logo search
лекции по соцюпедагогике

3. Группы сверстников

Характеристика группы сверстников. Группа сверстников - это объединение не обязательно одно­годков. В нее могут входить ребята, хотя и различающиеся по возрасту на несколько лет, но объединенные системой отношений, определенными общи­ми ценностями или ситуативными интереса­ми и отделяющие себя от других сверстников какими-либо при­знаками обособления, т.е. обладающие «Мы»-чувством.

Количественные границы группы сверстников - от двух-трех до пяти членов - в дружеских группах, в приятельских - до семи-девяти, в асоциальных и антисоциальных - до двух десятков, а в формальных (в классе, в кружке и т.д.) - до тридцати-сорока членов.

Группы сверстников образуются чаще всего на основании про­странственной близости их членов; совпадения индивидуальных интересов; наличия ситуации, угрожающей личному благополу­чию (в том числе в новом коллективе); наличия формальной орга­низации (класс, отряд скаутов и др.).

В группе складываются межличностные отношения - субъек­тивно переживаемые отношения между ее членами. Они объек­тивно проявляются в характере и способах взаимодействия чле­нов группы, а также в распределении ролей в группе.

Во-первых, выделяется лидер. Ни одной группы, не имеющей лидера, в экспериментальных исследованиях не выявлено. Может быть несколько лидеров: деловой, эмоциональный, интеллектуаль­ный. Другие роли - фаворит лидера, шестерка и др. В группе может быть роль «козла отпущения». Ему достается за все и за всех. Воз­никает вопрос: почему он остается в группе? Человеку без группы бывает туго, а потом он, как правило, - «внутригрупповой козел», другим группам его трогать не позволяют.

Ну и, наконец, бывает, что в группе существует роль «пар­шивой овцы». Такого человека никто всерьез не принимает, и его могут даже не защитить, он просто ходит за группой, а его не просто терпят, но и третируют как угодно. Однако неоднократно фиксировалось, что когда такая «паршивая овца» вдруг уходила из группы, последняя распадалась. Аналогичные ситуации фикси­ровались и с «козлом отпущения», потому что, как это ни странно, но цементировали группу именно эти «козел отпущения» и «пар­шивая овца» (речь идет о неформальных группах).

Характеристика состава групп сверстников включает такие признаки, как возраст (школьный класс - одновозрастный, сти­хийные группы - часто разновозрастные), пол (группы младших подростков чаще однополые, а юношей - смешанные), социальный состав (только школьники, только учащиеся ПТУ, те и дру­гие плюс кто-то еще).

Группы сверстников можно классифицировать по нескольким автономным параметрам (И.С. Кон).

По юридическому статусу и месту в социальной системе груп­пы сверстников делятся на официальные, т. е. признанные обще­ством, связанные с какими-либо государственными или общест­венными организациями, имеющие некоторую организационную структуру и членство (о них подробнее речь пойдет в дальнейших разделах), и неофициальные, существующие как бы сами по себе.

По социально-психологическому статусу они делятся на груп­пы принадлежности, в которых человек состоит реально (школь­ный класс, спортивная секция, клуб или дружеская компания), и референтные группы, к которым человек не принадлежит, но на которые мысленно ориентируется и с мнением которых соотносит свое поведение и самооценку.

По степени стабильности, длительности своего существования группы могут быть постоянными, временными, ситуативными.

По пространственной локализации они могут быть дворовы­ми, квартальными, функционировать в рамках какого-либо учре­ждения (школа, клуб, бар).

По типу лидерства и (или) руководства они могут быть демо­кратическими или авторитарными.

По ценностной направленности группы могут быть просоциальными (социально положительными), асоциальными (социаль­но нейтральными) и антисоциальными.

Социализирующие функции группы сверстников. В последние десятилетия группы сверстни­ков стали одним из решающих микрофак­торов социализации подрастающих поколе­ний. Их роль значительно возросла по срав­нению с предыдущими эпохами, чему способствовал ряд обстоя­тельств.

Урбанизация ведет к тому, что все большее число детей, подро­стков, юношей живет в городах, где имеет возможность общаться с большим числом сверстников; это общение, как правило, непод­контрольно взрослым. Превращение большой семьи в малую, рост числа однодетных и неполных семей, дезорганизация семьи повысили необходимость для детей искать общение вне дома как своеобразную компенсацию дефицита эмоциональных контактов в семье. Всеобщее среднее образование, общедоступный источник знаний - средства массовой коммуникации привели к тому, что подрастающие поколения стали более однородными по среднему уровню образованности и вообще культурного развития. На кон­солидацию подростков и юношей в группах сверстников существенно влияет мода, которая задает эталоны не только одежды и причесок, но и всего стиля жизни.

Дети, подростки и юноши одновременно входят в несколько групп - формализованных и неформальных, общение в которых может иметь существенные различия.

