В новой семье
В псевдосемье. Упомянем еще одну нашумевшую в свое время публикацию, имеющую самое прямое отношение к тематике нашей книги. Речь идет о сборнике "Дети в эрзацсемьях".
Выпущенная под эгидой западногерманского филиала Международного общества воспитателей детских приютов, эта книга впервые была издана в 1974 году. Ее авторами являются тридцать три специалиста (психотерапевты, психологи, юристы, социальные работники, служители культа). Книга вышла в серии, пропагандирующей "лечение людей с помощью людей". Поэтому она не имеет сугубо медицинского характера, а примыкает к психологии и лечебной педагогике, составляющими вместе с психотерапией в узком смысле слова современную психотерапию детей и подростков. Название монографии, в частности слово "эрзацсемья", многопланово, неоднозначно. Эрзацсемья - это не только неблагополучная или неполная семья, далекая от идеала гармоничной семьи. Это и пребывание в приюте или жизнь в семье, усыновившей или удочерившей ребенка, но где к ребенку плохо относятся. В основном в монографии речь идет о приемных детях и о детях, живущих в детских приютах. Книга посвящена многим вопросам, в том числе и вопросу, испокон веков волновавшему человечество: что делать с детьми, живущими в неполноценных семьях? Равнодушно смотреть, как в таких семьях будут физически и нравственно уродоваться дети, а потом констатировать у них психопатию, алкоголизм или неврозы, или, невзирая на сопротивление родителей, активно и целеустремленно бороться с тлетворным воздействием этих суррогатов нормальной семьи?'
' Эта проблема занимает специалистов многих стран. Авторы указывают, что по мере улучшения психиатрической помощи детям все чаще возникают конфликты между детскими психиатрами и родителями пациентов. Сфера деятельности детских психиатров неуклонно расширяется, врачам приходится заниматься не только диагностическими и узколечебными вопросами, но и профилактическими, и в широком смысле слова социальными.
Это приводит к возникновению целого ряда морально-этических проблем, которых прежде не было. Большинство этих проблем нередко сводится к лишению родительских прав или к ограничению родителей в правах. Родители, естественно, редко соглашаются с психиатром, не отдавая отчета в своих поступках, не видя их вреда для развития ребенка. Лучшее взаимопонимание родителей с врачами возможно при условии, что родители будут информированы о последствиях своего недостойного поведения. Тогда будет меньше конфликтов между педагогами, врачами и воспитателями, с одной стороны, и родителями - с другой.
В общем, этой же цели посвящена и наша книга.
И что такое неблагополучная семья? К таким семьям авторы сборника относят семьи, в которых имеются душевнобольные (в том числе психопаты), личности с криминальными тенденциями, субъекты с половыми извращениями и пр. Где точка отсчета - какая семья благополучная для ребенка, а какая нет? Критерием является отношение к ребенку, поэтому некоторые внешне благополучные семьи являются неблагополучными в плане воспитания детей. Чаще же всего семьи с криминальными, психопатическими и прочими аномальными социобиологическими тенденциями являются неблагополучными и по отношению к ребенку.
Есть еще одна сторона проблемы: дети из этих семей нередко оказываются в детских приютах, а оттуда попадают к приемным родителям - вот тут-то и начинаются для новых родителей неожиданные проблемы, о существовании которых они прежде и не подозревали. Для приемных же детей эти проблемы - лишь продолжение тех психиатрических и психологических проблем, которые сопутствовали им с того дня, когда они были зачаты своими биологическими родителями.
- Но, - скажет читатель и будет совершенно прав, - существуют тысячи примеров, когда в детских домах были совершенно здоровые дети, и приемные родители не могли им нарадоваться. И все было благополучно.
- Совершенно верно, - согласится детский психиатр, - только к представителям моей профессии благополучные дети, да еще из благополучных семей, не попадают. К психиатрам ходят лишь неблагополучные. Поэтому именно о них и рассказывают врачи разных стран и поколений. Рассказывают, чтобы проинформировать, т. е. обратить внимание, предостеречь, заставить задуматься, быть бдительнее, осторожнее, своевременно консультироваться со специалистом, предотвращать беду, а не беспомощно разводить руками, когда она уже свершилась.
