Основные причины пенсионной реформы.
Пенсионная реформа является одним из самых сложных видов структурных реформ, поскольку она затрагивает финансовые интересы всех слоев населения, и как следствие нарушает существующий политический и экономический баланс в обществе, оказывает воздействие на функционирование рынков труда и капитала, перераспределяет доход внутри поколений и между поколениями работников. При этом понятно, что пенсионная реформа имеет определенную протяженность во времени и реализуется в несколько этапов:
Формирование заинтересованности.
Выработка концепции (этот этап должен включать проведение сложнейших актуарных расчетов, что весьма важно для современной России).
Представление концепции.
Распространение концепции, получение обратной связи, формирование консенсуса.
Разработка нового законодательства.
Принятие законов.
Реализация.
Первый этап пенсионной реформы (с 1990г.) утвердил пенсионную систему, которая в конкретных экономических условиях (неуправляемая инфляция) не могла быть полностью реализована и была обречена на моральное старение. Эта распределительная система перестала справляться со своей основной задачей – пенсионным обеспечением граждан. В конце 90-х годов происходили серьезные сбои с выплатой пенсий, задержки с выплатой достигали нескольких месяцев. Такая ситуация сложилась в результате несовершенства действовавшей пенсионной модели, которое заключалось в отсутствии у граждан заинтересованности в уплате страховых взносов в Пенсионный фонд, их уравнительном и дискриминационном положении при выходе на пенсию – каждый получал примерно одинаковый размер трудовой пенсии независимо от трудового вклада.
К 1995 г. ситуация характеризовалась низким размером выплачиваемых пенсий при достаточно высоком тарифе страховых взносов, уплачиваемых на цели пенсионного обеспечения. При исчислении размера пенсии заработная плата уже перестала играть заметную роль. Практически исчезла дифференциация пенсий, что было связано с искусственным ограничением размера пенсий тремя минимальными размерами пенсии по действовавшему в то время закону, а зарплата учитывалась только за определенный период трудовой деятельности. Меры по поэтапному осовремениванию прошлых заработков для исчисления пенсий, направленные на увеличение дифференциации их размеров, привели лишь к сокращению финансовых возможностей по повышению минимальных пенсий, что еще более усугубило ситуацию.
Повысить пенсию по Закону от 20.11.1990 г. до более реального уровня оказалось возможным только указами Президента Российской Федерации, которыми вводились дополнительные компенсационные выплаты к пенсии. Пенсия после этого стала складываться из двух частей: собственно пенсии и дифференцированной компенсационной доплаты (причем размер доплаты оказывался больше у тех, у кого размер собственно пенсии был меньше). В результате, обычной стала ситуация, когда пенсионер получал пенсию в размере 468 рублей, из которых 168 рублей были им заработаны как пенсия, а 300 рублей доплачивались ему как компенсация за снижение его жизненного уровня вследствие роста цен. Пенсия для этой категории получателей, по своей сути, превратилась в социальное пособие, называемое в связи с достижением пенсионного возраста.
Новый закон № 113-ФЗ, принятый в 1997 году и вступивший в силу в феврале 1998 года, должен был преодолеть это противоречие и восстановить утраченную связь между зарплатой и размером пенсии. Согласно нормам данного закона, за работником было сохранено право на получение пенсии в размере от 55 до 75% заработка в зависимости от стажа. А вместо трех минимальных пенсий законодатель установил в качестве ограничителя размер средней заработной платы в стране, установленной для исчисления пенсии, и его отношение к зарплате пенсионера. Данное отношение было первоначально установлено в размере 0,7 (т.е. зарплата пенсионера при назначении пенсий учитывалось в размере не свыше 0,7 от заработной платы по стране). В дальнейшем же отношение зарплат намечалось поэтапно повысить до 1,2 (т.е. и по этому закону зарплата не принималась в расчет полностью, из зарплаты пенсионера могло быть учтено до 1,2 от средней заработной платы по стране на момент назначения пенсии).
Однако выполнению этих планов тогда помешал дефолт 1998 г. и образовавшаяся в результате его многомесячная задолженность пенсионной системы перед пенсионерами. Справившись с долгами и стабилизировав финансовое положение пенсионной системы, Правительство и Пенсионный фонд начали в несколько этапов снимать ограничение, установленное Законом № 113-ФЗ, - сначала повысили отношение зарплат до 0.8, потом до 0.95. В мае 2001г. планировалось довести его до 1,1. Но, учитывая стабильное финансовое положение Пенсионного фонда, было решено досрочно выполнить закон № 113–ФЗ в полном объеме и установить отношение зарплат в размере 1,2 уже в мае. Благодаря этому уже с мая 2001 года максимальный заработок, с которого исчисляется пенсия, стал на 20% превышать величину средней зарплаты по стране, установленной для расчета пенсии (на конец 2001г. это в денежном выражении составляло 2005 рублей). А максимальный размер трудовой пенсии достиг 90% от средней зарплаты по стране для исчисления пенсий.
