logo
Лисицын 2013_1 / Глава 4

4.4.2. Миграционное движение населения

Миграционное движение - это прибытие мигрантов, увеличивающих конкретную совокупность людей, а также выбытие из нее части людей в другие регионы, для которых они - мигранты. В прошлом миграционное движение назвали механическим; сегодня под механическим движением понимается и миграционное движение, и преобразование населенных пунктов: городских - в сельские, сельских-в городские (соответственно изменяется и статус жителей этих пунктов).

Движение населения (миграция от лат. migratio - перехожу, переселяюсь) происходит в результате передвижения отдельных групп людей из одного района в другой или за пределы страны, как правило, в связи

со сменой места жительства. Интенсивность миграции в значительной мере определяется социально-экономическими условиями. Миграция подразделяется на:

► безвозвратную (переселение со сменой постоянного места жительства);

► временную (переселение на достаточно длительный, но ограниченный срок);

► сезонную (переселение в определенные периоды года);

► маятниковую (регулярные поездки к месту учебы или работы за пределы своего населенного пункта, туризм).

Кроме того, различают внешнюю (за пределы своей страны) и внутреннюю (перемещение внутри страны) миграцию. Внешняя миграция подразделяется на эмиграцию (выезд граждан из своей страны в другую на постоянное жительство или на длительный срок) и иммиграцию (въезд граждан из другой страны в данную). К внутренней миграции относят межрайонные переселения и переселение из села в город.

Как правило, миграционные потоки ориентированы из менее развитых в более развитые страны и регионы, с более высоким уровнем заработной платы, лучшими социально-экономическими условиями. Обычно большей миграционной подвижностью обладают люди трудоспособного возраста (по сравнению с детьми и пенсионерами), одинокие (по сравнению с состоящими в браке), мужчины (по сравнению с женщинами), "новоселы" (по сравнению со "старожилами"), высокообразованные люди (по сравнению с имеющими низкую квалификацию).

По отношению к мигрантам из-за рубежа при описании их приживаемости на новом месте применяют термин "интеграция", последняя может проявляться в ассимиляции (растворении) и взаимном сосуществовании культур. США, Франция, Германия придерживаются ассимиляционной миграционной политики, Великобритания, Канада, Австралия, Финляндия - политики взаимного сосуществования культур.

Источники информации

В настоящее время данные о миграции в РФ собираются несколькими государственными органами и службами: МВД (Министерство внутренних дел), ФМС (Федеральная миграционная служба).

Текущий учет миграции до последнего времени охватывал только постоянную миграцию, т.е. учитывали людей, прибывших (выбывших) на постоянное место жительства - учебу; в длительную командировку (более 1,5 мес); на работу, независимо от ее характера и продолжительности; учитывались все члены семьи, прибывшие (выбывшие) с данными лицами; проходящие срочную службу и заключенные. Критериями определения мигранта были цель прибытия, в некоторых случаях - срок предполагаемого пребывания. По мере становления рыночной экономики, в том числе рынка жилья, в России назревала необходимость в изменении системы регистрации.

Современная система регистрации позволяет собирать сведения и учитывать 2 категории мигрантов - постоянных (зарегистрированные по месту жительства) и временных (зарегистрированные по месту пребывания). При этом могут возникать определенные погрешности в четком определении фактического положения человека.

Первичным источником информации для текущего учета миграции являются листки статистического учета мигрантов (талоны прибытия и выбытия), которые заполняются в районных паспортных столах на каждого мигранта, прибывшего (выбывшего) на постоянное место жительства. Затем листки статистического учета мигрантов поступают в областные (краевые, окружные) паспортные столы в системе МВД РФ.

Далее из системы МВД основная часть листков учета мигрантов направляется в областные (краевые, окружные) подразделения Федеральной службы государственной статистики. В обработку не поступают талоны, заполненные на людей, изменивших место жительства в пределах одного населенного пункта (например, продавших старую квартиру и купивших новое жилье) и на мигрантов, зарегистрировавшихся по месту пребывания (временно). Кроме того, полная информация об изменении места жительства из паспортных столов поступает также в адресные бюро, где используется в справочных целях.

Информация из территориальных подразделений в сводном виде направляется в Федеральную службу государственной статистики, где данные по миграции корректируются в соответствии с данными о регистрации иностранцев в паспортно-визовой службе МВД России. Прибывшие из стран СНГ на постоянное место жительства стали регистрироваться через ОВИРы (отделения ФМС) только с октября 2000 г. Число прибывших определяется на основании числа разрешений на въезд на постоянное место жительства, для выбывших основанием для учета является число разрешений на выезд из страны на постоянное место жительства, хотя физически выезд из страны может и не осуществиться. Поэтому данные территориальных подразделений по прибывшим мигрантам после корректировки Федеральной службой государственной статистики, как правило, несколько увеличиваются.

