37. Потребность семьи и личности в детях.
Определение. Потребность в детях, по определению А.И. Антонова, «является социально-психологическим свойством индивида, проявляющимся в том, что без наличия детей и подобающего числа их индивид испытывает затруднения как личность».
История вопроса. За последние сто лет наше общество сильно изменилось, что также проявилось и в репродуктивном повелении населения. В нашей стране появилась устойчивая тенденция снижения рождаемости, которая в последние годы в условиях экономического кризиса принимает угрожающие формы. Снижение рождаемости также наблюдается и в других развитых странах. Все эти страны прошли путь от аграрных форм до промышленно развитых. Исторически так складывалось, что основную заботу о детях несла семья. Семья испытывала практическую потребность в детях, которые были помощниками по хозяйству и в работе, опорой в старости, наследниками. Живя общими заботами, крестьянские семьи были соединены очень крепкими семейными узами. По мере развития промышленности, переселения людей в город связи между членами семьи стали заметно ослабевать, т.к. полностью изменился жизненный уклад семьи. Женщина стала принимать участие в общественном труде наравне с мужчиной. Сегодня перед женщиной нередко стоит выбор: или делать карьеру, или рожать ребёнка (хотя бы одного). Сразу подчеркнём, что если женщина эту проблему будет решать в одиночестве, то в общество, скорее всего, обречено на вымирание. Отметим также, что сегодня женщина в развитом обществе так воспитана, что она хочет быть самостоятельной. Она не хочет и уже психологически не может быть зависимой только от мужа и его заботы. И для супруга дети уже не являются тем, кем они были раньше (помощниками). Они скорее становятся средством эмоционального самовыражения, желаемой радостью в доме, а для этого достаточно иметь 1-2 детей. Сегодня в развитом обществе супруги научились планировать семью. Это, в общем, представляется вполне цивилизованным (за исключением, конечно, абортов), но планируются обычно малодетные семьи.
Значение потребности в детях для общества. Наличие личных потребностей в семье и детях, личных желаний и влечений к браку и семье — очень важное обстоятельство, показывающее, что существование семьи и общества возможно только потому, что миллионы людей испытывают потребность в семейном образе жизни и потребность в детях, и лишь благодаря этому происходит воспроизводство населения. Если представить себе, вообразить иные формы социальной организации воспроизводства населения, основанные не на личных мотивах людей, а на принуждении, то эти формы уже не могут считаться семьей в привычном социокультурном смысле, релевантном всем известным из истории типам семьи.
Будущее семьи как эволюционно возникшего института, снимающего противоречие между личной потребностью супругов в детях и обезличенной потребностью социума в работниках (именно тут корни рассогласования, несовпадения, корни депопуляции), зависит от способности социальной системы сохранить семью вместе с личностной вовлеченностью супругов в реализацию ее специфических функций.
От чего зависит потребность семьи и личности в детях? Многодетность и малодетность как качественно различные типы репродуктивного поведения отличаются друг от друга в частности и тем, что в условиях многодетности, особенно экстремально-традиционной, когда потребность в детях остается неудовлетворенной на протяжении всей жизни, полнота репродуктивного цикла может нарушаться только действием физиологических причин, т.е. нарушениями плодовитости.
В условиях малодетности полный цикл, напротив, возможен только в отдельные периоды формирования семьи, когда супруги еще не удовлетворили свою потребность в детях. В оставшуюся часть репродуктивного периода, когда потребность в детях удовлетворена, цикл является неполным, а его длительность зависит от ориентации супругов на применение контрацепции или искусственных абортов, а также от эффективности применения контрацепции.
Потребность в детях — это своего рода закрепленный в пси¬хологических структурах личности опыт прошлых поколений, отго¬лосок прошлых условий жизни. Индивид может изменять силу, ин¬тенсивность своей, сформированной в ходе его социализации потреб¬ности в детях, но не ее величину, обусловленную бытующими в обществе или в его части, с которой отождествляет себя человек, социокультурными нормами детности.
