logo
буянов

Часть первая на пороге жизни под защитой матери

Мать и еще не рожденный ребенок. Семейное неблагополучие многообразно. Это не только ссоры, взаимное непонимание, пьянство родителей и т. д. Это и недостаток родительской любви к ребенку, причинами которого могут быть не только перечисленные факторы, но и многое другое.

На разных этапах жизни ребенка то одни, то другие факторы могут играть неблагоприятную роль, удельный вес их различен. И тут я бы хотел обратить внимание читателей на одно обстоятельство.

В ноябре 1986 года в Москве проходил семинар Всемирной организации здравоохранения, посвященный раннему развитию детей и влиянию на это развитие различных неблагоприятных факторов (главным образом недостатка материнской любви). 15 экспертов из разных стран мира вместе со своими советскими коллегами обсуждали проблемы, старые, как мир. Казалось бы, испокон веков ясно, что для новорожденного самое главное и, пожалуй, единственное - это любят его или нет; когда мать берет ребенка на руки, когда она целует его, поет ему песенки, когда она игра с ним, она дает ребенку все те необходимые для развития его мозга стимулы, которые в конечном итоге превратят ребенка в психически полноценного человека; для больного ребенка или ребенка с повышенным риском заболеть какой-то хворью ласка и внимание матери во много раз важнее, чем для ребенка здорового, без патологической наследственности. Несмотря на такие общеизвестные истины, на семинаре выяснилось, что многие гипотезы так и не доказаны, что многие аксиомы признают далеко не все специалисты, что ученые беспрерывно спорят чуть ли не по любому факту, который практический ум рядового человека принимает как абсолютную истину. Семинар показал, что для того, чтобы прийти к каким-то общепризнанным выводам, нужно еще много работать, нужно объединить усилия ученых разных стран и направлений. Тогда многое встанет на свои места.

Но мы-то живем не в отдаленном будущем, а сейчас. И нам сейчас воспитывать детей. И сейчас преодолевать нарушения в их развитии. Так что же известно в наши дни? Что относительно бесспорно? (Относительно, ибо на каждый аргумент можно выставить такой же убедительный контраргумент, а по этой части ученые - большие мастера.)

Попробуем немного обобщить наиболее бесспорное.

Очень условно можно сказать, что в первые 2-3 года жизни ребенка для его гармоничного развития наибольшее значение имеет отношение к нему матери. В более позднем возрасте увеличивается роль отца. Но отец и мать, составляющие семью, неразделимы. Ведь если во время беременности мать полна печальных переживаний, то происходит это в основном из-за неправильного поведения мужа. И даже в тех случаях, когда муж не был причиной душевных страданий будущей матери, от него зависит, сможет он ее успокоить или, наоборот, усугубит ее волнения. Поэтому поведение будущего отца может оказаться решающим. Представить детство без родителей и особенно без матери трудно: родители - непременные атрибуты всякого детства. Но если родителей нет или если они есть, но относятся к своему ребенку слишком холодно, равнодушно, враждебно? Что происходит в сердце ребенка?

В общем, признано, что для полноценного развития ребенка необходимо, чтобы он был окружен заботой, вниманием, лаской, чтобы на его - еще мало дифференцированные - органы чувств действовало соответствующее количество (и качество!) нужных организму раздражителей, чтобы по мере усложнения детской психики усложнялся и нарастал объем информации.

Казалось бы, в наши дни подобные выводы не нуждаются в особой пропаганде. Однако опыт педагогов, психологов, медиков показывает, что, к сожалению, встречается еще очень много родителей, которые по разным причинам не дают ребенку нужного количества эмоциональной информации или, наоборот, заласкивают ребенка, помещают его в оранжерейные условия, лишают малейшей самостоятельности, превращают сына или дочь в некое инфантильное существо. Крайности сходятся: мало любви - плохо, чересчур много - тоже нехорошо.

Это важно особенно в последние десятилетия XX столетия, когда родители, с одной стороны, очень заняты и, как правило, мало времени проводят с ребенком, не могут достаточно долго находиться с ним, зачастую откупаются от ребенка игрушками, магнитофонами и т. д., вместо того, чтобы по душам поговорить с сыном или дочерью, а с другой - резко возрастает число семей с одним ребенком, да еще рожденным, когда родители давно уже переступили порог зрелого возраста. Семья с одним ребенком - самая типичная в наши дни среди служащих и интеллигенции. И тут возникает опасность, что не имеющий, как говорится, лишь птичьего молока ребенок может превратиться в тирана семьи или в существо слабовольное, не способное самостоятельно добиться "места под солнцем" - ведь он привык, чтобы за него все делали его родители, в нем души не чающие. Именно из таких неустойчивых, лишенных бойцовских качеств, эгоцентричных субъектов и вырастают многие будущие алкоголики.

