logo
УМКСовременая пенс

3. Пенсионное обеспечение в 1917-1990 гг.

Резкое изменение в положительную сторону последовало после революции 1917 года. Уже в первых законодательных актах Советское правительство закрепляет право на социальное обеспечение за всеми нетрудоспособными гражданами, и берет на себя заботу о больных, инвалидах и престарелых, женщинах и детях. Элементом социальной политики государства стала система разнообразных пособий и выплат, призванных обеспечить социальное равенство в стране.

В октябре 1917 г. был учрежден Наркомат государственного призрения России, переименованный в апреле 1918 г. в Наркомат социального обеспечения Российской Федерации. В октябре 1918 г. был издан Закон, предусматривающий материальное обеспечение трудящихся при временной нетрудоспособности, инвалидности, безработице, сиротстве и вдовстве. Но в структуре расходов государственного бюджета доля затрат на социальное обеспечение и страхование составляла лишь 2,5%. Обеспечению подлежали все без исключения лица, источниками существования которых является только собственный труд, без эксплуатации чужого.

Выделялись различные виды помощи, она тогда оказывалась строго по классовому принципу, только трудовым гражданским контингентам. Основанием для помощи являлись:

1) утрата трудоспособности;

2) лишение средств к существованию;

3) лишение самого необходимого для жизни.

Экстренная помощь оказывалась в виде предоставления временного жилья, пищи, неотложных медицинских услуг, и длительная, которая оказывалась только после обследования, тщательного выяснения имущественного положения, классовой принадлежности и степени утраты трудоспособности пострадавшего.

Выявленные после такого обследования лица, требующие удовлетворения в помощи, подразделялись на 4 категории:

1) нетрудоспособные и лишившиеся заработка и средств к существованию;

2) трудоспособные, лишившиеся самого необходимого для жизни – одежды, крова, хозяйства;

3) временно нетрудоспособные, больные и раненые;

4) постоянно нетрудоспособные.

Первые две категории нуждающихся обеспечивались временным жильем, одеждой, обувью, через отделы труда им предоставлялась работа. Больные и раненые направлялись в лечебницы, получали медикаменты. Старики и инвалиды после получения экстренной помощи могли быть в первоочередном порядке направлены в инвалидные дома, дети – в детские дома на полное государственное содержание. Пенсия назначалась только тем, кто не имел источников существования и потерял нетрудоспособность в связи с событиями контрреволюционного характера. Направленные в дом инвалидов на полное содержание пенсию не получали, при предоставлении обедов их стоимость вычитывалась из пенсии. Денежная помощь пострадавшим оказывалась только в исключительных случаях в виде единовременного пособия.

В 1921 году был принят декрет “О социальном обеспечении…”, введена система социального страхования, государственное пенсионное обеспечение осуществлялось для рабочих и служащих, а для военнослужащих – государственное социальное обеспечение.

На государственное социальное обеспечение имели право:

- инвалиды Красной и старой армии, лишившиеся трудоспособности вследствие увечья или заболевания, полученных на войне во время нахождения на военной службе или в связи с ним;

- семьи погибших или пропавших без вести красноармейцев;

- семьи призванных на службу в ряды Красной армии и флота;

- лица, имеющие особые заслуги в области политической, революционной, профессиональной, экономической и научной деятельности;

- члены семей слушателей совпартшкол и коммунистических университетов;

- научные работники высших учебных заведений за выслугу лет и члены их семей;

- пенсионеры особой категории;

- инвалиды войны, обучающиеся в вузах, рабфаках за счет средств по смете Наркомата социального обеспечения РСФСР.

По признаку степени утраты трудоспособности устанавливалось 6 групп инвалидностей, из них только 3 первые группы инвалидов войны имели право на пенсионное, либо натуральное (помещение в инвалидные дома) обеспечение.

Основные формы помощи:

- денежные пенсии и пособия;

- помещение в учреждения собеса;

- включение в производственно-трудовые объединения инвалидов;

- бесплатные патенты на торговлю и личные промыслы;

- протезирование за счет государства;

- помощь через крестьянский комитет общества взаимопомощи.

Указом от 15 марта 1926 г. «О Наркоме, как о центральном органе по руководству государственным обеспечением», под руководством НКСО действовали самостоятельно обособленные органы: Центральный крестьянский комитет общественной взаимопомощи; Всероссийское объединение инвалидов, Комиссия по назначению пенсий и пособий, Комиссия по назначению пенсий научным работникам.

В дальнейшем расширились виды пенсионного обеспечения, так, в 1924 году введено пенсионное обеспечение за выслугу лет научных работников и преподавателей рабфаков, в 1925 году пенсии за выслугу лет учителей городских и сельских школ 1 ступени и некоторых работников культурно-просвети­тельных учреждений сельской местности.

Впервые пенсии по старости в СССР были введены в 1927 году для работников текстильной промышленности. Установлен воз­раст выхода на пенсию: для мужчин - 60 лет, а для женщин - 55 лет.