Переживания новых родителей. Когда такие дети попадают к приемным родителям, у тех возникает страх: а не даст ли знать о себе тяжкая психопатологическая наследственность или последствия патологических беременности и родов? У значительного числа таких детей указанные факторы действительно очень быстро дают о себе знать, поэтому многих из них возвращают в приют либо на долгое время помещают в психиатрические лечебницы. И без того в чем-то ущемленные, с чувством своей неполноценности, нередко обозленные, такие дети, вернувшись в приют, еще более ожесточаются, становятся трудными. Именно из таких детей и подростков могут в дальнейшем формироваться криминальные личности: в происхождении последних решающую роль играют переживание своей неполноценности, лишенности нормальной семьи, эмоциональная и социальная заброшенность, а не только биологические факторы.
Как должны вести себя приемные родители, узнав, что у ребенка имеется душевная аномалия? Немедля отдавать его назад либо лечить? В каждом конкретном случае ответ должен быть конкретным, но с точки зрения морали приемные родители должны относиться к больным неродным детям так же, как они относились бы к своим биологическим детям, если бы у тех имелись похожие расстройства.
Чтобы детям, не имеющим биологических родителей, было хорошо, нужно создать соответствующую атмосферу в приюте или подыскивать им подходящих приемных родителей, адекватных по темпераменту, характеру, уровню интеллигентности. Необходимо постоянно подсказывать родителям, как вести себя, что делать в тех или иных ситуациях. Поэтому следует неустанно контролировать приемных родителей, как со стороны государства, так и со стороны общественных организаций, иначе дети могут оказаться в руках душевнобольных, социально опустившихся или сексуально извращенных людей.
Взять ребенка из детского дома - это не забава, не прихоть, ребенок - не игрушка, нужная приемным родителям до тех пор, пока у них есть время, желание и здоровье. Ребенком нужно заниматься и в беде, и в радости.
Два интеллигентных супруга потеряли единственного сына - ему было двадцать пять лет, он попал в автомобильную катастрофу и погиб. Других детей у них не было. Чтобы заглушить боль трагической утраты, они взяли в детском доме ребенка. Первое время ребенок вел себя хорошо, потом начались драмы. Все, что можно было своровать или просто унести из дома, ребенок воровал и выбрасывал во дворе, либо раздавал первым попавшимся людям. Исчезли ордена приемного отца, его депутатское удостоверение, постепенно была растащена библиотека и т. д. Ребенок носился по квартире как угорелый, все переломал. Порой на него находили приступы возбуждения, когда он крушил все, что попадало ему под руку, избивал приемную мать, выбрасывал в окно вещи. Родителям было стыдно обращаться к психиатру: все же они приемные родители, что подумают соседи, не станут ли они обвинять их в том, что хотят избавиться от мальчика?
Пока они так рассуждали, мальчика возненавидел весь двор. Не было кошки или собаки, которым он не поджег бы шерсть или не пообрезал уши и хвосты; не было "Жигулей" или "Москвичей", на которых он бы не вырезал нецензурные слова. В конце концов, соседи обратились в милицию, и этого шестилетнего мальчика привели к детскому психиатру. У того не было сомнений в диагнозе, не было сомнений и в том, что ребенка следует госпитализировать в психиатрическую лечебницу. В ней больной пробыл полгода, выписался в более уравновешенном состоянии, но после выписки отказался принимать лекарства. Вновь стал дебоширить.
Прежде благополучная семья превратилась в неблагополучную. Отца разбил инсульт, мать была не в силах справиться с уходом за больным мужем и за не менее больным приемным сыном. Детский психиатр посоветовал ей вернуть ребенка в детский дом. Мать воспротивилась: а если бы он был родным? Ведь не отдают же родного ребенка в детдом только из-за того, что он болен и за ним некому ухаживать?
- Конечно, не отдают, - заявляли врачи. - Кошек больных жалеют - не то, что людей. И этого мальчика жалко. Только какой же выход? Из-за того, что вы потратите свою жизнь на перевоспитание этого ребенка - наверняка сына какого-нибудь пьяницы и преступника - погибнет ваш муж, достойный и уважаемый в обществе человек. Да и вас тоже ненадолго хватит: силы ваши не те, что прежде. И молодым родителям это грозит, а пожилым тем более.
Женщина не послушалась.
