Тема 4. Методологические подходы к исследованию туристской деятельности
Цель: Ознакомиться со спецификой научной работы в туристской сфере, методологическим подходом к исследованиям
План:
4.1. Понятие метода научных исследований
4.2. Методология научных исследований
4.3. Общенаучные методы научного исследования
Основные понятия: метод, методология, научные исследования, эмпирический уровень исследований, теоретический уровень исследований
Метод научного исследования – это способ познания объективной действительности. Способ представляет собой определенную последовательность действий, приемов, операций.
В зависимости от содержания изучаемых объектов различают методы естествознания и методы социально-гуманитарного исследования.
Методы исследования классифицируют по отраслям науки: математические, биологические, медицинские, социально-экономические, правовые и т.д.
В зависимости от уровня познания выделяют методы эмпирического, теоретического и метатеоретического уровней.
К методам эмпирического уровня относят наблюдение, описание, сравнение, счет, измерение, анкетный опрос, собеседование, тестирование, эксперимент, моделирование и т.д.
К методам теоретического уровня причисляют аксиоматический, гипотетический (гипотетико-дедуктивный), формализацию, абстрагирование, общелогические методы (анализ, синтез, индукцию, дедукцию, аналогию) и др.
Методами метатеоретического уровня являются диалектический, метафизический, герменевтический и др. Некоторые ученые к этому уровню относят метод системного анализа, а другие его включают в число общелогических методов.
В зависимости от сферы применения и степени общности различают методы:
1) всеобщие (философские), действующие во всех науках и на всех этапах
познания;
2) общенаучные, которые могут применяться в гуманитарных,
естественных и технических науках;
3) частные – для родственных наук;
4) специальные – для конкретной науки, области научного познания.
От рассматриваемого понятия метода следует отграничивать понятия техники, процедуры и методики научного исследования.
Под техникой исследования понимают совокупность специальных приемов для использования того или иного метода, а под процедурой исследования – определенную последовательность действий, способ организации исследования.
Методика – это совокупность способов и приемов познания. Например, под методикой криминологических исследований понимают систему способов, приемов, средств сбора, обработки, анализа и оценки информации о преступности, её причинах и условиях, личности преступника и других криминологических явлениях.
Любое научное исследование осуществляется определенными приемами и способами, по определенным правилам. Учение о системе этих приемов, способов и правил называют методологией. Впрочем, понятие «методология» в литературе употребляется в двух значениях:
1) совокупность методов, применяемых в какой-либо сфере деятельности (науке, политике и т.д.);
2) учение о научном методе познания.
Каждая наука имеет свою методологию. Методология есть учение о методах, применяемых в правовых науках для изучения своего предмета. Под методологией научно-
го исследования понимают учение о методах (методе) познания, т.е. о системе принципов, правил, способов и приемов, предназначенных для успешного решения познавательных задач.
Существуют следующие уровни методологии:
1. Всеобщая методология, которая является универсальной по отношению ко всем наукам и в содержание которой входят философские и общенаучные методы познания.
2. Частная методология научных исследований для группы родственных наук, которую образуют философские, общенаучные и частные методы познания.
3. Методология научных исследований конкретной науки, в содержание которой включаются философские, общенаучные, частные и специальные методы познания.
Среди всеобщих (философских) методов наиболее известными являются диалектический и метафизический. Эти методы могут быть связаны с различными философскими системами. При изучении предметов и явлений диалектика рекомендует исходить из следующих принципов:
1. Рассматривать изучаемые объекты в свете диалектических законов:
а) единства и борьбы противоположностей;
б) перехода количественных изменений в качественные;
в) отрицания отрицания.
2. Описывать, объяснять и прогнозировать изучаемые явления и процессы, опираясь на философские категории: общего, особенного и единичного; содержания и формы; сущности и явления; возможности и действительности; необходимого и случайного; причины и следствия.
3. Относиться к объекту исследования как к объективной реальности.
4. Рассматривать исследуемые предметы и явления: а) всесторонне; б) во всеобщей связи и взаимозависимости; в) в непрерывном изменении, развитии;
г) конкретно-исторически.
5. Проверять полученные знания на практике.
Все общенаучные методы для анализа целесообразно распределить на три группы: общелогические, теоретические и эмпирические.
Общелогическими методами являются анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия.
Анализ – это расчленение, разложение объекта исследования на составные части. Он лежит в основе аналитического метода исследования. Разновидностями анализа являются классификация и периодизация.
Синтез – это соединение отдельных сторон, частей объекта исследования в единое целое.
Индукция – это движение мысли (познания) от фактов, отдельных случаев к общему положению. Индуктивные умозаключения «наводят» на мысль, на общее.
