2.11. Этнометодология
Оригинальная социологическая концепция была представлена в книге «Исследования по этнометодологии» (1967) американским исследователем X. Гарфинкелем. В границах этого теоретического и методологического направления в социологии была предпринята попытка распространить методы социальной антропологии и этнографии на всю сферу общественных дисциплин. Универсализируя способы организации повседневной жизнедеятельности людей в примитивных культурах, трактуя этнографические методы их изучения как «процедурные инварианты» социальных наук, представители этнометодологии сформулировали нетрадиционное определение ее предмета. По их мнению, это - процедуры интерпретаций вкупе со скрытыми, неосознаваемыми, нерефлексированными механизмами социальной коммуникации между людьми.
Главной темой собственных социологических изысканий Гарфинкель считал проблему «рациональной описуемости практических действий как текущей практической реализации». Его интересовало то, каким образом возможно рациональное корректное описание практических повседневных социальных взаимодействий.
Важность и неоднозначность этой проблемной ситуации задается, по Гарфинкелю, рядом предпосылок. Во-первых, любое описание подобного рода явится осмысленным для воспринимающей аудитории лишь в том случае, если оно будет предполагать общее для всех участников знание контекста. Это знание может пониматься как молчаливо подразумеваемое свойство взаимодействия. Во-вторых/ предполагается использование однозначных терминов для описания социальной ситуации (с целью предотвращения появления альтернативных объяснений). В-третьих, с точки зрения Гарфинкеля, не все знание, включаемое в описание в целях выявления смысла действия, обнаруживает себя синхронно с объяснением данных. Некоторые элементы описания даже при явном их выражении могут быть полностью реконструированы лишь тогда, когда описание будет полностью завершено. В-четвертых, подобные описания должны конст-
246
руироваться, систематически и последовательно. И наконец, в-пятых, смысл материалов или элементов описания зависит от контекста, т. е. ли-бо от порядка следования материалов в процессе описания, либо от биографии участника, либо от более широкого восприятия социальной ситуации.
Таким образом, с точки зрения этнометодологии Гарфинкеля, социология призвана изучать все аспекты повседневной социальной жизни и экстраординарные явления, будучи сама по себе весьма важной сферой повседневной деятельности людей. Все люди в обществе, по Гарфинкелю, являются социологами, ибо, приписывая значения действиям других и претендуя на их понимание, они выступают в качестве практических теоретиков [81. Р. 2].
Социологическую парадигму Гарфинкель толковал в контексте традиционного науковедческого подхода как общую систему отсчета данной дисциплины, именуя ее «набором фоновых ожиданий», конституирующим принимаемый на веру мир специалиста.
Именно поэтому, по Гарфинкелю, принимаемые нами в качестве объективных образований черты социальной реальности объективны лишь потому, что мы выражаем их в объективных категориях, т. е. в терминах их общих свойств. Традиционные формы социологического объяснения социолог трактует как нечто вроде специальных приспособлений, кодировальных таблиц, служащих для выделения и подчеркивания общих свойств явлений в ущерб особенным и уникальным их свойствам. Существенно важным компонентом гипотезы Гарфинкеля было его мнение, что таково свойство любого объяснения: вырабатывая рациональные объяснения своих действий, индивиды делают эти действия рациональными, делая тем самым социальную жизнь упорядоченной и понятной.
Определение того, что есть индивид, Гарфинкель формулирует в духе подхода Т. Парсонса - «член коллектива». В основе же повседневных действий индивидов, по его мнению, лежит то, что «индивид предполагает сам^предполагает, что другой индивид точно так же предполагает, и предполагает, что как он предполагает относительно другого, так и другой предполагает относительно его самого» [81. Р. 55].
Взаимное же понимание, согласно концепции Гарфинкеля, не есть частичное или полное согласие индивидов относительно существенного содержания предмета. Условия взаимного понимания всегда предполагают некое условие «поживем - увидим», которое позволяет социальному взаимодействию включать в себя все случайные характеристики. Взаимное понимание не сводится к формальным правилам регистрации явлений, служащим индивидам для предсказания будущего поведения друг друга. Оно является своего рода соглашением, служащим нормализации всего того, чем может на практике оказаться социальное поведение.
Социальное же взаимодействие, по Гарфинкелю, может быть корректно описано по аналогии с игрой. С этой точки зрения становится возмож-
247
ным выявить как совокупность основных правил, которые те, кто стремится им подчиняться, считают правилами нормального взаимодействия, так и способы осмысливания с помощью этих правил конкретных социальных ситуаций их участниками.