Формализованные группы (класс, учебная группа ПТУ, спорт-секция и др.) могут играть весьма различную роль в социализации детей, подростков и юношей в зависимости от содержания жизнедеятельности, характера сложившихся в них взаимоотношений, а также степени значимости для их членов.

Неформальные группы влияют на социализацию детей, подро­стков, юношей в зависимости от их состава, направленности, сти­ля лидерства, а главное - от меры значимости для того или иного их члена.

В группах сверстников социализация происходит главным об­разом благодаря действию таких механизмов, как стилизованный и межличностный, но немалую роль могут играть традиционный и рефлексивный механизмы и механизм экзистенциального на­жима.

Имея определенную возрастную и социально-культурную спе­цифику, функции группы сверстников в процессе социализации тем не менее универсальны.

Во-первых, группа приобщает своих членов к культуре данного об­щества, научая поведению, соответствующему этнической, религи­озной, региональной, социальной принадлежности членов группы.

В процессе общения со сверстниками у ребенка, а особенно у подростка и юноши, складываются определенные взгляды, им усваиваются те или иные нормы и ценности. Это происходит вследствие идентификации (отождествления) себя с группой и некритического восприятия доминирующих в ней взглядов, от­ношений, норм.

Если группа подвергает сомнению важность или достоверность каких-либо сведений, даже полученных одним из ее членов из компетентного источника, то очень часто он может согласиться с точкой зрения группы. В результате даже сведения, источником которых является учебно-воспитательный процесс и средства мас­совой коммуникации, воспринимаются и усваиваются ребятами не в «чистом», а в той или иной степени трансформированном виде. Так, по зарубежным данным, независимо от социального происхо­ждения, расы, религии, наличия или отсутствия в школе курса по­лового воспитания 90% школьников наиболее достоверной ин­формацией о различиях полов и сексуальности считают ту, которая получена ими от друзей. Это тем более существенно, так как свер­стники учат сверстников многим нормам жизни и общения, которые скрывают от них взрослые, компенсируя тем самым «пробелы» в познании жизни.

Во-вторых, в группе сверстников осуществляется научение полоролевому поведению. Это происходит через предъявление образцов поведения, ожидаемых от мальчиков и девочек, юношей и девушек, приличествующих с точки зрения сверстников в том или ином возрасте, а также с помощью негативных санкций по отношению к неодобряемому полоролевому поведению.

В детстве, отрочестве, юности идет интенсивный процесс ста­новления мужественности и женственности как характеристик личности и ее поведения. И становление это во многом зависит от реального общения со сверстниками своего и противоположного пола, от того опыта, который ребята из него выносят. Быть увле­ченным, интересоваться лицами другого пола - с одной стороны, в этом раскрывается предвкушение еще не наступившей взрослости. А с другой стороны, к этому побуждают товарищи. Нормы, господствующие в среде старших подростков и старшеклассни­ков, например, предписывают необходимость общения с лицами другого пола, считают его высокопрестижным. Поэтому даже когда семиклассники или десятиклассники и не стремятся к такому общению субъективно, они вынуждены его искать, нередко про­сто выдумывать его, чтобы «соответствовать». Причем эта тенден­ция захватывает все более младшие возрастные группы.

Общение со сверстниками своего пола существенно влияет на общение с лицами противоположного пола и оказывается очень важным для психосексуального развития вообще и для эмоцио­нального восприятия сферы сексуальных отношений в частности. Разговоры с приятелями и друзьями (часто довольно грубые) по­могают ребенку, подростку, юноше адаптироваться к тем измене­ниям, которые происходят в его организме и физическом облике, освоить и изжить в определенной мере те волнующие пережива­ния, которые связаны с пробуждающейся сексуальностью. Невоз­можность выразить свои эмоциональные переживания, связанные с психосексуальным развитием, нередко приводит к тяжелым ду­шевным переживаниям и травмам, особенно в старшем подрост­ковом и раннем юношеском возрастах.

В-третьих, группа сверстников играет важную роль в процессе автономизации детей и особенно подростков и юношей от взрос­лых вообще и от родительского влияния в частности.

В-четвертых, группа помогает своим членам достичь автономии от общества сверстников и от возрастной субкультуры.

Приятельские и дружеские группы, стремясь соответствовать эталонам общества сверстников в одежде, стиле поведения, в то же время могут тщательно оберегать свою автономию, ограничивая возможности присоединения к группе другим ребятам и подчерки­вая непохожесть своей компании на другие (свои секреты, условные слова, способы времяпрепровождения, маршруты прогулок, особые элементы одежды, свои музыкальные и иные увлечения и т.д.).

Важность этой функции группы сверстников подчеркивает И.С. Кон: «...неокрепшее, диффузное "Я" нуждается в сильном "МЫ", которое, в свою очередь, утверждается в противополож­ность каким-то "ОНИ"».

В-пятых, группа сверстников создает благоприятные или небла­гоприятные условия, стимулирует или тормозит решение детьми, подростками, юношами возрастных задач - развития самосозна­ния, самоопределения, самореализации и самоутверждения, - оп­ределяет содержательную сторону решений этих задач.