Дедукция – это выведение единичного, частного из какого-либо общего положения; движение мысли (познания) от общих утверждений к утверждениям об отдельных предметах или явлениях. Посредством дедуктивных умозаключений «выводят» определенную мысль из других мыслей.
Аналогия – это способ получения знаний о предметах и явлениях на основании того, что они имеют сходство с другими; рассуждение, в котором из сходства изучаемых объектов в некоторых признаках делается заключение об их сходстве и в других признаках.
К методам теоретического уровня причисляют аксиоматический, гипотетический, формализацию, абстрагирование, обобщение, восхождение от абстрактного к конкретному, исторический, метод системного анализа.
Аксиоматический метод – способ исследования, который состоит в том, что некоторые утверждения (аксиомы, постулаты) принимаются без доказательств и затем по определенным логическим правилам из них выводятся остальные знания
Гипотетический метод – способ исследования с помощью научной гипотезы, т.е. предположения о причине, которая вызывает данное следствие, или о существовании некоторого явления или предмета.
Разновидностью этого метода является гипотетико-дедуктивный способ исследования, сущность которого состоит в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых выводятся утверждения об эмпирических фактах.
В структуру гипотетико-дедуктивного метода входит:
1) выдвижение догадки (предположения) о причинах и закономерностях изучаемых явлений и предметов;
2) отбор из множества догадок наиболее вероятной, правдоподобной;
3) выведение из отобранного предположения (посылки) следствия (заключения) с помощью дедукции;
4) экспериментальная проверка выведенных из гипотезы следствий.
Формализация – отображение явления или предмета в знаковой форме какого-либо искусственного языка (например, логики, математики, химии) и изучение этого явления или предмета путем операций с соответствующими знаками. Использование искусственного формализованного языка в научном исследовании позволяет устранить такие недостатки
естественного языка, как многозначность, неточность, неопределенность. При формализации вместо рассуждений об объектах исследования оперируют со знаками (формулами). Путем операций с формулами искусственных языков можно получать новые формулы, доказывать истинность какого-либо положения. Формализация является основой для алгоритмизации и программирования, без которых не может обойтись компьютеризация знания и процесса исследования.
Абстрагирование – мысленное отвлечение от некоторых свойств и отношений изучаемого предмета и выделение интересующих исследователя свойств и отношений. Обычно при абстрагировании второстепенные свойства и связи исследуемого объекта отделяются от существенных свойств и связей.
Виды абстрагирования: отождествление, т.е. выделение общих свойств и отношений изучаемых предметов, установление тождественного в них, абстрагирование от различий между ними, объединение предметов в особый класс; изолирование, т.е. выделение некоторых свойств и отношений, которые рассматриваются как самостоятельные предметы исследования.
Обобщение – установление общих свойств и отношений предметов и явлений; определение общего понятия, в котором отражены существенные, основные признаки предметов или явлений данного класса. Вместе с тем обобщение может выражаться в выделении не существенных, а любых признаков предмета или явления. Этот метод научного исследования опирается на философские категории общего, особенного и единичного.
Исторический метод заключается в выявлении исторических фактов и на этой основе в таком мысленном воссоздании исторического процесса, при котором раскрывается логика его движения. Он предполагает изучение возникновения и развития объектов исследования в хронологической последовательности.
Восхождение от абстрактного к конкретному как метод научного познания состоит в том, что исследователь вначале находит главную связь изучаемого предмета (явления), затем, прослеживая, как она видоизменяется в различных условиях, открывает новые связи и таким путем отображает во всей полноте его сущность.
Системный метод заключается в исследовании системы (т.е. определенной совокупности материальных или идеальных объектов), связей её компонентов и их связей с внешней средой. При этом выясняется, что эти взаимосвязи и взаимодействия приводят к возникновению новых свойств системы, которые отсутствуют у составляющих её объектов.
К методам эмпирического уровня относятся: наблюдение, описание, счет, измерение, сравнение, эксперимент, моделирование.
Наблюдение – это способ познания, основанный на непосредственном восприятии свойств предметов и явлений при помощи органов чувств. В результате наблюдения исследователь получает знания о внешних свойствах и отношениях предметов и явлений.
Описание – это фиксация признаков исследуемого объекта, которые устанавливаются, например, путем наблюдения или измерения. Описание бывает: 1) непосредственным, когда исследователь непосредственно воспринимает и указывает признаки объекта; 2) опосредованным, когда исследователь отмечает признаки объекта, которые воспринимались другими лицами (например, характеристики НЛО).
Счет – это определение количественных соотношений объектов исследования или параметров, характеризующих их свойства.
Измерение – это определение численного значения некоторой величины путем сравнения её с эталоном. В криминалистике измерение применяется для определения: расстояния между предметами; скорости движения транспортных средств, человека или иных объектов; длительности тех или иных явлений и процессов; температуры, размера, веса и т.п.