При прочих равных условиях число рождений будет больше там, где преобладают ориентации на семейные ценности (на детей прежде всего), поскольку это преобладание обусловит восприятие окружающих условий (то есть их оценку) как благоприятных для реализации имеющейся потребности в детях (независимо от того, каковы эти условия "на самом деле" или в глазах других). Если же, напротив, преобладают ориентации на внесемейные ценности (образование, профессиональная карьера, социальная мобильность и пр.), а ориентация на семью и ее ценности слабы, то это обусловит оценку даже самих по себе "хороших" условий жизни как неблагоприятных для полного удовлетворения потребности в детях.
Подчеркнем еще раз, что ни потребность в детях, ни условия жизни сами по себе (по отдельности) не предопределяют результатов репродуктивного поведения. Эти результаты — итог взаимодействия данных элементов в системе диспозиций личности, которая опреде-ляет ситуацию как благоприятную или неблагоприятную для удовлетворения потребности в детях.
Потребность в детях как фактор, влияющий на репродуктивное поведение.
Потребность в детях — главный двигатель репродуктивного поведения, ведущий из всех его внутренних регуляторов. Одновременно она — элемент общей системы потребностей личности, занимающий место на наивысшем уровне иерархии человеческих потребностей — среди социальных потребностей, наряду с такими, как потребность в браке, семье, творчестве, самореализации, образовании, свободном времени и т.д. Их концентрированным выражением является потребность в детях9. Как социальная потребность высшего уровня потребность в детях (и это мы подчеркиваем здесь особо и настоятельно) не связана прямо и непосредственно с потребностями низших уровней (органическими и потребностью в самосохранении) .
Именно поэтому не существует никаких границ ее ослабления: никакие физиологические механизмы не в состоянии защитить ее от этого.
Не связана потребность в детях и с сексуальной потребностью. Как было сказано ранее, рождение детей имеет лишь своим предусловием, посредником сексуальное поведение. Человек с давних времен может нарушать и нарушает автоматизм репродуктивного цикла, удовлетворение сексуальной потребности не предполагает обязательного рождения ребенка и притом чем дальше, тем в меньшей степени сексуальные отношения являются средством деторождения.
Чтобы ребенок родился, необходима специальная мотивация, не биологическая по своей природе. Однако в большинстве классификаций человеческих потребностей потребность в детях не выделяется как самостоятельная потребность, а отождествляется или с сексуальной потребностью, или с так называемой потребностью продолжения рода, под которой, как правило, подразумевается либо пресловутый и мифический "инстинкт размножения", либо столь же мифический "материнский инстинкт". Не останавливаясь здесь специально на этом вопросе, заметим, что демографы, верящие в "инстинкты" несколько поотстали от мировой науки, в которой инстинктивистские модели поведения давно сданы в архив10.
Потребность в детях — не биологическая, а социально-психологическая и социальная категория.
Потребность в детях — это социально-психологическое свойство социализированного индивида, проявляющееся в том, что без наличия детей и подобающего их, числа индивид испытывает затруднения в своей личностной самореализации. Эти затруднения возникают в повседневности при выяснении семейного статуса личности (например, при встрече старых знакомых после долгой разлуки) — тем самым производится непроизвольная оценка (и самооценка) поведения личности, исходя из бытующих норм детности или репродуктивных норм. Парадоксальным отражением этих затруднений является сам язык, заставляющий нас задавать вопрос о детности того или иного человека, используя множественное число ("Есть ли у Вас дети?"), и выслушивать ответ все чаще в единственном числе ("Есть. Один.")11.
Для понимания сущности потребности в детях огромную роль играет понятие репродуктивных норм. Репродуктивные нормы — это детерминированные общественным бытием принципы и образцы подобающего поведения, относящегося к рождению определенного числа детей, и принятые в тех социальных группах, к которым принадлежит или хотел бы принадлежать индивид. Репродуктивные нормы, как и любые другие социокультурные нормы, усваиваются личностью в качестве средств ориентации поведения и образуют основу внутреннего контроля, обеспечивающего согласованность разного рода действий и поступков, имеющих отношение к рождению определенного числа детей. Будучи усвоенными, "интернализованными", превратившись во внутренние социально-психологические структуры личности, репродуктивные нормы определяют своим содержанием сущность потребности в детях.