Однажды когда она пошла в аптеку за лекарствами, мальчик поджег квартиру. Она запылала. Парализованный отец не мог двигаться и получил сильнейшие ожоги, от которых вскоре скончался. Мальчик убежал из дому. Был объявлен всесоюзный розыск, мальчишку нашли и вновь привели к обезумевшей от горя женщине. Соседи написали письмо в горком партии. После этого ребенка вернули в детский дом. Мать навещает его, приносит гостинцы. И плачет. Мальчик же не понимает ее слез. Она его интересует лишь потому, что приносит сладости.
Из детского дома мальчика периодически госпитализируют в психиатрическую больницу. Постепенно он становится лучше. В дальнейшем его поведение, видимо, совсем выправится - на фоне лечения, естественно.
Но какими трагедиями пришлось расплатиться за это!
А ведь если б его бездумные родители не зачали его, зная, что он обречен долгие годы приносить людям зло, как было бы проще, сколько бы нервов было спасено, сколько жизней достойных людей не было бы омрачено!
И если бы приемные родители (эти, а не другие - более молодые, сильные, выносливые) соразмерили свои желания со своими возможностями и не стали бы брать именно этого мальчика из детского дома. И если бы... Много таких "если бы".
Во всех таких случаях психиатрам невыносимо тяжело давать советы, ведь советы тут не только профессиональные, но и моральные. Врачи думают о здоровье детей - это их первая и главная обязанность. Но они обязаны думать и о здоровье тех, к кому такой ребенок попадает на воспитание.
Не все так просто! Французский ученый М. Буржуа проанализировал проблему усыновления с психолого-психиатрической точки зрения. На его родине от трех до четырех тысяч детей ежегодно приобретают новых родителей, и это создает порой много сложностей, как у родителей, так и у усыновленных детей.
Буржуа подчеркивает, что отношение к процессу усыновления в разных странах зависит от культурных традиций, от разнообразных обычаев. У некоторых народностей новорожденный преподносится в качестве подарка. На полинезийских островах почти каждый третий ребенок является усыновленным. При этом полный разрыв с матерью наступает в раннем возрасте. В современных развитых странах родители, покинувшие ребенка, осуждаются, и нередко ставится вопрос об их психиатрической полноценности, а усыновление или удочерение иногда рассматривается общественностью почти как подвиг. В США около 3 усыновленных детей пользуются психиатрическими консультациями (в Англии около 2,7). Эти цифры явно выше, чем обращаемость к психиатру детей из обычных семей. Чаще причинами обращения к психиатру являются склонности к кражам, лживость, агрессивное поведение, сексуальные отклонения.
У взрослых, которые раньше тоже были усыновленными, регистрируются чаще, чем обычно, алкоголизм, различные нарушения поведения, зачатки которых у них, как правило, обнаруживались еще в детстве. Большинство специалистов утверждают, что чем больше возраст ребенка, тем опаснее для психического развития его усыновление. Буржуа предполагает, что большую роль в этом играет стремление ребенка найти своих истинных родителей. Примерно у 45 усыновленных психические расстройства, по данным ряда авторов, появляются в связи с постоянными мыслями ребенка о его настоящих родителях.
Пишущий эти строки хотел бы предостеречь читателей-неспециалистов от слишком категорического толкования этих фактов. Мысли о своих биологических родителях, наверное, играют какую-то роль в происхождении или провоцировании психических расстройств. Главное здесь, однако, не это, а то, что и не усыновляли этих лиц так долго именно оттого, что у них уже были психические расстройства. А когда усыновили в довольно зрелом возрасте, эта патология и выявилась. Ясно, что чем раньше усыновили, тем лучше для ребенка. Детские психиатры могут привести много примеров, когда раннее усыновление смогло ликвидировать, не дать выявиться тем психическим отклонениям, к которым ребенок был склонен в силу наследственной предрасположенности. Детские врачи могут привести случаи, когда даже раннее усыновление не смогло ликвидировать последствия аномальной биологической конституции ребенка. Стало быть, тут однозначного ответа быть не может. И генетики, и педиатры, и специалисты по медицинской статистике зачастую мало еще знают закономерности процессов компенсации и декомпенсации таких детей. Решение этих вопросов - дело будущего.
Влияет ли усыновление психически больного ребенка на его здоровье, что с ребенком происходит, когда он оказывается в новой семье, нельзя ли эту процедуру рассматривать как лечебную? Ведь если усыновление может быть мощным лечебным фактором, то тогда появляется надежда, что можно быстро и безболезненно избавиться от шизофрении и иных психических болезней.
