logo
Орлов, Васильева_Социальная философия

3.2. Основные этапы развития научной социальной философии

В развитии исторического материализма принято различать два основных этапа — этап Маркса и Энгельса и ленинский этап.

Этап Маркса и Энгельса

На первом этапе формирование и развитие научной социальной философии определяется общественными потребностями, связанными с периодом домонополистического капитализма. Первоначально Маркс исходил из гегелевской философии государства и права. Однако он понял, что правовые отношения, так же точно, как и формы государства, не могут быть поняты ни из самих себя, ни из так называемого общего развития человеческого духа, что, наоборот, они коренятся в материальных, экономических отношениях.

Принципиально новые взгляды на человека и общество были сформулированы и обоснованы в ряде произведений Маркса и Энгельса. К главным из них можно отнести: “К критике гегелевской философии права. Введение” (1844), “Экономическо-философские рукописи 1844 года”, “Немецкая идеология” (1846), “К критике политической экономии” (1857–1858), “Экономические рукописи 1857–1863 гг.”, “Капитал” (1857–1867), “Происхождение семьи, частной собственности и государства” (1884). Применив материализм и диалектику к объяснению сущности, механизмов и законов развития капиталистического общества, Маркс создал научную политическую экономию, теорию социализма, революционную теорию марксизма в целом. Научный материализм позволил определить главные исходные позиции социальной философии — материальное бытие общества, способ производства общественной жизни. Опираясь на идею материального производства как основы жизни общества, политическая экономия смогла определить свой предмет — экономическую деятельность и отношения, научный социализм — свою исходную идею о необходимости преобразования материального бытия общества, революционная теория — идею всемирно-исторической роли пролетариата.

Сущность капитализма выражена Марксом в понятии капитала как самовозрастающей стоимости. Капитал — это совокупная рабочая сила, отчужденная от ее владельцев. Его источником служит живой труд, присваиваемый собственником средств производства без эквивалента. Иными словами, капитал превращает способности одних в средства развития других. При отсутствии такого источника капитал не может быть самовозрастающим и образовывать основу производства. Однако для непосредственных производителей он есть сила, стоящая над ними и все больше отчуждающая их от самих себя, родовой и индивидуальной сущности. Экономические и личные отношения между людьми приобретают характер отчуждения, становятся вещными. Как отчужденная жизненная сила трудящихся, капитал по самой природе не может быть фактором развития свободной индивидуальности. Он не разрешает присущего антагонистическим формациям противоречия человеческой сущности и является лишь преддверием более справедливого и разумного общества, в котором совокупная мощь труда и интеллекта будет использована в качестве средства свободного развития каждого индивида. Капитал по своей природе полагает пределы развитию труда и созиданию стоимости. Эти пределы заключены, во-первых, в природе рабочей силы как товара, стоимость которого ограничена строгими рамками необходимого труда; во-вторых, в ограничении производства потребительных стоимостей меновой стоимостью, т.е. в непосредственной направленности производства на интересы капитала, и, чем больше развит капитал, чем больше им уже создано прибавочного труда, тем яростнее вынужден он развивать производительную силу, чтобы увеличивать свою стоимость хотя бы в меньшей пропорции. Таким образом, вызревание предпосылок социализма происходит, по Марксу, внутри капитализма; в нем в скрытом виде существуют материальные условия производства и соответствующие им отношения общения, необходимые для создания бесклассового общества. Товарное производство, исчерпав свои возможности, заменяется в ходе революции посттоварным, основанным на “всеобщем, научном труде”.