Потребность в детях — это устойчивое социально-психологическое состояние индивида, обусловленное, во-первых, стремлением иметь типичное для данного общества число детей в семье и дать им не хуже типичного по качеству воспитание, во-вторых, чадолюбием (т. е. глубоко усвоенными установками по отношению к детям вообще), проявляющимся в том, что без наличия детей или определенного их числа индивид испытывает затруднения самореализации себя как личности.
Таким образом, потребность в детях — это, по сути, усвоенные человеком в процессе социализации, бытующие в культуре или субкультуре и определенным образом преобразованные личностной структурой репродуктивные нормы или социальные нормы рождаемости. Каким образом происходит подобное усвоение, "интернализация" — это отдельный и особый вопрос. Отметим лишь, что это такой процесс, в котором индивид не просто "вкладывает в себя" то, что ему преподносят "агенты социализации", а играет активную роль, беспрерывно взаимодействуя с тем, кто выступает для него в качестве "транслятора норм и ценностей".
Важнейшей особенностью репродуктивных норм (принципиальной для понимания потребности в детях) является их исключительная устойчивость, превышающая обычный для социокультурных норм "лаговый эффект". Это связано, с тем, что репродуктивные нормы отражали когда-то глубинные основы бытия, человеческой жизни, необходимость самосохранения человеческого рода, воспроизводства населения.
Потребность в детях не меняется под влиянием текущих условий жизни и их изменений. Меняются лишь семейные ситуации, которые либо способствуют, либо препятствуют удовлетворению потребности в детях. Величина потребности в детях неизменна на протяжении жизни человека.
Следует различать ту или иную интенсивность, или силу, потребности в детях. Даже в пределах одной и той же количественно выраженной потребности в детях ее сила может бить различной, определяя вариации в "практике оперирования промежуточными переменными рождаемости", то есть в практике контрацепции и искусственного прерывания беременности, что проявляется в различной длине интервалов между рождениями детей, длине репродуктивного периода и т.д. Разумеется также, что сила потребности в детях тем больше, чем больше ее величина.
В этой связи различают малодетное (1-2 ребенка в семье), среднедетное (3-4 ребенка) и многодетное (5 и более детей в семье) репродуктивное поведение, а в пределах каждого из этих типов — линии репродуктивного поведения, представляющие собой специфическое сочетание результатов репродуктивного поведения, характеризующееся определенной направленностью и устойчивостью. Именно потребность в детях, взаимодействуя в диспозиционной системе с условиями жизни, формирует конкретные линии репродуктивного поведения.
Методы измерения потребности в детях. Раз мы заговорили о величине и силе (интенсивности) потребности в детях, то, следовательно, речь должна идти о возможности и методах измерения потребности в детях. Напрямую потребность в детях измерить нельзя. Это связано с ее природой, с тем, что она, как было сказано выше, непосредственно не наблюдается, лишь проявляясь в конкретных семейных ситуациях, обнаруживая во взаимодействии с ними различные аспекты и стороны своей количественной определенности, предрасположенности к определенному репродуктивному результату и своей качественной определенности, своего содержания, ценностно-смысловых аспектов мотивации, тех целей, ценностей и интересов, которые удовлетворяются или реализуются через рождение детей и которые образуют содержание потребности в детях. Количественная и качественная определенность потребности в детях соответственно раскрывается в понятиях репродуктивных установок и репродуктивных мотивов. Эти последние и являются непосредственными объектами измерения.
- 1. «Естественная рождаемость»: понятие, история, стандарты.
- 2. Историческая, экономическая и политическая демография: в чем специфика их предмета исследования и контрацептивное поведение.
- 3. Брак, брачность, брачное поведение.
