1. Методы реального и условного поколения
Каждый процесс описывается, как правило, целой системой показателей, иногда довольно трудно обозримой. Поэтому возникает потребность в обобщающем показателе, который мог бы одним числом охарактеризовать состояние, изменение или итог сложного процесса, сохраняя в то же время преимущества, которые дает применение системы показателей. Такие сводные показатели получают с помощью методов реального и условного поколения.
Реальное поколение — это совокупность людей, родившихся в один и тот же период времени (календарный год или несколько лет). Метод реального поколения основан на расчете показателей (рождаемости, брачности, смертности), характеризующих интенсивность демографических процессов, происходящих в одном реальном поколении в разные периоды его жизни, и заключительный итог демографической жизни поколения (окончательное число рожденных детей, браков, возраст смерти и т.п.). Изучение демографической истории реального поколения требует, однако, большого объема динамических рядов статистических показателей, которые охватывали бы целую жизнь поколения, а лучше — нескольких поколений. К примеру, для изучения изменений итогового числа рожденных детей женщинами разных поколений, следующих одно за другим, необходимы показатели рождаемости, дифференцированные по возрасту женщин, не менее чем за 50 лет. При изучении же смертности требуются возрастные коэффициенты смертности уже за период более 100 лет. Таким большим объемом исторической статистики даже и сегодня владеют лишь немногие страны в мире. Наша страна — не из их числа. До недавнего времени показатели рождаемости для реальных поколений у нас получали лишь с помощью выборочных обследований. И лишь совсем недавно, буквально несколько лет назад, появилась возможность рассчитывать показатели рождаемости для реальных поколений, но только по России в целом. По регионам такие расчеты пока еще невозможны (на данных текущей государственной статистики. В выборочных исследованиях, проводимых Методом опроса респондентов, это возможно).
Более широким понятием, чем поколение, является понятие когорты. Когортой называется совокупность людей, одновременно (в один и тот же период времени) переживших какое-то событие. Поколение — частный случай когорты. Другие виды когорт: брачная — совокупность людей, в один и тот же период вступивших в брак; мигрантов — в один период времени поменявших место жительства. Люди, одновременно поступившие учиться в учебные заведения или окончившие их, поменявшие место работы, призванные на военную службу, перешедшие из одной социальной группы в другую и т. д., — все это когорты.
Изучение интенсивности социальных процессов на разных этапах жизни когорт служит способом анализа их динамики в связи с конкретными изменениями условий жизни. При этом важной характеристикой является итоговая величина изучаемого явления или процесса у конкретной когорты к определенному моменту времени или возрасту, например, число рожденных детей определенным поколением или брачной когортой женщин к определенному возрасту или за весь репродуктивный период жизни (условно считается от 15 до 50 лет); доля вступивших в брак к определенному возрасту из когорты достигших совершеннолетия в определенном периоде времени и т.д.
Метод реального поколения имеет свои достоинства и свои недостатки. Достоинством является то, что с его помощью можно делать оценку действительных итогов демографической жизни поколений людей (в других науках — итогов соответствующих предметам этих наук процессор), без всяких предположений и условных допущений. Недостатком является то, что показатели реальных поколений носят всегда ретроспективный характер, относятся к прошлому, в то время как одна из важнейших задач и целей демографического анализа — прогнозирование будущего. А для этого требуются показатели, более чутко реагирующие на изменение демографических процессов в короткие промежутки времени.
Этот недостаток и восполняет метод условного поколения. В отличие от метода реального поколения или, в более общем случае, реальной когорты, при котором для получения итоговых показателей суммируются показатели, относящиеся к одному поколению (когорте) на протяжении всей жизни или ее отрезка, метод условного поколения основан на использовании статистических показателей за короткий промежуток времени (1—2 года). При этом методе для получения итогового показателя демографической деятельности суммируются показатели за один и тот же период времени, но относящиеся к разным возрастным группам. Суммируя возрастные показатели интенсивности демографических явлений и процессов, аналитики исходят из условного допущения, что наблюдаемые демографические события произошли не у разных поколений в одно время, а в разном возрасте у одного поколения, которое и называется «условным». Иначе говоря, совокупность показателей, отразивших события одного периода у людей разного возраста, условно рассматривается исследователями как произошедшее с людьми одного поколения (когорты) в разных возрастных интервалах жизни этого поколения (когорты). Можно также сказать без большой ошибки, что условное поколение — это модель реального поколения при некоторых допущениях, вернее даже — при одном допущении. Допущение это такое. Итоговые показатели условного и реального поколений совпадут по величине, если на протяжении периода времени возрастные (частные) показатели, суммируемые при расчете итогового показателя, будут оставаться неизменными. Условие это, надо сказать, редко выполняемое. Но другого способа получить показатель, характеризующий итог жизни за длительный период времени на основе показателей за 1—2 года, нет. И все же, несмотря на отмеченный недостаток метода условного поколения, он является наиболее применимым для оценки демографической ситуации, обладает хорошей прогностической способностью (при известной осторожности в выводах).
