Фридрих Вильгельм Иосиф Шеллинг (1775–1854)
В отличие от Канта и Фихте философия Шеллинга, как подметил Гегель, не представляет собой стройную систему, в ней можно выделить только отдельные идеи или их комплексы, которые нередко имеют далеко идущее значение. Не выходя первоначально за рамки наукоучения Фихте, Шеллинг решает вопрос о том, каким образом субъективные представления могут совпадать с объективным, существующим вне нас? В наукоучении природа выступает как не-Я в явлении и, таким образом, не являясь самостоятельной реальностью, как бы низводится до призрака. Стремясь устранить этот недостаток, Шеллинг включает в абсолютное Я природу и представляет мир как единый мировой процесс, как процесс развития абсолютного духа, который сам из себя производит все природные формы и соответствующие им формы человеческого мышления. В едином абсолютном духе объективное (природа) и субъективное (сознание) тождественны. В природе Шеллинг видел неразвитый, “дремлющий” разум (т.е. он представлял природу как форму бессознательной жизни разума, назначение которого — порождение сознания), а подлинное бытие усматривал в свободе человека, его духовной деятельности. В отличие от человечества природа творит неосознанно, но в ее направленности к человеку, способному мыслить есть зачатки (“следы”) разума. Напротив, человеческий мир, создающийся осознанно, воплощает в себе значительный элемент бессознательного. Вместе с тем мир природы и мир человека (духа) имеют общее основание — “абсолютную идентичность”, или “бытие в себе”, реализующуюся в обществе преимущественно как субъективный принцип, а в природе — преимущественно как объективный. Миру как целому свойственна прогрессивность, проявляющаяся в природе в развитии ее от механизма к химизму, организму и далее к субъективному разуму, а в обществе — в развитии его к правовому закону, сутью которого является гарантированная государством свобода. Поэтому современная (обозримая) история человечества оказывается не чем иным, как “постепенной реализацией правового закона”.
С Творить бытие по своей воле – значит подчинятся целям абсолютного духа
Следует заметить, что взгляды Шеллинга (а также и Гегеля) на природу и историю складывались в значительной мере под влиянием идей И. Гердера — немецкого натурфилософа и просветителя XVIII в. В своей поздней работе “Идеи к философии истории человечества” (1784) он рассматривал историю человечество как дальнейшее развитие природы, которая усложняется в направлении от неорганического вещества к растениям, живым организмам и далее — к человеческому разуму, не способному существовать вне и до материи. При этом развитие природы и общества совершается естественно, без участия надмировых сил. “Человек рожден для общества” и вне его он ничто. Развитие человечества представляет собой единый процесс, в котором каждый исторический этап необходимо связан с предшествующими этапами, а само развитие имеет поступательный характер и направлено к высшему состоянию — гуманности. Основной движущей силой развития общества является человеческий разум, существующий в различных формах, из которых древнейшая — религия, возникшая вследствие бессилия человечества перед могущественными силами природы. Решающую роль в формировании гуманного общества играет наука и основанное на ней производство. Таким образом, история человечества в конечном счете есть процесс развития духовной культуры, в котором преследуемые индивидами конкретные цели не совпадают с конечными результатами их деятельности.
- Т.С. Васильева, в.В. Орлов социальная философия
- Введение
- Тема 1. Социальная философия, ее проблематика и основные направления
- Тема 2. Основные этапы развития социальной философии
- 2.1. Социально-философская мысль в античную эпоху
- 2.2. Социально-философские взгляды Средневековья
- 2.3. Социально-философские взгляды Нового времени
- 2.4. Классическая немецкая социальная философия
- Иммануил Кант (1724–1804)
- Иоганн Готлиб Фихте (1762–1814)
- Фридрих Вильгельм Иосиф Шеллинг (1775–1854)
- Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770–1831)
- Людвиг Фейербах (1804–1872)
- 2.5. Русская социальная философия хviii–хх вв.
- 2.6. Западная социальная философия второй половины XIX–XX вв.
- 2.6.1. Иррационализм
- 2.6.2. Неопозитивистская социология
- 2.6.3. Современная философская антропология
- 2.6.4. Современный натурализм
- 2.6.5. Экзистенциализм
- 2.6.6. Неклассическая философия истории
- Тема 3. Возникновение научной социальной философии
- 3.1. Предпосылки возникновения
- Исторического материализма
- 3.2. Основные этапы развития научной социальной философии
- Тема 4. Предмет, структура и функции научной социальной философии
- 4.1. Предмет и структура исторического материализма
- 4.2. Социальная философия и частные науки
- Тема 5. Человек, или социальная форма материи
- 5.1. Сущность человека
- 5.2. Законы общества
- 5.3. “Сущностные силы” человека
- 5.4. Индивид и общество
- 5.5. Человек как объект биологического исследования
- 5.6. Исторические формы общества
- Тема 6. Материальное производство — основа жизни общества
- 6.1. Материальное производство:
- Структура и источники развития
- 6.2. Производительные силы: структура и источники развития
- 6.3. Производственные отношения: структура и источники развития
- 6.4. Труд и собственность
- 6.4.1. Сущность труда
- 6.4.2. Собственность: природа, структура, тенденции развития
- 6.4.3. Свобода и факторы ее развития
- 6.5. Научно-технический прогресс: сущность, основные принципы и направления развития
- 6.6. Проблема постиндустриального общества
- Тема 7. Социально-экономическая структура общества
- 7.1. Исторические общности людей
- 7.2. Классовая структура общества
- 7.3. Экономические основы существования классов
- 7.4. Классовая борьба и ее особенности в современную эпоху
- Тема 8. Политическая организация общества
- 8.1. Происхождение и сущность государства
- 8.2. Экономические основы отмирания государства
- 8.3. Научная теория государства и революция в современную эпоху
- Тема 9. Духовная жизнь общества
- 9.1. Общественное и индивидуальное сознание
- 9.2. Законы развития общественного сознания
- 9.3. Структура общественного сознания
- 9.4. Формы общественного сознания
- Тема 10. Личность и общество
- 10.1. Понятие личности и механизм ее формирования
- 10.2. Исторические типы взаимоотношений личности и общества.
- 10.3. Роль народных масс и личности в истории
- Тема 11. Исторический процесс и будущее человечества
- 11.1. Сущность истории человечества
- 11.2. Единство и многообразие исторического процесса
- 11.3. Основные ступени исторического процесса
- 11.4. Смысл истории и его исторические модификации
- 11.5. Кризис человеческой цивилизации и стратегия развития в XXI веке
- Кризис или триумф материализма?
- Оглавление