В 1932 г. пенсионное обеспечение охватило рабочих всех отраслей народного хозяйства. Были законодательно введены пенсионные возрасты: 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. С 1936 г. Конституция СССР право на материальное обеспечение в случаях утраты трудоспособности распространило на обеспечение каждого гражданина независимо от его социального положения. Преимущественными основаниями для социального обеспечения явились: старость, болезнь, инвалидность, утрата кормильца.

Важнейшая особенность социального обеспечения заключается в том, что оно осуществляется полностью за счет государственных средств, без каких-либо взносов самих трудящихся. Возросшие масштабы охвата различными видами обеспечения всех групп населения гармонически сочетаются со значительными объемами средств, выделяемыми обществам на содержание нетрудоспособных. Численность пенсионеров, например, возросла с 4 млн. человек в 1940 г., до 47,6 млн. в 1979 г., т. е. почти в 12 раз, а расходы на социальное обеспечение за этот же период увеличились еще в больших масштабах: с 0,9 млрд. в 1940 г., почти до 40 млрд. руб. в 1979 г., т. е. более чем в 40 раз. Эти средства по своим размерам превышают всю сумму государственного бюджета нашей страны в 1948 г.

В 1946 г. образовано Министерство социального обеспечения РСФСР. В СССР успешно функционировали социальные учреждения для престарелых, одиноких людей, детей, потерявших родителей, детей, чьи родители были лишены родительских прав и др. Социально-педагогическая работа проводилась в школах и по месту жительства.

Выдающимся событием в области пенсионного обеспечения явилось принятие Закона «О государственных пенсиях» от 14 июня 1956 года, который вступил в действие с 1 октября 1956 года. Наиболее важным результатом действия законов явилось значительное повышение размеров пенсий. Так, средний размер пенсий по старости увеличился в 1957 году более чем в 2 ра­за по сравнению с 1955 годом, а пенсии по инвалидности в 1,5 раза. Закон впервые устанавливал пенсию по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца при неполном тру­довом стаже.

Правила исчисления пенсии 1956 года предусматривали определение трудовой пенсии по старости в размере 55% заработка при наличии требуемого для назначения полной пенсии общего трудового стажа, как правило, у мужчин 25 лет, у женщин – 20 лет.

Заработок пенсионера по общим правилам мог подсчитываться либо за любые 5 лет работы подряд в течение всей трудовой деятельности, либо за 24 последних месяца работы перед назначением пенсии, а также за 24 месяца работы после назначения пенсии. К заработку, полученному за прошлые периоды, применялась целая система коэффициентов, с тем, чтобы их «осовременить» для исчисления размера пенсии.

Непременное условие успешного развития советской системы пенсионного обеспечения заключалось в том, что управление ею осуществлялось на широкой демократической основе, с участием общественности и, в первую очередь, профсоюзовсамой массовой общественной организации, объединяющей свыше 125 млн. человек. На профсоюзы был возложен общественный контроль за правильным расходованием средств, предназначенных для пенсионного обеспечения и социального обслуживания пенсионеров. Им подчинялись комиссии по пенсионным вопросам, возникшие согласно постановлению Совета Министров СССР и ВЦСПС, в компетенцию которых входило решение вопросов пенсионного обеспечения рабочих и служащих. Одной из основных задач этих комиссий являлась подготовка документов рабочих и служащих для назначения пенсии.

В сельской местности подготовкой документов колхозников для назначения пенсий и пособий занимались колхозные советы социального обеспечения.

Таким образом, в нашей стране были созданы максимальные удобства для трудящихся при реализации ими права на социальное обеспечение. Это достигалось путем предоставления и реализации права на определенные виды обеспечения и социальных услуг непосредственно по месту работы трудящихся.

15 июня 1964 года был принят Закон «О пенсиях и посо­биях членов колхозов» и с 1 января 1968 года члены колхозов в отношении пенсионного возраста приравнены к рабочим и служащим. С 1 января 1968 года право на льготы с пятидесяти лет получили женщины, работающие в текстильной промышлен­ности, и на пять лет был снижен возраст для работников Крайнего Севера.

В 80-е г. XX в. система социального обеспечения характеризуется прежде всего тем, что она является составной частью программы повышения благосостояния советского народа. По мере роста и укрепления социалистической экономики в нашей стране постоянно возрастала средняя заработная плата рабочих и служащих, доходы колхозников, а поскольку пенсии исчислялись из заработка, то это оказывало непосредственное влияние на их увеличение и тем самым, на улучшение материальной обеспеченности пенсионеров.

20 ноября 1990 года был принят новый Закон «О госу­дарственных пенсиях в РСФСР». Этот Закон охватил лиц, работающих по трудо­вому договору, членов колхозов, лиц, занимающихся индивиду­альной трудовой деятельностью. Одна из главных целей рефор­мы заключалась в преодолении уравнительного подхода в пен­сионном обеспечении. В Законе закреплены механизмы: осовре­менивания заработка старых пенсионеров, дифференциации раз­мера пенсий с учетом продолжительности трудового стажа, и исчисление пенсий из среднемесячного заработка, индексации и компенсации в связи с повышением стоимости жизни.