На упомянутом московском симпозиуме выступал врач из Шанхая Го Ди. Он остановился на проблеме, которой в Китае никогда прежде не было. Обычно китайские семьи многодетны. В последние десятилетия в КНР стало активно пропагандироваться ограничение рождаемости. Чем меньше детей в семье, тем больше социальных льгот получает семья. Поэтому возникло много семей с одним ребенком (причем некоторые родители после рождения первого ребенка делают себе операции, предотвращающие последующее деторождение). Один-то один, но ему родители уделяют все то внимание, которое они бы, будь то раньше, равномерно распределяли между многими детьми. Вот и получилось, что одного-единственного ребенка окружают максимальной заботой, не дают ему шагу ступить без взрослых и т. д. Доктор Го Ди утверждает, что такое тепличное воспитание может сформировать эгоистичную, самовлюбленную личность, не способную бороться со своими капризами и прихотями. Таких людей в Северной Америке и Европе сколько хочешь, а в Китае эта проблема только еще зарождается.

Ребенку нужна любовь. Проблема качества и количества родительской любви, необходимой для гармоничного развития ребенка, выходит за пределы сугубо детского возраста, она имеет большое социальное значение. Крайности родительской любви могут иметь непредсказуемые отрицательные последствия для ребенка.

Недостаток эмоциональной информации нередко сочетается с недостатком сенсорной и социальной информации: наиболее заметно это в детях, с раннего детства оторванных от полноценного людского общения. Разумеется, воспитание по типу легендарного Маугли регистрируется очень редко, но это почти классическая модель, показывающая, к каким пагубным последствиям может привести изоляция от человеческого общества: человек становится человеком лишь среди себе подобных, человек вырастает гармоничным, если его окружение гармонично и разнообразно, он будет эмоционален и отзывчив, если эмоциональность и отзывчивость будут в нем культивироваться. Ребенок доверчиво и открыто смотрит в будущее, будучи уверенным, что взрослые люди подарят ему все, что необходимо. Ребенок не виноват, если взрослые дают ему слишком мало или слишком много. А к каким последствиям это приводит - рассказывает эта книга.

Что такое полноценная родительская любовь? Это та любовь, которая в меру, гармонично удовлетворяет основные потребности ребенка. Но что такое мера? В каждом конкретном случае имеется своя мера. Ребенок сухой, молчаливый, эмоционально приглушенный весьма равнодушен ко всякой любви, к любой жалости, в том числе к родительской. "В нем нет сердца", - говорит мать. И сам ребенок, и его родители считают, что слишком много любви давать ему незачем: все равно не оценит, все равно она ему не нужна.

Другой ребенок - болезненный, с детства страдает заболеванием эндокринной системы, много времени проводит в больницах. Он озабочен мыслью, будто он никому не нужен, будто его поджидают сплошные неудачи, будто он в тягость родителям. Напряженно наблюдает за ними: как они с ним разговаривают, как улыбаются... Боится, что родители к нему охладели. Тщательно анализирует каждый их жест, каждое родительское слово. Ему всякий раз мнится, будто родители его разлюбили. С таким ребенком нужно быть очень внимательным. Он и любви требует больше, и заслуживает ее - тут мера иная, чем в предыдущем случае.

Итак, во всем нужна мера. То, что выходит за пределы, это либо явная аномалия, или нечто, находящееся на грани нормы и патологии. Степень же и формы последней разнообразны.

Первые шаги эмбриональной педагогики. 27 июня 1984 года в "Литературной газете" была помещена любопытная заметка. Вот ее полный текст.

СЛУШАЯ БАХА... Если эксперимент в одной из клиник Маршфилда (штат Висконсин, США) пройдет успешно, то в этом городе через 20 лет будет много любителей классической музыки.

Произведения Баха, Бетховена, Брамса звучат в больничной палате усиленного ухода за младенцами, появившимися на свет преждевременно. Наряду с записями обычных звуков и голосов членов семьи, к которым нормальный новорожденный младенец привыкает в течение нескольких дней после рождения, музыка является частью лечения недоношенных детей.