Однако в то же время обнаружились серьезные противоречия в самом механизме повышения пенсий. С пенсией, составляющей 45% прожиточного уровня пенсионера, выжить невозможно. Поэтому 1 марта 2001 г. Указом Президента Российской Федерации минимальный размер пенсионной выплаты был установлен на уровне 600 руб. (а с 1 августа – 660 руб.). Однако в логику старого пенсионного законодательства этот шаг никак не вписывался и даже вызвал некоторые споры.
Получатели минимальных пенсий горячо его поддержали. Получатели средних по размеру пенсий считали, что повышение должно происходить с одинаковыми темпами для всех пенсионеров вне зависимости от того, как обстоят дела с минимальными пенсиями и насколько оптимально соотношение между максимальной и минимальной пенсиями. Наконец, получатели высоких зарплат, во многом неучтенных при назначении пенсий, настаивали на том, что дополнительные доходы Пенсионного фонда должны в первую очередь направляться на увеличение дифференциации пенсий, т.е. на повышение пенсий тем пенсионерам, чей заработок не был учтен в полном размере при назначении и перерасчете пенсии. К сожалению, эти различия интересов разных групп пенсионеров на основе старой пенсионной модели преодолеть было невозможно.
Не устраивала реформаторов эта модель еще по одной причине – она не создавала у работающих заинтересованности в уплате пенсионных взносов с полного размера их зарплаты. С появлением множества частных предприятий возникла еще одна проблема – в органы по назначению пенсий зачастую предоставлялись фиктивные справки о стаже и заработке в целях получения в последующем максимальной пенсии, хотя страховые взносы в Пенсионный фонд производились на них гораздо с меньшей заработной платы или вообще не платились. В итоге, в 2000–2001гг. пенсионные взносы платились с 35% фактических доходов населения, остальные 65% оставались вне обложения – были в тени. В результате, взносы в Пенсионный фонд, которые должны были составлять 28% от общефедерального фонда оплаты труда, на деле едва превышали 10% от него.
Пенсионная система была поставлена перед необходимостью постоянно решать практически нерешаемую задачу - одновременно довести минимальный размер пенсии до уровня прожиточного минимума и осуществить дифференциацию размеров пенсий в зависимости от прошлого трудового вклада.
К концу 1999 г. ПФР удалось полностью ликвидировать задолженности по выплате пенсий, выплатной график с той поры соблюдается повсеместно и неукоснительно. В 2000-2001гг. пенсии индексировались регулярно каждый квартал (за исключением ноября 2001 года).
Судя по этим показателям, пенсионная система, на первый взгляд, была стабильна и не нуждалась ни в каких существенных изменениях. Однако в связи с нехваткой ресурсов в пенсионной системе на повышение минимального размера пенсии до социально приемлемого уровня способом линейной индексации вынужденно перешли к применению механизма выплаты компенсационной надбавки к минимальному размеру пенсии, увеличивающей все пенсии на фиксированную величину. Это вызвало недовольство пенсионеров, получающих относительно высокие пенсии.
В результате снижения реального размера пенсии средний размер пенсии по старости в среднегодовой динамике составил относительно среднего размера заработной платы: в 2000 г. - 28,5% , 2001 г. - 31,2%, 2002 г. - 34,5 %. Еще более неустойчивый характер приобрело соотношение минимального размера пенсий по старости и прожиточного минимума. Если в 1991 г. оно составляло 171%, то к 1998 г. снизилось до 59%, а к 2002 г. - до 50%. При этом следует подчеркнуть, что в 1991 г. минимальный размер пенсий соответствовал минимальному потребительскому бюджету, а не уровню прожиточного минимума. Такая тенденция свидетельствует о нарушении, по меньшей мере, двух основополагающих принципов государственного пенсионного страхования: государственной гарантии поддержания жизненного уровня пенсионеров путем обеспечения стабильного уровня покупательной способности пенсии и обеспечение сбалансированности соотношения средних размеров пенсий по старости и средней заработной платы (так называемого «коэффициента замещения»).
Вышеприведенные обстоятельства привели к тому, что в 2000 году встал вопрос о реформировании системы пенсионного обеспечения.
