logo
Культурно-досуговая деятельность (ответы к экза

Вопрос №2. Этапы научного анализа досуговой деятельности

Досуговая деятельность стала объектом систематического анализа ученых сравнительно недавно, в начале ХХ века, хотя еще философы Древней Греции и Древнего Китая изучали роль досуга и отдыха в жизни человека. При этом греки считали досуг стремлением человеческой души к свободе, а философы Древнего Китая видели в досуге возможность доставить человеку удовольствие, радость.

В христианской Европе долгое время доминировала позиция важности труда и второстепенности досуга, который нередко приравнивался к лени, праздности.

В конце XIX века были предприняты первые попытки пересмотреть отношения к труду и досугу. Одна из них принадлежит П. Лафаргу: в своем памфлете «Право на лень» он писал о том, что капиталисты используют привычку людей много и упорно работать, тем самым эксплуатируя их  можно свести к лозунгу «Придерживаясь принципа «Работа на первом месте», ты способствуешь собственной эксплуатации».

+ американский социолог Т. Веблен в своей книге «Теория праздного класса» пишет, что жизнь в праздности прекрасна и превосходна сама по себе;

Первая половина ХХ века: ученые начинают серьезно изучать аспекты воспроизводства американского и западноевропейского обществ  в центре их внимания оказывается связь между трудом и отдыхом.

1920-30-ее: американские социологи и антропологи изучали отдых, досуг и существующие в рамках него занятия. Уже перед WWII Национальная ассоциация рекреации США (+ такая существует) разработала концепцию отдыха для американских граждан

1960-е: во Франции появились исследования о характере и значении досуга (работы Дюмезедье, Фишера, Дебре, Фурастье, Фридмана и др.). С 1976-го Нац. институт статистики и экономических исследований систематически проводит обследование под названием «Досуг французов».

Вообще уже изучено очень много всего про досуг, но всё про частности (конкретная местность, конкретный класс населения и т.д.), а, например, целостная теория рекреации и организации досуговой деятельности так и не выработана.

В родном отечестве:

До 1917г.: вообще никаких исследований по теории досуга

Потом досуг (как и многое другое) начинает тесно соединяться с пропагандой и идеологической обработкой  проводится очень много досуговых мероприятия  накоплен большой опыт.

Хотя в то время в спец. учебных заведениях и готовили работников культуры (организаторы клубной деятельности, музыкальные руководители и т.д.), вся теория досуга преподавалась в рамках советского марксизма и ведомственного подхода – так зачем какие-то еще исследования?!

Конец 1960-х: изучение досуга и отдыха с более широких теоретических позиций (ученые Баранов, Гордон, Клопов, Котляров, Орлов, Патрушев и т.д.). И хотя использовать мировой опыт они могли только в рамках марксизма, им и так удалось немало.

После распада СССР: Изучение КДД прервано; людям не до досуга

1993г.: в социологическом журнале выходит статья «Актуально ли изучать свободное время?». Там автор говорит о том, что необходим как продуманный длительный досуг вообще, так и, соответственно, его научное изучение.

И вообще: марксистский подход к досугу уже не популярен, а новых нет.

1995г.: монография А.С. Орлова «Социология рекреации» - вера в научное изучение досуга восстановлена. Тут отдых и досуг рассмотрены в широком контексте социальной рекреации, что поднимало планку исследований (по сравнению с СССР) на более высокий уровень.

После этого анализ КДД возобновился на новой теоретической основе, в рамках междисциплинарных подходов и с использованием более широкого методического инструментария, нежели ранее.

Ну и, конечно, Галина Алексеевна Аванесова, всеми нами любимая, и ее учебное пособие «КДД» (2006г.)

Также в условиях перехода к рыночной экономике проявился широкий интерес исследователей не только к сущности досуга, но и к проблемам организации и бизнеса в культурно-досуговой сфере.