Тема 10. Построение графиков
Цель: Ознакомить с правилами построения графиков линейных функций
План:
10.1. Понятие функции
10.2. Последовательность построения графика
Основные понятия: функция, координата, координатные оси, график функции
Если каждому значению величины хсоответствует вполне определенное значение величиныу, то эта величинауназывается функцией отх. Величинах при этом называется аргументом функцииу.
Функция – это правило (f), по которому независимой переменной х ставится в соответствии зависимая переменнаяу = f(х). Множество математических функций делят на:
1. линейные функции или линейная зависимость;
2. нелинейные функции (кривые).
Линейной функциейназывают функцию вида:у = ах + b, где х – независимая переменная или аргумент, а и b - данные числа. Например, у = 2х – 3, а=2, b=-3.
Можно вообще рассматривать произвольное уравнение первой степени, т.е. такое, в котором переменные х и у находятся в первой степени. Ах + Ву + С = 0, при В ≠ 0, которое по существу определяет у как линейную функцию х:
График линейной функции– всегда прямая линия. Или наоборот: любая прямая координатной плоскости, за исключением вертикальных прямых, может быть графиком линейной функции.
Рассмотрим отдельные случаи линейных функций (рис.1):
1. при b = 0 – функция принимает вид у = ах. В этом случае говорят, что у прямо пропорционально х. А равенство у = ах задаёт прямую пропорциональную зависимостьмежду х и у. График такой функции всегда проходит через начало координат, то есть точку с координатами О (0,0);
2. при а = 0 - функция принимает вид у = b. График – прямая параллельная оси ОХ;
[
Рис.1.
Способы построения линейной функции
І. Способ построения:
Для построения графика линейной функции необходимо знать координаты двух точек. Отложив их на координатной плоскости и соединив, мы получим график данной функции.
Для построения графика прямой пропорциональности достаточно найти всего одну точку, так как второй будет точка начала координат (0,0).
Построим две функции у = 2х-3 и у = . Для этого необходимо составить таблицы, в которых произвольно выбрать значение х и вычислить соответствующее значение у.
у = 2х–3 | ||
х | 0 | 2 |
у | у=2*0–3= –3 | у=2*2–3=1 |
| ||
х | 0 | 5 |
у | у = =3 | у = =0
|
При составлении таблиц желательно подбирать значения х такие, при которых удобно было бы вычислять у. Так для первой функции большого значения выбор х не имеет, просто берём маленькие значения, а для второй функции число 5 при умножении сокращается со знаменателем дроби и сводит вычисление у к устному счёту (рис.2).
Иногда удобно наоборот подбирать значения у и находить х.
Рис.2.
ІІ. Способ построения:
Графиком функции у = ах + b служит прямая, параллельная линии у = ах, сдвигом на b единиц вверх при b>0 или вниз при b<0.
Для функции у = 2х -3 нужно построить прямую у =2х и параллельно её сдвинуть вниз на 3 единицы (b= -3) (рис.3).
Соответственно, для функции у = ,нужно построить прямую у = и сдвинуть её на три единицы вверх (b= 3) (рис.4).
Рис.3. Рис.4.
Точки пересечения графика с осями координат
График линейной функции всегда будет иметь общие точки или с одной осью координат или с двумя.
Точка пересечения с осью ОХ всегда имеет координату у = 0 (рис.4). Точка с координатами (5,0).
Аналогично, точка пересечения с осью ОУ всегда имеет координату х = 0 (рис.4). Точка с координатами (0,3).
Для того, чтобы найти точки пересечения с осями координат необходимо в уравнение функции подставить х = 0 и вычислить у, а потом наоборот: у = 0, и вычисляем х.
Зная эти точки, можно строить график функции.
Выводы: Придавая х конкретные значения, легко вычислить соответствующие значения у. линейная функция - это специальный вид линейного уравнения с двумя переменными. Многие реальные ситуации описываются математическими моделями, представляющими собой линейные функции.
Литература:
1. Барчуков И.С. Методы научных исследований в туризме. - М.: Академия, 2008. – 224с.
2. Основы научных исследований: учебное пособие / Шкляр М.Ф. – М.: Дашков и Ко, 2008. - 244с.
3. Основы научных исследований: учебник для технических вузов / Крутов В.И., Грушко И.М., Попов В.В. – М.: Высшая школа, 1989. - 400с.
- Силлабус
- 2) Исследования в туризме. Код tour 13005
- 5) Характеристика модуля
- 6)Список основной и дополнительной литературы
- 10. Дурович а.П. Маркетинговые исследования в туризме:Учебное пособие. - сПб: Питер, 2008. - 384 с.
- 7) Контроль знаний
- 8) Требования учебного модуля
- Конспект лекций по темам учебного модуля и методические указания по изучению лекционного курса Методические указания по изучению лекционного курса
- А. Дисциплина «Основы научных исследований в туризме»
- Тема 1. Введение. Роль науки в обществе. Организация научно-исследовательской работы в Казахстане
- Тема 2. Основы туристского бизнеса. Функции туризма. Цели и задачи научных исследований в туризме
- Тема 3. Основные составляющие научных знаний о туризме
- Тема 4. Методологические подходы к исследованию туристской деятельности
- Тема 5. Классификация и этапы научно-исследовательской работы. Выбор темы научно-исследовательской работы
- Тема 6. Научно-техническая информация. Работа с литературой
- Тема 7. Формулирование темы научных исследований, цели и задачи исследования
- Тема 8. Методология теоретических исследований
- Тема 9. Методология экспериментальных исследований
- Тема 10. Методы познания потенциальных возможностей туристского бизнеса
- Тема 11. Методы экспертных оценок
- Тема 12. Моделирование как метод исследования процессов в туризме
- Тема 13. Специфические методы исследования, используемые в туризме
- Тема 14. Методы исследования конкурентных преимуществ с помощью swot-анализа
- Тема 15. Методы прогнозирования при исследованиях в туризме
- Б. Дисциплина «Математическая обработка результатов исследования»
- Тема 1. Общие сведения об эксперименте и измерениях
- Тема 2. Измерительный эксперимент
- Тема 3. Представление результатов эксперимента
- Темы 4, 5. Статистическая обработка результатов эксперимента
- Темы 6, 7. Эмпирические формулы. Построение эмпирических линейных зависимостей
- 1) Выбор эмпирической формулы
- Темы 8, 9. Выбор эмпирических формул для нелинейных зависимостей
- Тема 10. Построение графиков
- Темы 11, 12. Метод мозгового штурма
- Тема 13. Сущность и содержание маркетинговых исследований в туризме
- 4. Дурович а.П. Маркетинговые исследования в туризме:Учебное пособие. - сПб: Питер, 2008. - 384 с. Темы 14, 15.Система анализа информации
- Список основной и дополнительной литературы