- Современные пенсионные системы специальность подготовки: 080105 «Финансы и кредит» для всех форм обучения
- Содержание
- Раздел 1. Организационно-методический . 4
- Раздел 2. Задания к семинарским и практическим занятиям 8
- Раздел 3. Тезисы лекций 21
- Раздел 4. Контроль 116
- Раздел 5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 119
- Раздел 1. Организационно-методический
- 1.1. Общие вопросы
- Объем дисциплины и виды учебной работы
- 1.2. Программа дисциплины
- Тема 1. Понятие пенсионного обеспечения
- Тема 2. Этапы развития правовой базы пенсионного обеспечения
- Тема 3. Становление пенсионного обеспечения в Чувашской Республике
- Тема 4. Пенсионная система Российской Федерации 1990-2000 годы
- Тема 5. Пенсионная реформа 2001-2002 г.Г.
- Тема 6. Современная пенсионная система России
- Занятиям
- Тема 1. Понятие пенсионного обеспечения
- Тема 2. Этапы развития правовой базы пенсионного обеспечения
- Тема 3. Становление пенсионного обеспечения в Чувашской Республике
- Тема 4. Пенсионная система Российской Федерации 1990-2000 годы
- Тема 5. Пенсионная реформа 2001-2002 г.Г.
- Тема 6. Современная пенсионная система России
- Тема 7. Пенсионный Фонд рф. Управление доходами и расходами
- Тема 8. Монетизация льгот
- Тема 9. Негосударственные пенсионные фонды
- Тема 10. Актуарная оценка перспектив развития пенсионной системы России.
- Тема 11. Мировые системы пенсионного страхования
- 3. Тезисы лекций Тема 1: Понятие пенсионного обеспечения
- Структура пенсионной системы
- Основные термины и понятия пенсионного законодательства.
- Тема 2: Этапы развития правовой базы пенсионного обеспечения
- 1. Возникновение и развитие пенсионного обеспечения в России
- 2. Эмеритальные и другие негосударственные пенсионные учреждения.
- 3. Пенсионное обеспечение в 1917-1990 гг.
- 1. Возникновение и развитие пенсионного обеспечения в России
- 2. Эмеритальные и другие негосударственные пенсионные учреждения
- 3. Пенсионное обеспечение в 1917-1990 гг.
- Тема 3: Становление пенсионного обеспечения в Чувашской Республике
- 2. Переход на распределительную пенсионную систему.
- 3. Государственное регулирование и гарантии пенсионных обязательств.
- 2. Переход на распределительную пенсионную систему
- 3. Государственное регулирование и гарантии пенсионных обязательств
- Тема 5: Пенсионная реформа Российской Федерации
- Основные причины пенсионной реформы.
- Цели, задачи и принципы пенсионной реформы.
- Отличия пенсионной модели от действовавшей до 2002 года.
- Основные причины пенсионной реформы.
- 2. Цели, задачи и принципы пенсионной реформы
- 3. Отличия пенсионной модели от действовавшей до 2002 года
- Тема 6: Современная пенсионная система России
- 2. Составные части пенсии. Порядок расчета и индексации.
- 3. Дополнительное пенсионное обеспечение
- Тема 7: Пенсионный Фонд Российской Федерации. Управление доходами и расходами.
- 2. Доходы и расходы бюджета Пенсионного фонда
- 3. Финансовая деятельность Отделения пфр – епс по Чувашской Республике и Управления пфр по г. Чебоксары
- Тема 8: Монетизация льгот
- Федеральные льготники.
- 2. Виды предоставляемых льгот. Льготы ветеранам труда:
- Льготы пострадавшим от политических репрессий:
- Льготы реабилитированным:
- Льготы инвалидам
- Льготы членам семей погибших (умерших) ветеранов Великой Отечественной войне:
- Льготы труженикам тыла:
- Что потеряют ветераны:
- 3. Порядок назначения и выплаты едв. Обращение за едв.
- Тема 9: Негосударственные пенсионные фонды
- Законодательная основа деятельности нпф
- 2. Функции нпф. Пенсионные и страховые правила нпф.
- 3. Имущество и резервы нпф.
- Тема 10: Актуарная оценка развития современной пенсионной системы России
- 2. Актуарная оценка уровня развития пенсионной системы
- 3. Актуарные службы.
- Тема 11: мировой опыт пенсионного обеспечения
- 1. Общая характеристика мировых систем пенсионного страхования.
- 2. Реформирование пенсионных систем в развитых странах.
- 3. Пенсионные системы постсоциалистических стран, снг и Балтии.
- 1. Общая характеристика мировых систем пенсионного страхования.
- Тарифы страховых взносов и пенсионный возраст в различных странах
- 2. Реформирование пенсионных систем в развитых странах
- Сходство и различия пенсионных систем Великобритании и России
- Пенсионные системы постсоциалистических стран, снг и Балтии.
- Раздел 4. Контроль
- 4.1. Вопросы для подготовки к экзаменам
- Контрольная работа
- Раздел 5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 5.1. Литература