С позиций марксизма социалистическая революция может осуществляться в двух формах: мирной и немирной. В предисловии к английскому изданию первого тома “Капитала” Энгельс отмечал, что Маркс пришел к выводу о возможности мирной социальной революции в Англии. “По крайней мере в Европе Англия является единственной страной, где неизбежная социальная революция может быть осуществлена всецело мирными и легальными средствами. Конечно… вряд ли можно ожидать, чтобы господствующие классы... подчинились этой мирной и легальной революции без “бунта в защиту рабства”88. Пока существует материальная основа, порождающая полярность интересов даже в смягченной форме, противоположность антагонистических классов не может быть устранена. Классовая борьба является объективным законом развития всех антагонистических формаций. Только в борьбе классов, необходимо завершающейся социальной революцией, разрешаются антагонистические противоречия, заменяется способ производства и совершается переход к новой ступени общественного развития. Классовая борьба неизбежно приводит к диктатуре пролетариата. Историческая необходимость последней вытекает не только из того, что никаким иным способом невозможно свергнуть господствующий класс, но также из того, что свергающий класс лишь в революции может стать способным создать новую основу общества, обеспечить его развитие по пути к обществу без классов и государства. Следовательно, диктатура пролетариата имеет необходимый и вместе с тем преходящий характер. Таким образом, капитализм порождает свое собственное отрицание — новый строй материальной и духовной жизни общества.

Можно без преувеличения сказать, что современный капитализм развивается в соответствии с логикой “Капитала”, подтверждая его основные идеи и, соответственно, диалектико-материалистический взгляд на общество (разумеется, в марксистской исторической теории некоторые положения устарели, но это те положения, которые связаны с отражением преходящих сторон развития общества). Этот объективный процесс развития современного капитализма в направлении к социализму находит выражение в фактическом сближении (конвергенции) марксизма и буржуазной философии. При этом нередко вырабатываются не нейтральные теории, а теории, основанные на марксизме. В этом отношении особенно показательна концепция “гуманистического психоанализа” (или “диалектического гуманизма”) американского социального психолога Э. Фромма (1900–1980). Проанализировав психологию лидеров (Лютера, Кальвина, Гитлера) и их последователей, он пришел к выводу, что социальный характер формируется экономическими условиями. Этот характер, представляющий собой совокупность черт, свойственных той или иной социальной группе, определяет ее мысли, чувства, действия. Если он соответствует объективным условиям, то психологическая энергия людей превращается в их производительную силу. Так, стремление к труду, страсть к бережливости, готовность превратить свою жизнь в орудие достижения экономической цели, аскетизм стали в капиталистическом обществе той силой, без которой современное экономическое и социальное развитие просто немыслимо. Поступать в соответствии с этими чертами характера было выгодно прежде всего экономически, в то же время это доставляло и психологическое удовлетворение, поскольку такие поступки соответствовали личности нового типа. Возникшие на новой экономической основе лютеранство и кальвинизм апеллировали к этому социальному характеру, усиливая его социальную значимость. Сформированный социальный характер становится одним из важнейших факторов экономического и общественного развития.

Анализируя фашизм, Фромм показал, что экономические перемены, в частности растущая роль монополий и инфляция, способствовали формированию определенных черт характера, в особенности мазохистских и садистских стремлений. Нацистская идеология усилила их, и они стали эффективно работать на экспансию германского империализма. Главный тезис идеологов Гитлера — ничтожность отдельной личности, принципиальная неспособность ее полагаться на себя, потребность в подчинении — имеет, по Фромму, свои психологические корни в лютеранстве.

Новая основа сотрудничества создается прежде всего вследствие вытеснения машинной технологии интеллектуальной, превращающей человека в центральный императив общественного прогресса. Человеческий капитал начинает выступать как главный ресурс постиндустриального общества. В качестве эффективного средства реализации общечеловеческих ценностей выдвигаются гуманистические идеи Маркса, закон гуманизации исторического процесса. В целом происходящий в XX в. процесс сближения (конвергенции) марксисткой и западной социальной философии выражается, во-первых, в “переводе” фундаментальной теории общества в прикладные теории (социальной психологии и психоанализа, социальной экономики и экономической психологии), выступающие своего рода показателями ее “работы” в различных сферах общественной жизни. Это один из важнейших моментов “превращения” фундаментальной теории в “работающую” теорию. Между тем, как отмечал Энгельс, “сплошь и рядом полагают, что новую теорию... могут применять сейчас же, как только усвоены ее основные положения, да и то не всегда правильно. И в этом я могу упрекнуть многих из новых “марксистов”; ведь благодаря этому также возникла удивительная путаница...”89.