Полученные данные оказались, к сожалению, очень противоречивыми. В конечном итоге этот метод лечения был признан малоперспективным. Разумеется, если речь идет об усыновлении ребенка, чьи психические расстройства возникли из-за безобразного поведения родителей, то когда ребенок оказывается в хороших условиях, ему становится лучше и его психика гармонизируется (хотя он все равно будет тянуться к своим биологическим родителям). Когда же речь идет о шизофрении или иных психических расстройствах, то переход ребенка в другую семью (пусть самую идеальную) особой пользы для пациента чаще всего не приносит.
Итак, в наши дни причиной помещения ребенка в детский дом является не столько неблагоприятное стечение обстоятельств, удары судьбы или социальные катаклизмы, сколько пьянство, распущенность, эгоизм, антиобщественное поведение или душевная болезнь родителей. Это одна сторона проблемы, обращенная в прошлое.
Другая сторона обращена в настоящее и будущее - как помочь ребенку выправить свои врожденные дефекты, наверстать упущенное, стать полноценным человеком? Ведь ребенок ни в чем не виновен, он имеет право быть здоровым как в психическом, так и в физическом отношениях. И мы, взрослые члены человеческого сообщества, обязаны сделать все, чтобы ребенок не был лишен счастья и здоровья. Как этого добиться? Тут психиатр не может давать советов, он не должен вторгаться в сферу деятельности педагогов. Дать информацию, вызвать размышления, изложить свою позицию - обязан, но не более. Врачи лечат, педагоги воспитывают. Как? Тут отвечать должны не врачи, а педагоги.
Узнав о том, какова нынче основная часть детей, находящихся в детских домах, некоторые слишком осторожные люди не захотят брать оттуда детей на воспитание, - вот к каким выводам могут прийти читатели, ознакомившиеся с этими строками нашей книги. Вывод этот неверен.
Всегда существовали и будут существовать люди, которых ничто не остановит в их желании иметь приемного ребенка. Всегда существовали и будут существовать не только дети, рожденные от пьяниц и преступников, но и дети, которые попали в детские дома в связи с какими-либо несчастьями, выпавшими на долю их родителей. Другое дело, что удельный вес таких детей в разные эпохи неодинаков.
И, наконец, самое главное: надо учитывать постоянно возрастающие успехи медицины. То, что раньше вообще не лечилось, сейчас лечится - или полностью, или частично. Появилось много новых препаратов, немыслимых еще четверть века назад. Значительно улучшилась система организации помощи обездоленным судьбой детям. Иными словами, хотя контингент детских домов стал более тяжелым, но одновременно с этим возросли возможности коррекции нервно-психических нарушений у детей. Это проблема не фатальная, не безнадежная, она вполне может быть разрешима. К тому же сердечное, доброе отношение приемных родителей к таким детям во многом нивелирует проявления их отклонений со стороны нервно-психической сферы.
Бесспорно, что подобный контингент воспитанников требует и более активной работы воспитателей. Чем труднее дети, тем должны быть квалифицированней, терпеливее, человечнее, мягче воспитатели. Нужно улучшать работу детских домов, их материальную оснащенность, привлекать шефов, увеличивать число воспитателей - как штатных, так и внештатных (например, добровольцев, студентов, пенсионеров). Только в этом направлении удастся справиться с теми трудностями, которые могут переживать детские коллективы.
Как теперь видит читатель, проблема брошенных детей очень сложна. Последствия отсутствия материнской заботы человек может ощущать всю жизнь, ведь все - и хорошее, и плохое - из детства.
- Ребенок из неблагополучной семьи записки детского психиатра
- М. И. Буянов
- Москва "просвещение" 1988
- Клубок проблем
- Часть первая на пороге жизни под защитой матери
- Отврати от себя беду
- Такие разные лишения
- Без семьи
- В новой семье
- В семью пришла беда
- Когда нет выхода
- Война и дети
- Часть вторая механизмы детских реакций между нормой и патологией
- О некоторых расстройствах
- Родители и дети: психологическая дистанция
- Под тяжестью родительской славы
- Избиваемые дети
- Исковерканные судьбы
- Часть третья беспокойное отрочество глазами кинорежиссера
- От родного очага
- На пути к самоуничтожению
- Веяния времени
- Болезни отличниц и не только их
- Уважать других - уважать себя
- Характер формируется в детстве
- По пути перестройки