logo
Орлов, Васильева_Социальная философия

5.6. Исторические формы общества

Общество вообще существует в конкретных исторических формах. Форма общества — это общество на определенной ступени развития, или общественно-экономическая формация. Понятия “общество вообще” и “общественно-экономическая формация” соотносятся как род и вид. Первое выражает качественную определенность социальной формы материи, ее отличие от других форм, второе — качественную определенность исторических ступеней ее развития.

Каждая общественно-экономическая формация представляет собой особый социальный организм, обладающий своеобразным отличительным “характером”. Поскольку общество представляет собой сложный коллектив индивидов и выражает сумму тех связей и отношений, в которых они находятся друг к другу, общественно-экономическая формация как историческая форма общества связана с социально-историческим типом индивида или, иначе, с социальной организацией родовых и собственно индивидуальных сущностных свойств, присущих той или иной ступени развития общества. Социально-исторический тип индивида следует отличать от психологического типа индивида, который в значительной мере зависит от биологических особенностей человека (различают художественный и мыслительный типы, экстравертов и интровертов и др.). Общественно-экономическая формация, следовательно, есть социальная форма организации человеческой сущности, которая модифицируется в каждую историческую эпоху. В сущности человека, представляющей собой единство родового и индивидуального, коренится противоречие коллективного и индивидуального. В каждой формации оно имеет свою форму, и потому формации характеризуются различной степенью идентичности (соответствия) человеческих индивидов своей сущности. Иными словами, каждой исторической ступени развития человечества свойственно противоречие между универсальной, потенциально бесконечной человеческой сущностью и ее исторически ограниченной формой, осуществлением.

Структура формации. Поскольку ОЭФ есть общество на определенной ступени развития, основу каждой общественно-экономической формации образует способ производства (или способ жизнедеятельности индивидов, их образ жизни). Он представляет собой единство производительных сил и производственных отношений. В этом единстве ведущими являются производительные силы, которые и определяют производственные отношения. Эти отношения суть материальные, “они формируются, не проходя через сознание людей”. В отличие от них идеологические отношения, складываясь, проходят через сознание людей. Однако эти отношения возникают не из сознания, а в результате отражения материальной деятельности и отношений. Как и само сознание, идеологические отношения суть порождение и выражение общественного бытия, но они складываются на основе определенных взглядов, идей, теорий, в которых это бытие отражается. Так, политические отношения возникают на основе политических взглядов, теорий, являющихся концентрированным выражением экономики, и вне сознания не существуют. Идеологические отношения, в том числе политические, — это духовные отношения людей к природе и друг к другу, отношения сознания людей в отличие от экономических, материальных отношений как формы, в которой протекает процесс труда. Идеологические (духовные) отношения существуют при помощи материальных средств, средств объективизации, реализации сознания (язык, действия, произведения искусств, средства печати и информации, финансы и т.д.). Они воплощаются в материальных, практических действиях, отношениях, но их нельзя отождествлять со средствами объективации.

Базис и надстройка. Совокупность производственных отношений составляет экономический базис формации. Над ним возвышается надстройка. Основные составляющие надстройки суть идеи (взгляды), идеологические отношения и соответствующие им учреждения. Отношение базиса и надстройки есть отношение первичности-вторичности. Идеологические отношения как духовные (субъективные) по своей природе имеют объективное содержание и материальные средства реализации, или материальную часть надстройки. Последняя “изъята” из материального производства для осуществления духовной жизни и, будучи объективной, представляет собой специфический компонент общественного бытия. Эта объективная часть надстройки есть связующее звено объективно-реального и субъективно-реального существования общества, средство их взаимного влияния. Исторически определенный экономический базис определяет тип общественной надстройки: природу государства и права, нравственные, философские, художественные, религиозные и т.д. взгляды и отношения, а также соответствующие им учреждения. Переворот в экономическом строе (базисе) данного общества вызывает изменения во всей общественной надстройке. Каждая исторически определенная общественная надстройка имеет в качестве своей основы исторически определенный экономический базис, который она не может опережать. Надстройка опережает не базис в целом, а наличный базис, его реализованную часть, но не заключенные в базисе глубинные тенденции развития. Если правовая, политическая и т.д. надстройка опережает наличный экономический базис, то это означает, что она выражает, фиксирует в своих нормативных актах и законах в общем виде тенденцию его дальнейшего развития. Тем самым она не отрывается от действительности, а приближается к ней, ибо это предвидение не из самого сознания, а на реальной материальной основе, на базе тех элементов будущего, которые заключены в настоящем и отражены сознанием. Само бытие, экономический базис, а не сознание определяют глубину предвидения, ограничивают его пределом времени и степенью точности.