Проведенные исследования показали, что дети развиваются и набирают вес быстрее, слушая записи с успокаивающей музыкой и голосами людей, с которыми они будут жить".

Таких сообщений все больше и больше.

Ученые даже предполагают, что в недалеком будущем появится новая научная дисциплина - "эмбриональная педагогика", педагогика еще не родившегося ребенка. Для такого предположения есть достаточные основания. Наблюдения и исследования медиков позволяют утверждать: есть связь между отношением матери к своему будущему ребенку и психическим развитием младенца. Специалисты ряда стран считают даже, что возникновение и уж во всяком случае, усугубление некоторых психических расстройств у ребенка обусловлено в большей или меньшей степени отрицательным или холодным отношением матери.

В 60-е годы один известный детский врач - испанец Иеронимо де Могарас - рассказал об интересных результатах, которые он получил, тщательно изучая три группы матерей. Первую группу составили те, кто во время беременности испытывал страх за ее исход, так как прошлые закончились неудачно. Ко второй группе принадлежали женщины, отрицательно относившиеся к будущему младенцу, главным образом потому, что беременность наступила вопреки их желанию. Без отклонений, свойственных первым и вторым, проходил период беременности у женщин третьей группы, которые хотели ребенка.

И дети их росли здоровыми, чего никак нельзя было сказать о младенцах от двух первых групп матерей - они оказались очень беспокойными, плохо спали и ели. Некоторые из них подолгу надрывно кричали, создавая в доме весьма нервозную обстановку. Ранний возраст их отличался невротическими отклонениями. Конечно, было бы неправильно объяснить это только следствием того или иного отношения матери к будущему ребенку; тут может быть комплекс причин. Однако фактор родительского настроя никак нельзя сбрасывать со счетов.

В начале 80-х годов внимание многих ученых привлекла монография Т. Верни "Скрытая жизнь ребенка до рождения". Хотя в этой книге не все достаточно доказательно, она представляет научный и практический интерес, особенно в той части, где речь идет о значении душевного состояния женщины во время беременности. Томас Верни подчеркивает, что любящие и имеющие хороший эмоциональный контакт со своим ребенком матери рождают более уверенных в себе и более защищенных детей. Самую серьезную опасность для ребенка, пишет этот исследователь, несет не кратковременная реакция матери на какое-то конкретное событие, а длительное эмоциональное состояние несчастья, тревожности или неуверенности в любви к младенцу. Тогда ребенок может пострадать очень сильно. Томас Верни считает, что привязанность к не родившемуся еще ребенку - это лучший способ охраны его здоровья, и влияние этой привязанности не ограничивается периодом внутриутробного развития: в большей мере она определяет будущие отношения матери и ребенка. Все, что произойдет в дальнейшем, будет накладываться на пережитое в этот период.

Экспериментальных исследований проведено пока еще не так много, чтобы можно было делать категоричные выводы; тем не менее, они заставляют задуматься над истоками гармоничного или аномального развития человека. Причем не только медиков и педагогов, но и общественность: широкий практический интерес представляют вопросы, связанные с проявлением у детей уже в раннем возрасте эмоциональной нестабильности, чрезмерной обидчивости, раздражительности, которые потом, без врачебной помощи, могут развиться в стойкие отклонения от норм психики.

Наиболее благоприятным периодом для образования хорошей эмоциональной связи между матерью и младенцем называют два последних месяца перед родами. Могут спросить: а что это вообще за связь, в чем она выражается? Такой вопрос обычно задают лишь мужчины, а также женщины, у которых никогда не было детей. Будущая же мать живет этой общностью, продолжением себя в другом существе, испытывает особое чувство ответственности за него и потому старается оберегать себя от различных опасностей. Она понимает: любая угроза ее здоровью, ее физическому и душевному состоянию есть прямая угроза младенцу. Например, при малейшей опасности падения, столкновения мгновенно возникает реакция защиты прежде всего его, вспыхивает мысль: "Только бы ничего не случилось с тобой!" Плод развивается в осмысленном матерью состоянии защищенности.

Приголубить, приласкать. Матери, особенно те из них, у которых несколько детей, рассказывают, какое ни с чем не сравнимое чувство умиротворения, нежности они испытывали, мысленно разговаривая с ребенком, которому только еще предстоит появиться на свет ("Хорошо ли тебе? Неужели ты уже человечек, дорогой мой? Скоро я смогу тебя обнять... ") Специалисты склонны видеть в таких вот скрытых от мира внутренних диалогах (ведь мать пытается мыслить за двоих), как и во всех благодатных эмоциональных контактах, заряд на будущую обратную эмоциональную связь. Точнее, специалисты предполагают, что эта связь будет более вероятной, что в обстановке любви и ласки она станет крепнуть, развиваться.