Во-вторых, в западной социальной философии происходит своеобразное “переоткрытие” многих фундаментальных положений марксистской теории человека и общества90, вплоть до переоткрытия материалистического понимания истории в целом. В этом отношении особенно показательна концепция эволюции человечества П. Кууси91, которую он разделяет на три технологические эпохи: культуру общества, основанного на собирательстве и охоте; аграрную культуру и всемирную научно-техническую культуру. В каждой из них он рассматривает особенности обеспечения общества средствами существования, воспроизводства населения, социального поведения, социально-экономические противоречия и конфликты, а также достижения, позволившие перейти к более сложной ступени эволюции. По мнению Кууси, наиболее предпочтительным для человечества в целом является подлинно социалистический путь развития, исключающий немирный переход к социализму.

В-третьих, в рамках современной западной социальной философии получили “доразвитие” те проблемы, которые по известным историческим причинам не были достаточно полно разработаны классиками марксизма. Как отмечал Энгельс, ему и Марксу приходилось, возражая противникам, “подчеркивать главный, материалистический, принцип, который они отвергали”92, и не всегда поэтому удавалось отдавать должное остальным (неэкономическим) факторам, участвующим во взаимодействии. Но это не означает, что они “отрицали всякое обратное влияние политических и т.д. отражений экономического движения на само это движение” 93, и не раскрыли вообще ту особую роль, которую играет политическое, правовое, религиозное, философское и т.д. сознание в жизни общества. Чтобы убедиться в этом, достаточно изучить “Капитал”, в особенности 24-ю главу первого тома, “Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта” и другие работы Маркса. Заслуга современной буржуазной социальной философии состоит в том, что она развила идеи основоположников марксизма об индивиде как предпосылке истории, о роли индивидуального бытия, индивидуальных потребностей и способностей, в особенности духовных, в развитии общества, раскрыла значение психологического фактора в экономике. Это вызвано возрастанием в эпоху революции в производительных силах роли индивида, его труда и мышления, а также ставшей перед человечеством во весь рост проблемой выживаемости.

Ленинский этап развития научной социальной философии

Новый этап в развитии научной философии принято связывать с эпохой империализма, строительства социализма в ряде стран. Защищая марксизм от усилившихся на него нападок со стороны либеральных народников, экономистов, оппортунистов, “легальных марксистов”, пытавшихся в корне его извратить, Ленин не просто отстаивает научную теорию общества, а поднимает ее на новый теоретический уровень, обобщая данные наук и опыт общественного и исторического развития. Центральное место в его теоретических разработках занимает обоснование в работе “Материализм и эмпириокритицизм” материализма вообще и исторического материализма в связи с попыткой махистов, в частности А.А. Богданова, “исправить и развить” теорию общества Маркса, исходя из ее же основ. Подвергнув анализу главный аргумент Богданова — “без сознания нет общения”, Ленин доказывает неразрывную связь диалектического и исторического материализма, невозможность научного решения основного вопроса философии без решения его применительно к обществу. “Сознание вообще отражает бытие — это общее положение всего материализма. Не видеть его прямой и неразрывной связи с положением исторического материализма: общественное сознание отражает общественное бытие — невозможно”94. Он выдвигает два новых аргумента в обоснование первичности общественного бытия как реального процесса жизни людей, процесса их труда и отношений: общественное бытие никогда полностью не осознается общественным сознанием и не охватывается им. Отсюда самая важная задача человечества — охватить объективную логику хозяйственной эволюции в общих и основных чертах, т.е. открыть объективные законы развития общества, которые суть законы человеческой деятельности. Они коренятся в человеческой сущности, ее “сущностных силах” и по мере развития труда и собственности усложняются. Ленин высмеивает попытки буржуазной социологии объяснить социальные процессы при помощи законов неживой и живой природы. Общественные явления качественно отличаются от процессов природы и познать их можно, только изучая общественные закономерности. Отождествление их с закономерностями физических, химических и биологических явлений не имеет ничего общего с подлинной общественной наукой. “Вся эта попытка от начала до конца никуда не годится, ибо применение понятий “подбор”, “ассимиляции и дезассимиляции” энергии, энергетического баланса... в применении к области общественных наук есть пустая фраза95. Действительный путь к познанию общественных закономерностей — всестороннее изучение процесса возникновения, развития и упадка общественно-экономических формаций, сведение совокупности всех противоречивых тенденций к точно определяемым условиям жизни и производства различных классов общества.