- 4. История изучения факторов рождаемости.
- 5.14. Краткая история исследований факторов рождаемости
- 5. Возраст как демографическая категория.
- 3.5.1. Возраст как универсальная независимая переменная
- 6. Возрастная структура населения. Возрастные группы и контингенты.
- 1. Возрастная структура населения
- 2. Классификация населения по возрасту.
- 3. Возрастной контингент.
- 7. Возрастно-половая пирамида. Методы построения, роль в демографическом анализе.
- 3.5.5. Возрастно-половая пирамида
- 8. Демографическая политика – понятие и различие подходов к определению ее целей.
- 6.6.2. Демографическая политика
- 9. Демографическая ситуация в развитых странах Запада.
- 1. Демографическая ситуация
- 2. Демографическая ситуация в развитых странах Запада
- 10. Демографическая типология семей. Неполнота семейного цикла жизни.
- 1. Демографическая типология семей по числу рожденных детей
- 2. Неполнота семейного цикла жизни.
- 11. Демографические коэффициенты: понятие, типология, границы применимости.
- 12. Демографические понятия смертности: определение, методы измерения.
- 13. Анализ динамики суммарных коэффициентов рождаемости по очередности рождений.
- 5.12. Анализ динамики суммарных коэффициентов рождаемости, дифференцированных по очередности рождения детей у матери
- 14. Демографические процессы и структуры. Понятие о видах «движения населения».
- 1. Демографические структуры и процессы
- 2. Понятие о видах «движения населения».
- 15. Демографическое будущее России: рост или убыль населения?
- 16. Демографическое прогнозирование, его цели и задачи.
- 17. Демография и социология.
- 18. Депопуляция – причины и последствия.
- 19. Значение поведенческого подхода при изучении смертности и продолжительности жизни.
- 20. Обратная связь рождаемости с доходом, образованием и социальным статусом.
- 21. Индексы гмер: принципы построения и роль в демографическом анализе.
- Рождаемости, принятые в модели гмер за стандарт
- 22. Искусственный аборт как средство реализации уменьшающейся потребности в детях.
- 23. Исторические причины массовой малодетности семей.
- 5.18. Исторические причины развития массовой малодетности семей
- 24. Источники данных о населении и демографических процессах.
- 1. Переписи населения
- 2. Текущий статистический учет событий естественного движения населения
- 3. Текущие регистры (списки, картотеки) населения
- 4. Выборочные и специальные обследования
- 25. Критика мальтузианства американским фамилистом а.Карлсоном.
- Критика мальтузианства а.Карлсоном
- 26. Легализация и запрет искусственного аборта: социальные и демографические последствия.
- 27. Миграция – эмиграция и иммиграция.
- 6.2. Миграция населения
- 6.2.1. Понятие, причины и виды миграции населения
- 6.2.3. Миграционная политика в современной России
- 28. Младенческая и детская смертность: понятие, методика расчета, социальное значение.
- 29. Основные проблемы демографической политики в России на современном этапе.
- 30. История переписей в ссср и России.
- 2.1.4. Переписи населения в России, ссср и снова в России
- 31. Переписи населения: цели, принципы проведения.
- 32. Показатели идеального, желаемого и ожидаемого числа детей.
- 33. Половой состав населения. Определение, основные показатели.
- 34. Понятие демографического поведения.
- 35. Понятие репродуктивного поведения.
- 36. Понятие рождаемости: определение, методы измерения.
- 1. Показатели рождаемости для условного поколения (коэффициенты рождаемости для периода)
- 2. Показатели рождаемости для реального поколения (коэффициенты рождаемости когорты)
- 37. Потребность семьи и личности в детях.
- 38. Предмет демографии.
- 1.2. Предмет демографии
- 39. Прогнозы численности населения мира в XXI в.
- 40. Разводимость: современные тенденции.
- 41. Реальное и условное поколение. Продольный и поперечный анализ.
- 1. Методы реального и условного поколения
- 2. Поперечный анализ.