Было бы ошибкой делать отсюда вывод, будто у детей, к которым до рождения матери относились холодно или отрицательно, с появлением на свет обязательно разовьется "антиродительский" комплекс. Видимо, просто способности к эмоциональным связям могут поначалу быть меньшими. Как ребенок станет развиваться дальше, зависит от многих факторов, и, конечно, не в последнюю очередь от отношения к нему родителей. Одно дело - нежелание его появления, а, нередко, совсем другое - проявление чувств к уже явившемуся на свет. Вот к этому лежащему перед тобой и очень нуждающемуся в тебе существу. И здесь могут проявиться удивительно стойкие чувства: кроме меня, никто тебя так не защитит, не обласкает, не убережет. Тут-то и может возникнуть беспредельная любовь.

Ну, а если она так и не возникла, или ребенок остался без родителей - они его не признали, как говорят, бросили, не взяли из роддома? Что тогда?

Такие дети попадают в обстановку государственной, коллективной заботы. Но только никогда не затихнет в них мысль о родителях. Как бы сильны и действенны ни были усилия заменить ребенку родную семью, он все равно нуждается в ней. Из опыта знаю: воспитанники детских домов, не видев в лицо своих родителей, не представляя, кто они и что они, все равно их любят. И это поразительно прежде всего тем, что общество презирает детоотступников, а дети остаются единственными в мире, кто сохраняет верность им, этим недостойным людям. Знали бы эти родители, легко или нелегко расставшиеся с ребенком, как он их любит, тогда отдали бы все блага мира за удивительнейшую преданность им и прокляли бы свое предательство.

Признаюсь, нам, детским врачам, не всегда удается найти путь к расплетению тугих узлов внутреннего состояния таких детей. Первое слово, которое произносят все дети мира - "мама". Дети, воспитываемые в детских домах, начинают свое знакомство с миром с других слов, ведь некоторые мамы предали этих детей, променяв их на водку и разгул.

Сколько бы раз мне ни приходилось бывать в детских домах, консультируя там пациентов, всегда сталкивался с одним и тем же обстоятельством: стоит кому-то оскорбить родителей (особенно мать) воспитанника, как тот загорается жаждой мщения и лезет в драку. А ведь знает, что человек, ради которого он идет на бой, вообще недостоин именоваться человеком.

20 июня 1986 года газета "Советская Россия" под рубрикой "Это наши дети" поместила статью В. Дмитриева "Если нет домашнего очага", которая начинается такими словами: "Пишу вам потому, что вы поможете мне найти маму. Мама не сдавала меня в дом ребенка. Меня у нее украли и подбросили сюда. Она ведь всю жизнь меня ищет и найти не может. Вы мне и ей помогите найти нас... " Неровные строчки на листке из ученической тетради". Мать этого ребенка вела праздный и разгульный образ жизни и сдала ребенка еще в грудничковом возрасте сюда. У ребенка много психоневрологических нарушений, из-за этого его изъяли из обычного дома ребенка и перевели в специализированный. По закону дети с таким "букетом" психоневрологических нарушений не подлежат усыновлению.

И тем не менее, ребенок полон восторга перед своей мамой, даже смутно догадываясь, что его мать, может быть, совсем не тот человек. Вот у кого должны учиться взрослые верности, любви и доброте. Все здоровые дети рождаются талантливыми, добрыми и честными. Если бы дети - хочется мне пофантазировать - никогда не становились взрослыми, если бы они всегда оставались детьми и жили в мире, который им кажется самым лучшим, если бы они никогда не соприкасались с лживым, злобным, эгоистичным миром иных взрослых, - что было бы тогда? Хотя и знаю, что все это невозможно, что живое растет и меняется...

Много лет назад случайно я встретился с Александром Твардовским. Зашел разговор о детской психике, о матерях. Он вспоминал свою мать - недавно умершую - и как бы про себя, не обращаясь ни к кому, проронил: "Теперь без защиты остался". Здоровый, всемирно известный, пожилой уже человек - так сказал. Мать всегда защита, надежда и радость. Ощущение этого - в крови человека любого возраста. И как горестно, когда мать не соответствует этому своему предназначению.