Хотя этимология слова «этнометодология» и предполагает изучение подходов, применяемых социологами, этот термин обозначает в принципе все практические действия и описания, осуществляемые индивидами в обществе. В данном контексте этнометодология выступает как поисковое исследование природы социальных действий и объяснений (как обыденных, так и профессиональных) социального процесса. Крайне важно в связи с этим, по Гарфинкелю, избежать подмены анализа практических теорий участников скрытыми предпосылками, понятиями и теориями наблюдателя. В противном случае социальный порядок «навязывается» ситуации извне, и главная проблема конструирования и поддержания участниками взаимодействия значимого массива представлений и действий становится «непроблемой». Рекомендуемый Гарфинкелем подход требует рассматривать этот навязанный извне порядок как проблематичный [45. С. 314-315].
Так, с точки зрения Гарфинкеля, приписывание индивиду определенного рода душевной болезни отвечает практическим требованиям, предъявляемым бюрократизированной системой медицинского обслуживания, и что даже пол индивида не является изначально данным, а формируется в ходе социального процесса (феномен трансвестизма).
Критически оценивая позитивистские ориентации в социологии, Гар-финкель обращал внимание на то обстоятельство, что убежденность позитивистов в объективной пригодности «научного» языка для раскрытия «реальных» свойств социального мира оборачивается неизбежной «документальной интерпретацией» (трактовкой явлений, действий и ситуационных факторов как отражения, свидетельства, документа лежащей в их основе матрицы значений, детерминирующей объективный характер социального мира). Позитивисты, по Гарфинкелю, упускают из виду то обстоятельство, что в процессе социологических объяснений по типу самообоснования созидается мир, являющийся предметом их исследований.
Происходит это потому, что по сути толкования позитивистской социологии не выходят за рамки так называемого здравого смысла, это в реальности обыденные толкования, ибо в их основе лежит вера в объективный характер социального мира.
Обычно люди подходят к социальному миру с чисто прагматической установкой. Реконструируются лишь те его аспекты, которые касаются практической деятельности индивидов. В итоге соответствующие процедуры интерпретации носят характер предписаний для достижения целей этой деятельности. В рамках данного подхода мир интерпретирован вер-
248
но, если индивид способен достичь необходимого результата на основе знания ojroM, как действуют вещи в этом мире. Таким образом становятся допустимыми описание и объяснение социального мира в контексте любой произвольной практической цели. Социологи же позволяют членам общества (в том числе и самим себе) производить и сохранять социальный мир, который именно в силу этих процедур воспринимается и постигается как мир объектов. Они, следовательно, так же объективны или субъективны, как и процедуры социологов, и реальность, порождаемая ими, не может, по Гарфинкелю, рассматриваться более объективной или менее объективной, чем реальность, порождаемая социологами.
В целом же основные компоненты этнометодологии сводимы к правилам метода, доступным любому и используемым любым социальным деятелем в любом практическом действии, в котором он участвует. Основные принципы учения Гарфинкеля не могут быть изъяты из контекста профессиональной деятельности социологов - его последователей и объективированы как таковые.
Подрывая три аксиоматичные черты традиционных способов социологического объяснения (естественнонаучный характер его рациональности, объективность и обоснованность наличных обобщений), социология Гарфинкеля потребовала немедленного коренного пересмотра эпистемологических и философских оснований социологического знания с целью как можно более точного отражения и фиксации чрезвычайно тонкой, двойственной, виртуальной и конструктивной природы социальных феноменов, составляющих его предмет.
- Предисловие
- Становление и развитие классических концепций теоретической социологии
- 1.4. Социал-дарвинистские концепции
- 1.8. Формальная социология
- 1.10. Социология м. Вебера
- 1.11. Социология п. Сорокина
- 2.2. Эмпирическая социология
- 2.5. Теория социального конфликта
- 2.6. Теории агрессии
- 2.7. Неофрейдистские концепции
- 2.8. Социометрия (микросоциология)
- 2.9. Концепция социального обмена
- 2.11. Этнометодология
- 2.12. Феноменологическая социология
- 3.6. Социологическая концепция народничества
- Литература
- Раздел 2. Современная западная социология: основные
- Раздел 3. Становление и развитие отечественной социологии.....265