Сравнение – это сопоставление признаков, присущих двум или нескольким объектам, установление различия между ними или нахождение в них общего.
Эксперимент – это искусственное воспроизведение явления, процесса в заданных условиях, в ходе которого проверяется выдвигаемая гипотеза.
Эксперименты могут быть классифицированы по различным основаниям:
- по отраслям научных исследований – физические, биологические, химические, социальные и т.д.;
- по характеру взаимодействия средства исследования с объектом –обычные (экспериментальные средства непосредственно взаимодействуют с исследуемым объектом); модельные (модель замещает объект исследования).
Последние делятся на мысленные (умственные, воображаемые) и материальные (реальные).
Приведенная классификация не является исчерпывающей.
Моделирование – это получение знаний об объекте исследования с помощью его заменителей – аналога, модели. Под моделью понимается мысленно представляемый или материально существующий аналог объекта. На основании сходства модели и моделируемого объекта выводы о ней по аналогии переносятся на этот объект.
В теории моделирования различают:
1) идеальные (мысленные, символические) модели, например, в виде рисунков, записей, знаков, математической интерпретации;
2) материальные (натурные, вещественные) модели, например, макеты, муляжи, предметы-аналоги для опытов при экспертизах, реконструкция внешнего облика человека по методу М.М. Герасимова.
Выводы: Метод научного исследования – это способ познания объективной действительности и представляет собой определенную последовательность действий, приемов, операций. В зависимости от содержания изучаемых объектов различают методы естествознания и методы социально-гуманитарного исследования. Методы исследования классифицируют по отраслям науки: математические, биологические, медицинские, социально-экономические, правовые и т.д. В зависимости от уровня познания выделяют методы эмпирического, теоретического и метатеоретического уровней.
Литература:
1. Барчуков И.С. Методы научных исследований в туризме. - М.: Академия, 2008. – 224с.
2. Основы научных исследований: учебное пособие / Шкляр М.Ф. – М.: Дашков и Ко, 2008. - 244с.
3. Основы научных исследований: учебник для технических вузов / Крутов В.И., Грушко И.М., Попов В.В. – М.: Высшая школа, 1989. - 400с.
4. Шкляр М.Ф. Основы научных исследований. – М.: Центр, 2006. – 397с.
5. Рачков ПЛ. Науковедение. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1974. — 242 с.
- Силлабус
- 2) Исследования в туризме. Код tour 13005
- 5) Характеристика модуля
- 6)Список основной и дополнительной литературы
- 10. Дурович а.П. Маркетинговые исследования в туризме:Учебное пособие. - сПб: Питер, 2008. - 384 с.
- 7) Контроль знаний
- 8) Требования учебного модуля
- Конспект лекций по темам учебного модуля и методические указания по изучению лекционного курса Методические указания по изучению лекционного курса
- А. Дисциплина «Основы научных исследований в туризме»
- Тема 1. Введение. Роль науки в обществе. Организация научно-исследовательской работы в Казахстане
- Тема 2. Основы туристского бизнеса. Функции туризма. Цели и задачи научных исследований в туризме
- Тема 3. Основные составляющие научных знаний о туризме
- Тема 4. Методологические подходы к исследованию туристской деятельности
- Тема 5. Классификация и этапы научно-исследовательской работы. Выбор темы научно-исследовательской работы
- Тема 6. Научно-техническая информация. Работа с литературой
- Тема 7. Формулирование темы научных исследований, цели и задачи исследования
- Тема 8. Методология теоретических исследований
- Тема 9. Методология экспериментальных исследований
- Тема 10. Методы познания потенциальных возможностей туристского бизнеса
- Тема 11. Методы экспертных оценок
- Тема 12. Моделирование как метод исследования процессов в туризме
- Тема 13. Специфические методы исследования, используемые в туризме
- Тема 14. Методы исследования конкурентных преимуществ с помощью swot-анализа
- Тема 15. Методы прогнозирования при исследованиях в туризме
- Б. Дисциплина «Математическая обработка результатов исследования»
- Тема 1. Общие сведения об эксперименте и измерениях
- Тема 2. Измерительный эксперимент
- Тема 3. Представление результатов эксперимента
- Темы 4, 5. Статистическая обработка результатов эксперимента
- Темы 6, 7. Эмпирические формулы. Построение эмпирических линейных зависимостей
- 1) Выбор эмпирической формулы
- Темы 8, 9. Выбор эмпирических формул для нелинейных зависимостей
- Тема 10. Построение графиков
- Темы 11, 12. Метод мозгового штурма
- Тема 13. Сущность и содержание маркетинговых исследований в туризме
- 4. Дурович а.П. Маркетинговые исследования в туризме:Учебное пособие. - сПб: Питер, 2008. - 384 с. Темы 14, 15.Система анализа информации
- Список основной и дополнительной литературы