Отношения в группе играют большую роль в формировании образа «Я» ребенка, подростка, юноши. Если младший школьник, соотнося себя со сверстниками, отчасти еще ориентируется на те оценки, которые дает ему и его товарищам учитель, то подросток в первую очередь соотносит себя с группой сверстников, учитывая то, насколько ее члены одобряют или не одобряют какие-либо его свойства, проявляющиеся в делах, поступках. Старшеклассники же познают себя, главным образом исходя из отношения к себе приятелей, друзей, а также сравнивая себя с лидерами (даже не­приятными им) или с признанными «эталонами» в группе (эруди­тами, спортсменами и др.).

Влияние группы на самоопределение может проявляться по-разному. Так, член группы, встречая понимание со стороны при­ятелей, друзей, может укрепляться в своих интересах, склонностях. Обогащая друг друга различными сведениями, члены группы могут дать толчок для возникновения у одного из них интереса к той сфере, которая раньше не привлекала его внимания. Но в то же время общение в группе может разрушать, гасить, уродовать уже имеющиеся у ребят интересы, склонности.

В группе растущий человек получает действительную или ил­люзорную (что чаще всего не осознается) возможность реализо­вать себя и сущностно, и внешне.

Сущностно - потому что в компании сверстников он ощущает себя равным, принятым, а стало быть, ценным. Это крайне важное ощущение, без которого трудно расставаться с детством, рвать эмоциональную пуповину, связывающую с родителями. Оно, это ощущение, позволяет считать себя на каждом возрастном этапе «уже выросшим».

В то же время в группах сверстников идет и внешняя реализация себя, она проявляется в стремлении быть таким, как все, соответст­вовать стандартам моды, поведения. Уже младшего подростка начинает одолевать смутное беспокойство: «Такой ли я, как все?». Чем старше он становится, тем неотвязнее это сомнение. Наличие ком­пании помогает убедиться в том, что с этим все в порядке. (Другое дело, что уже в старшем подростковом возрасте параллельно воз­никает другое беспокойство: «Неужели я такой, как все?».)

В-шестых, группа представляет собой специфическую социаль­ную организацию, которая воспринимается ее членами как «эколо­гическая ниша» (в этой функции как бы суммируются все преды­дущие, но в новом качестве).

В неформальных группах не требуется соблюдать правила по­ведения, необходимые в отношениях со взрослыми, в них можно быть самим собой (так, во всяком случае, считается). На самом деле это не совсем так, а нередко и совсем не так: в этих группах тоже надо придерживаться определенных норм, нередко еще бо­лее жестких, чем в общении со взрослыми.

Само наличие группы помогает ощутить свою нужность кому-то, уверенность в себе и в своих силах. Группа - источник высокого самоуважения, ибо от нее ждут (и часто получают) высокую оценку своих качеств, поступков, личности в целом, что намного важнее оценок всех остальных людей. Тот, кто не имеет приятелей, хотя бы иллюзии дружеской компании, ощущает свою жизнь неполной, себя - неудачником, свои возможности - нереализованными.

Все выделенные социализирующие функции группы сверстни­ков реализуются по-разному и по степени эффективности, и по содержательной направленности в зависимости: от пола и возрас­та членов группы и их индивидуальных особенностей; от направ­ленности группы и других ее характеристик, о которых шла речь выше; от этнических, региональных и социокультурных условий, в которых существует группа.

Группы сверстников и воспитание. Педагогам необходимо знать основные ха­рактеристики группы сверстников, в силу, как минимум, трех обстоятельств.

Во-первых, социальное воспитание осуществляется в воспитатель­ных организациях, которые состоят из первичных коллективов - класса в школе, отряда в лагере, группы в ПТУ, кружка или секции в клубе и т.д. Коллектив представляет собой формализованную группу сверстников. Эффективно работать с коллективом можно только учитывая и используя свойственные группе характеристики.

Во-вторых, в каждом коллективе образуются неформальные приятельские и дружеские группы. Знать их, учитывать их особен­ности (состав, лидеров, направленность и др.) педагогам важно как для того, чтобы использовать эти особенности, организуя быт и жизнедеятельность коллектива и воспитательной организации, так и для того, чтобы в процессе социального воспитания пытаться влиять на те или иные группы, на положение тех или иных воспи­танников в системе межличностных отношений коллектива.

В-третьих, эффективное социальное воспитание возможно лишь в том случае, если педагоги имеют представление о тех группах, в которые входят их воспитанники за пределами воспитательной организации, учитывают их особенности и при необходимости стремятся в некоторой степени влиять на эти группы. Если же речь идет об асоциальных и антисоциальных группах, то перед педаго­гом встает задача, как минимум, помочь своему воспитаннику выйти из подобной группы, помочь ему найти позитивную группу приятелей или друзей.