Показатели условного поколения имеют более динамичный характер, чем показатели реального поколения, они чутко откликаются на изменения социально-экономических условий жизни страны и поэтому служат хорошим барометром демографической ситуации в короткие промежутки времени. Показатели реального поколения, напротив, служат индикатором направления долговременных изменений, тенденций демографических процессов. Так что каждый из этих двух методов играет свою незаменимую роль, имеет свою специфическую ценность, оба метода полезны при грамотном использовании, каждый в своих пределах.
- 1. «Естественная рождаемость»: понятие, история, стандарты.
- 2. Историческая, экономическая и политическая демография: в чем специфика их предмета исследования и контрацептивное поведение.
- 3. Брак, брачность, брачное поведение.
- 4. История изучения факторов рождаемости.
- 5.14. Краткая история исследований факторов рождаемости
- 5. Возраст как демографическая категория.
- 3.5.1. Возраст как универсальная независимая переменная
- 6. Возрастная структура населения. Возрастные группы и контингенты.
- 1. Возрастная структура населения
- 2. Классификация населения по возрасту.
- 3. Возрастной контингент.
- 7. Возрастно-половая пирамида. Методы построения, роль в демографическом анализе.
- 3.5.5. Возрастно-половая пирамида
- 8. Демографическая политика – понятие и различие подходов к определению ее целей.
- 6.6.2. Демографическая политика
- 9. Демографическая ситуация в развитых странах Запада.
- 1. Демографическая ситуация
- 2. Демографическая ситуация в развитых странах Запада
- 10. Демографическая типология семей. Неполнота семейного цикла жизни.
- 1. Демографическая типология семей по числу рожденных детей
- 2. Неполнота семейного цикла жизни.
- 11. Демографические коэффициенты: понятие, типология, границы применимости.
- 12. Демографические понятия смертности: определение, методы измерения.
- 13. Анализ динамики суммарных коэффициентов рождаемости по очередности рождений.
- 5.12. Анализ динамики суммарных коэффициентов рождаемости, дифференцированных по очередности рождения детей у матери
- 14. Демографические процессы и структуры. Понятие о видах «движения населения».
- 1. Демографические структуры и процессы
- 2. Понятие о видах «движения населения».
- 15. Демографическое будущее России: рост или убыль населения?
- 16. Демографическое прогнозирование, его цели и задачи.
- 17. Демография и социология.
- 18. Депопуляция – причины и последствия.
- 19. Значение поведенческого подхода при изучении смертности и продолжительности жизни.
- 20. Обратная связь рождаемости с доходом, образованием и социальным статусом.
- 21. Индексы гмер: принципы построения и роль в демографическом анализе.
- Рождаемости, принятые в модели гмер за стандарт
- 22. Искусственный аборт как средство реализации уменьшающейся потребности в детях.
- 23. Исторические причины массовой малодетности семей.
- 5.18. Исторические причины развития массовой малодетности семей
- 24. Источники данных о населении и демографических процессах.
- 1. Переписи населения
- 2. Текущий статистический учет событий естественного движения населения
- 3. Текущие регистры (списки, картотеки) населения
- 4. Выборочные и специальные обследования
- 25. Критика мальтузианства американским фамилистом а.Карлсоном.
- Критика мальтузианства а.Карлсоном
- 26. Легализация и запрет искусственного аборта: социальные и демографические последствия.
- 27. Миграция – эмиграция и иммиграция.
- 6.2. Миграция населения
- 6.2.1. Понятие, причины и виды миграции населения
- 6.2.3. Миграционная политика в современной России
- 28. Младенческая и детская смертность: понятие, методика расчета, социальное значение.
- 29. Основные проблемы демографической политики в России на современном этапе.
- 30. История переписей в ссср и России.
- 2.1.4. Переписи населения в России, ссср и снова в России
- 31. Переписи населения: цели, принципы проведения.
- 32. Показатели идеального, желаемого и ожидаемого числа детей.
- 33. Половой состав населения. Определение, основные показатели.
- 34. Понятие демографического поведения.
- 35. Понятие репродуктивного поведения.
- 36. Понятие рождаемости: определение, методы измерения.
- 1. Показатели рождаемости для условного поколения (коэффициенты рождаемости для периода)
- 2. Показатели рождаемости для реального поколения (коэффициенты рождаемости когорты)
- 37. Потребность семьи и личности в детях.
- 38. Предмет демографии.
- 1.2. Предмет демографии
- 39. Прогнозы численности населения мира в XXI в.
- 40. Разводимость: современные тенденции.
- 41. Реальное и условное поколение. Продольный и поперечный анализ.
- 1. Методы реального и условного поколения
- 2. Поперечный анализ.