философии
- 2.1. Социально-философская мысль в античную эпоху
- 2.2. Социально-философские взгляды Средневековья
- 2.3. Социально-философские взгляды Нового времени
- 2.4. Классическая немецкая социальная философия
- Иммануил Кант (1724–1804)
- Иоганн Готлиб Фихте (1762–1814)
- Фридрих Вильгельм Иосиф Шеллинг (1775–1854)
- Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770–1831)
- Людвиг Фейербах (1804–1872)
- 2.5. Русская социальная философия хviii–хх вв.
- 2.6. Западная социальная философия второй половины XIX–XX вв.
- 2.6.1. Иррационализм
- 2.6.2. Неопозитивистская социология
- 2.6.3. Современная философская антропология
- 2.6.4. Современный натурализм
- 2.6.5. Экзистенциализм
- 2.6.6. Неклассическая философия истории
- Тема 3. Возникновение научной социальной философии
- 3.1. Предпосылки возникновения
- Исторического материализма
- 3.2. Основные этапы развития научной социальной философии
- Тема 4. Предмет, структура и функции научной социальной философии
- 4.1. Предмет и структура исторического материализма
- 4.2. Социальная философия и частные науки
- Тема 5. Человек, или социальная форма материи
- 5.1. Сущность человека
- 5.2. Законы общества
- 5.3. “Сущностные силы” человека
- 5.4. Индивид и общество
- 5.5. Человек как объект биологического исследования
- 5.6. Исторические формы общества
- Тема 6. Материальное производство — основа жизни общества
- 6.1. Материальное производство:
- Структура и источники развития
- 6.2. Производительные силы: структура и источники развития
- 6.3. Производственные отношения: структура и источники развития
- 6.4. Труд и собственность
- 6.4.1. Сущность труда
- 6.4.2. Собственность: природа, структура, тенденции развития
- 6.4.3. Свобода и факторы ее развития
- 6.5. Научно-технический прогресс: сущность, основные принципы и направления развития
- 6.6. Проблема постиндустриального общества
- Тема 7. Социально-экономическая структура общества
- 7.1. Исторические общности людей
- 7.2. Классовая структура общества
- 7.3. Экономические основы существования классов
- 7.4. Классовая борьба и ее особенности в современную эпоху
- Тема 8. Политическая организация общества
- 8.1. Происхождение и сущность государства
- 8.2. Экономические основы отмирания государства
- 8.3. Научная теория государства и революция в современную эпоху
- Тема 9. Духовная жизнь общества
- 9.1. Общественное и индивидуальное сознание
- 9.2. Законы развития общественного сознания
- 9.3. Структура общественного сознания
- 9.4. Формы общественного сознания
- Тема 10. Личность и общество
- 10.1. Понятие личности и механизм ее формирования
- 10.2. Исторические типы взаимоотношений личности и общества.
- 10.3. Роль народных масс и личности в истории
- Тема 11. Исторический процесс и будущее человечества
- 11.1. Сущность истории человечества
- 11.2. Единство и многообразие исторического процесса
- 11.3. Основные ступени исторического процесса
- 11.4. Смысл истории и его исторические модификации
- 11.5. Кризис человеческой цивилизации и стратегия развития в XXI веке
- Кризис или триумф материализма?
- Оглавление