Т

Социально-биологические формации

ак как социальная жизнь зависит от телесной организации человека и других природных основ, последние также вовлекаются в историческое развитие и принимают исторические формы, определяемые историческими ступенями развития общества. Глубокая взаимосвязь социального и биологического выражается в том, что биологическая жизнь человека и общества “отливается” в формы, создаваемые общественной жизнью, т.е. производится обществом. Уровень биологии, непосредственно граничащий с социальной жизнедеятельностью, оказывается изоморфным социальной жизнедеятельности, согласованным с нею. Поэтому следует выделять исторические типы (формации) биологии общества, связанные с общественно-экономическими формациями.

Ступеням исторического процесса — общественно-экономическим формациям — соответствуют социально-биологические формации, которые характеризуются определенными биологическими потребностями, биологической нормой потребления, специфической организацией физиологических процессов труда, нормой здоровья или, иначе, нормой (стереотипом) биологической жизнедеятельности. В каждой общественно-экономической формации существуют определенная структура и нормы питания (которые в прошлом никогда не были полностью приспособлены к потребностям человеческого организма), качество и норма жилищных условий и т.д. Общество, таким образом, производит исторически определенные социальные и биологические потребности. При этом биологические потребности не являются простыми и неизменными, они всегда будут создавать для общества сложнейшие проблемы, в особенности в связи с известной ограниченностью природных ресурсов, возникновением экологических и других кризисов, порождаемых развитием общественного производства. Исторически определенная производительность труда в целом определяет размер тех биологических условий, которые создает и может потребить общество, и, следовательно, уровень биологического развития человека и общества, численность человечества, определенную норму здоровья, продолжительность жизни и т.д. Развитие общества, рассматриваемое в социально-биологическом аспекте, представляет собой формирование, перестройку норм биологической жизнедеятельности в ходе развития общественной жизни. В целом можно, по-видимому, различать неантагонистический тип развития природных основ истории, сложившийся естественно и включающий в себя возможность гармонического единства общества и природы, и антагонистический, являющийся продуктом разделения труда, частной собственности, эксплуатации. Как противоположности собственно социальная и биологическая жизнедеятельности находятся в отношениях единства и противоречия. Они никогда не соответствуют друг другу полностью. Поэтому в ходе общественного развития закономерно возникают социально-биологические кризисы, вызванные несоответствием либо социальных изменений биологической основе человека и общества, либо биологической жизнедеятельности социальным формам существования.

Формация и цивилизация. Наряду с формационным подходом, связанным с выделением крупнейших типов общества, или ступеней его развития, в науке об обществе существует также цивилизационный подход, основанный на понятии “цивилизация”. Термин “цивилизация” имеет целый ряд значений. Морган и Энгельс называли цивилизацией ступень общественного развития, следующую за варварством. Шпенглер понимал под цивилизацией заключительную стадию развития любой культуры. Весьма часто понятие цивилизации сближается с понятием культуры. В этом плане выделяют ряд крупных типов цивилизаций или культуры: древнекитайскую, древнеиндийскую, древнеегипетскую и др.

В наиболее употребляемом значении цивилизации — это конкретно-исторические формации, связанные с теми или иными крупными факторами жизни общества — использованием железа, пара и машин, атомной энергии и т.д. Выделение таких конкретно-исторических формаций должно базироваться на понятии общественно-экономической формации, выражающем основные, всеобщие ступени развития родовой и индивидуальной сущности человека. Понятие цивилизации раскрывает не глубинные тенденции развития человеческой сущности и истории, а лишь отдельные, определенные стороны этой сущности. К тому же необходимо различать закономерную последовательность ОЭФ как всеобщих ступеней развития социальной субстанции, взятых в их основном содержании, и проявление этой необходимости во множестве конкретных ступеней, частных исторических событий.