Таким образом, Федеральная служба государственной статистики в ежегодных статистических бюллетенях "Численность и миграция населения Российской Федерации" публикует в виде таблиц информацию о мигрантах, переехавших из одного населенного пункта в другой в связи со сменой регистрации по месту жительства (постоянной регистрации). В этих данных не находят отражения зарегистрированные по месту пребывания и тем более нелегальные мигранты, которые не имеют никакой регистрации. Это обстоятельство следует учитывать при характеристике и анализе миграционной ситуации в любом регионе страны.

Иногда данные о временных мигрантах, т.е. зарегистрированных по месту пребывания, публикует МВД. Однако это делается нерегулярно и не носит систематического характера. Кроме того, такие данные имеют значительные погрешности.

В РФ текущий учет миграции позволяет также получить сведения о некоторых иных видах миграции: вынужденной, внешней трудовой миграции, фактах пересечения государственной границы с разными целями. Учет вынужденных мигрантов (беженцев и вынужденных переселенцев) ведется на основе данных об обращении и предоставлении статуса этой категории мигрантов Федеральной миграционной службой (ФМС) при МВД РФ. Регистрация и учет вынужденных переселенцев были начаты с 1 июля 1992 г., беженцев - с 20 марта 1993 г. Данные о вынужденных мигрантах ФМС передает в Федеральную службу государственной статистики, которая публикует их в официальных сборниках в виде таблиц.

Целью учета внешней трудовой миграции является получение информации по вопросам трудовой миграции российских граждан за рубеж и привлечения иностранной рабочей силы в Россию. Эта информация необходима для оценки масштабов привлечения иностранной рабочей силы и использования своих граждан в экономике других стран. Статистическое наблюдение ведут территориальные подразделения ФМС при МВД РФ, которые предоставляют данные в Федеральную службу государственной статистики. Данные публикуются в сборнике "Труд и занятость в России", который выходит 1 раз в 2 года. Пограничная служба ФСБ РФ фиксирует факты въезда иностранных граждан в Россию и выезда российских граждан за рубеж. В частности, ведется учет по целям поездок: служебная, туристическая, частная, на постоянное место жительства, транзит, обслуживающий персонал.

При анализе миграционной ситуации следует учитывать, что данные о миграции отражают факты перемещения (события), а не передвижение конкретных людей (мигрантов). Это означает, что человек может сменить место жительства в течение года не один раз или пересечь границу несколько раз, и все эти факты найдут отражение в статистике.

Специальные обследования могут дать представление о некоторых формах миграции населения, которые неуловимы для текущего учета и переписи населения. Прежде всего, это социологические опросы мигрантов или всего населения. Часто для исследования миграции используется опрос экспертов, к числу которых можно отнести представителей органов власти, общин мигрантов, которые обладают информацией о численности мигрантов, характере миграции и некоторых других параметрах миграционных процессов, недоступных официальной статистике. Некоторые виды миграции (например, коммерческую, или "челночную") можно выявить исключительно методами социологического исследования или косвенными статистическими методами (взяв данные о количестве предпринимателей без образования юридического лица).

Источником информации о маятниковой и вахтовой миграции может служить информация отделов кадров и кадровых служб предприятий, информация высших и средних учебных заведений, а также транспортная статистика. Специальные обследования маятниковой миграции проводят Федеральная служба по статистике и ее территориальные подразделения.

Анализ и оценка данных

Для анализа миграции используются показатели, приведенные в табл. 4.9.

Изучение и анализ миграционных процессов имеют существенное значение для органов практического здравоохранения. Усилен-

Таблица 4.9. Показатели объема миграции населения*

ная миграция изменяет социально-экономическую обстановку, требует пересмотра плановых нормативов медицинской помощи и изменения сети медицинских учреждений, влияет на эпидемическую обстановку в регионе, нередко приводит к росту внебрачной рождаемости. Маятниковая миграция, увеличивая число контактов, способствует распространению инфекционных заболеваний,

увеличению травматизма, учащению стрессовых ситуаций. Сезонная миграция в ряде случаев ведет к неравномерной нагрузке различных учреждений, в том числе учреждений здравоохранения, может способствовать возникновению неблагоприятной эпидемической обстановки, влияет на показатели здоровья населения, что проявляется в существенных различиях основных показателей здоровья мигрантов и коренного населения.

Анализ и оценка показателя в РФ

В период 2000-2006 гг. миграционный прирост позволял компенсировать не более 10-20% естественной убыли населения страны (рис. 4.9). Ситуация улучшилась только в 2007 и 2008 гг., когда за счет ежегодного миграционного прироста на 240 тыс. человек замедлилось сокращение численности населения страны.

Рис. 4.9. Замещение естественной убыли населения России миграционным приростом