Детская психика отличается обостренной ранимостью, определенной беззащитностью и неспособностью противостоять влияниям окружающей среды. Родители должны быть воплощением добра, символом защиты и помощи. Таково одно из важнейших условий полноценности психического развития ребенка.

Бывает, матери недоумевают: ребенок окружен заботой, лаской, а отзывчивости в нем почему-то нет - может быть, его портит слишком сильная любовь? Эмоциональность и отзывчивость сами собой не придут, если не будут в нем культивироваться.

Большой вклад в изучение взаимоотношений грудного ребенка и матери внесли советские ученые Н. Л. Фигурин, М. П. Денисова, М. Ю. Кистяковская, М. И. Лисина, Р. В. Тонкова-Ямпольская и другие. Много полезной научной информации получили и зарубежные исследователи. В частности, весьма подробно изучал влияние дисгармоничных отношений матери и грудного ребенка в плане последствий этой дисгармонии для психики ребенка известный педиатр из США Ален Рене Шпиц (1887-1974). Он условно делит первые полтора года жизни грудного ребенка на три периода.

Первый - безобъектный, который длится примерно до трехмесячного возраста; второй - предварительный (3-7 месяцев) и третий - период формирования образа объектов, заканчивающийся к полутора годам. Примерно с третьего месяца формируется образ матери, и в последующие месяцы отношения ее и ребенка являются определяющими для младенца. Эти отношения, конечно, неравноценны: мать получает немало качественно нового для своей психики, малыш же получает буквально все. Описаны, в частности, "страхи восьмого месяца": малыш начинает обнаруживать к этому периоду, что, помимо теплого и кормящего существа, в мире есть и другие лица. Они могут вызывать у него страх. Он начинает плакать, перестает есть, теряет в весе.

В зависимости от особенностей отношения матери у ребенка потом могут возникнуть те или иные формы нарушенного поведения. Исследователи, например, обращают особое внимание на последствия внезапного, неподготовленного отнятия малыша от груди. В этом случае в отношениях порой наступает серьезный кризис, который может усугубиться вполне возможными переменами в поведении матери - она то ласкова и доброжелательна, то раздражительна и нетерпелива. Все перемены он переживает, конечно, обостренно и по-своему протестует. Обида не пройдет бесследно для характера, который только складывается, если мать не приложит максимум усилий для восстановления эмоциональных контактов.

Недаром говорят, что в раннем возрасте закладывается все, что потом будет составлять суть человека, его личность. Тема для разговора - безграничная. Я остановлюсь только на одном ее аспекте: что и как закладывают в ребенке некоторые родители. Ведь то, что они заложили в раннем возрасте, на пороге жизни ребенка, может ощущаться долгие годы, если не всю жизнь малыша, потом школьника, подростка и, наконец, взрослого человека, и даже благополучие самой его семьи во многом зависит от того, как развивался ребенок в раннем детстве. Сколько раз приходилось сталкиваться с тем, что изуродованное ранее развитие ребенка давало о себе знать в школе и в еще более старшем возрасте, а иногда и всю жизнь человека. И нередко ни семья, ни школа, ни медики не могли уже радикально помочь. Человека нужно беречь всегда, но нельзя забывать, что старт жизни - важнейший период в его судьбе.

Еще до рождения ребенка мать и отец задумываются, как будут его воспитывать, что прививать. И кто же в таких раздумьях не стремится представить себе будущего отпрыска умным, способным, счастливым! Хорошие это чаяния, да только порой они заходят слишком далеко - строится воображаемая модель выдающейся личности. Ребенку до появления на свет бывают запланированы равные уроки французского или английского, а также, скажем, уроки игры на пианино я фигурное катание.

Не нужно быть большим знатоком человеческой природы, чтобы понять: биологические и социальные законы перепрыгнуть невозможно, психика развивается в определенной последовательности; любое насильственное ускорение этого развития без учета возможностей конкретного ребенка очень часто приносит непоправимый вред. Возникает невроз, нарушается контактность, появляются другие расстройства. Таков итог тщеславных родительских экспериментов.

Физическое и духовное здоровье ребенка, становление его личности зависят от прочности эмоционального, нравственного, интеллектуального фундамента, заложенного разумной и деятельней родительской любовью, сочувствованием, сопереживанием - тем сотрудничеством, которое педагоги называют взаимным воспитанием чувства.