В работе “Государство и революция” Ленин углубил марксистское положение о сущности государства как продукта и проявления непримиримости классовых противоречий. Буржуазные идеологи утверждали, что государство вообще, эпохи империализма в особенности, представляет собой орган примирения классов. В действительности государство эксплуататорских обществ закрепляет экономическое господство определенного класса, оно есть “орган классового господства, орган угнетения одного класса другим, есть создание “порядка”, который узаконивает и упрочивает это угнетение, умеряя столкновения классов”96. Что касается вопроса о формах пролетарского государства, создаваемого в результате социалистической революции, то решать его необходимо так, как решали Маркс и Энгельс, — с учетом конкретно-исторической обстановки, опыта революционной борьбы рабочего класса. “Все нации придут к социализму, это неизбежно, но все придут не совсем одинаково, каждая внесет разнообразие в ту или иную форму демократии, в ту или иную разновидность диктатуры пролетариата, в тот или иной темп социалистических преобразований разных сторон общественной жизни”97. Новый общественный строй не может не дать максимума демократизма для рабочих и крестьян, но в то же время он означает разрыв с буржуазным демократизмом и возникновение нового, всемирно-исторического типа демократии, именно пролетарского демократизма или диктатуры пролетариата.

П

Неклассический и классический пути перехода к социализму

ереход к нему связан с возможностью осуществления в условиях империализма социалистической революции в одной стране, хотя “кирпичи”, из которых он в ней сложится, еще не все созданы. Ленин считал не обязательным ждать, пока капитализм в России разовьется полностью, чтобы осуществить социалистическую революцию, которая можетускорить созревание условий, необходимых для построения социализма, так как в материальном, экономическом, производственном смысле она в “преддверии социализма не находится”. Выражение “социалистическая советская республика” означает, по Ленину, решимость советской власти осуществить переход к социализму, а вовсе не признание экономических порядков социалистическими.

Как известно, Маркс и Энгельс связывали социализм с нетоварным производством. В то же время Маркс утверждал, что учет стоимости приобретет в будущем обществе, основанном на общественном характере труда и собственности, несравненно большее значение, чем при капитализме. Ленин первоначально переносит марксово понимание социализма на условия, с которыми Маркс это понимание не связывал. Марксова концепция социализма относилась к периоду, когда капитализм полностью реализует свои потенции и логикой развития товарного производства приведет к его изживанию (классический путь перехода к социализму). В 1921 г. Ленин признает свою ошибку и отказывается от идеи нетоварного социализма, взяв курс на кооперацию, на создание общества “цивилизованных кооператоров”. Из сути марксистского понимания классического капитализма и реальной практики строительства социализма следует, что капитализм может быть преодолен в общественном развитии только посредством принципиально более совершенного хозяйствования на основе товарных категорий в их высшей форме, связанной с преимуществами социализма.

Вклад Ленина в материалистическое понимание истории нельзя правильно оценить, не учитывая развития им остальных частей марксизма как целостного (единого) учения. В этом отношении показательна статья “Карл Маркс”, в которой он разъясняет структуру созданного Марксом учения, доказывает органическую связь трех его частей и зависимость состояния разработки каждой из них в первую очередь от наиболее фундаментальной части — материалистической философии. Решающая роль материализма выразилась прежде всего в теоретическом выделении и раскрытии сущности материальной основы общественной жизни — человека как субстанции общества, труда, отношений. Без такой теоретической основы создание “Капитала” было бы просто невозможно. Вместе с тем с его появлением МПИ, как отмечает Ленин, превращается из гипотезы в теорию.