Веяния времени
Парадоксы цивилизации. Психологи и медики в последние десятилетия много пишут о вредном влиянии на формирование характера подрастающего поколения противоречия между социальным положением и эмоциональным настроем родителей. Наиболее частый конфликт такой: отец по традиции считает себя главой семьи, хотя фактически семьей управляет мать. Ребенок видит, что отец никакой не глава, что он только мнит себя таковым. У ребенка пропадает уважение к отцу, появляются реакции протеста против отцовского слабоволия, возникают подобные реакции и против деспотизма матери. Конфликт между социально-психологическими ролями матери и отца не носит грубого характера, в семье не пьют и не дерутся, оба родителя по-своему любят ребенка конфликт тут более тонкий, не всеми замечаемый, но реальный! Наблюдательное сердце ребенка улавливает сущность этого противоречия между отцом и матерью, и это мешает правильной идентификации ребенка со своим полом.
Не менее 80 советских педагогов - женщины. Среди них, как и среди женщин из других слоев общества, очень много разведенных, незамужних, неудачливых в семейной жизни. Естественно, что их семейные проблемы отражаются и на их отношении к проблемам семьи, преподносимым ими своим ученикам. А это может драматически отражаться на формировании системы ценностей у учеников.
И никогда, конечно, нельзя забывать о существовании половой круговой поруки (даже бессознательной): мужчины чаще всего на стороне мужчин, женщины - на стороне женщин, женщины, как правило, винят в своих неудачах мужчин, и наоборот. Поскольку среди учителей преобладают женщины, они и могут внушать ученицам неприязнь к мужчинам, а ученикам-мальчикам - скрытую антипатию к противоположному полу, символизируемому учительницей. Опять, таким образом, приходится показывать, что все в природе взаимосвязано, что разорвать порочный круг бывает сложно, но с какого-то звена надо же начинать. С нас с вами, учителя и врачи, а с кого ж еще!
На каждом витке развития цивилизации возникают такие проблемы, о существовании которых люди прежде и не подозревали или в крайнем случае рассматривали их как некую редкость, исключение из правил, непредвиденную аномалию. Например, вряд ли кто мог допустить еще 40-50 лет назад то, что в конце XX столетия чуть ли не в каждом интеллигентном доме будет неизменно осуждаться все, что так или иначе связано с доведенной до карикатуры эмансипацией женщин. Особенно возмущаются женщины. Послушаешь некоторых милых дам - можно подумать, что последствия равноправия полов куда более ужасны, нежели результаты их былого неравенства. Дескать, мужчины феминизируются, женщины маскулинизируются, общественная мораль падает, нарастает взаимная отчужденность полов, более половины всех браков через один-два года заканчиваются официальными разводами (а сколько фактическими!). Короче говоря, не за горами конец света и во всем виновна цивилизация и, в частности, эмансипация. Есть даже закономерность: чем более женственна женщина, тем меньше она радуется своему равноправию. Художественная литература давно уже стала изображать слишком мужественных и даже мужеподобных женщин.
Понятно, что подобные женщины регистрировались во все времена, но, безусловно, не в таких масштабах, как ныне.
А ведь все начинается с детства, с семьи...
Деловые женщины - умные, решительные, целеустремленные, материально хорошо устроенные, занимающие престижные посты, но в то же время одинокие и в общем никому не нужные, кроме сослуживцев, - переполняют нынешнюю литературу, кинематограф, телевидение. Искусство все больше и больше демонстрирует обществу и образцы нерешительных, немужественных, неделовых мужчин, легко бросающих свои позиции и безоговорочно подчиняющихся семейным и иным властолюбцам. Роли вроде бы поменялись. Конечно, все это не следует абсолютизировать и драматизировать, но и не следует не замечать эти явления: то, что сегодня литература, искусство или наука увидели еще в зародыше, завтра может вырасти в явление колоссальных размеров с совершенно непредсказуемыми последствиями. Врач - адвокат, а не прокурор. Долг ученого - констатировать, а не судить. Рассказывать о явлении, а не оценивать его. Привлечь внимание к отрицательным сторонам проблемы, стимулировать читателей к выработке коллективных мер борьбы с негативными явлениями и тем самым способствовать сохранению некоей золотой середины в функционировании общественного организма.
В начале 80-х годов по советским экранам с триумфальным успехом прошел фильм американского кинорежиссера Роберта Бентона "Крамер против Крамера". Сюжет фильма прост, драматичен и весьма типичен для нашего времени: семья - он, она, сын; мать уходит из семьи, чтобы развить свою индивидуальность в сфере искусства, о сыне она быстро забывает. Отец же вынужден осваивать все то, чем прежде занималась его жена, и что самой природой предназначено матери: отец учится кормить, мыть ребенка, одним словом, заменяет ему мать. Возникает много комических ситуаций, из которых отец выходит с блеском. В конце концов, отец научается быть ребенку еще и матерью. Как обычно бывает в современном кинематографе, все в общем кончается благополучно. Зрители то смеются, то льют слезы. Но, выйдя из кинотеатра, они начинают задумываться о том, что, во-первых, подобная ситуация встречается далеко не только в США и, во-вторых, поразительно, с каким эгоцентризмом и высокомерием отцы и матери бросают своих детей ради удовлетворения своих индивидуальных желаний, не связанных с продолжением рода. Рост женского эгоизма и наплевательского отношения к собственным детям - это результат крайностей безграничной эмансипации.
Общество не может развиваться, если в нем исчезнет институт семьи. В конце XX столетия в большинстве индустриально развитых стран этот институт так или иначе страдает, разрушается, подвергается осмеянию и презрению. Первыми почувствовали это писатели: еще 10-15 лет назад Ф. Абрамов, В. Астафьев, В. Распутин и другие уже предупреждали, к каким непредсказуемым последствиям приведет гибель семьи. Сейчас с этими же вопросами сталкиваются люди самых массовых профессий - врачи и педагоги.
Ах уж эти инфантилы. Примерно 125 лет назад медики впервые описали особое расстройство, которое назвали психическим инфантилизмом. Оно регистрировалось главным образом у мужчин и до настоящего времени считается мужской болезнью.
"Блажен, кто смолоду был молод, блажен, кто вовремя созрел", - писал автор "Евгения Онегина". Те, кто вовремя не созрели, в чьем поведении и характере сохраняется много детского, и есть психически незрелые люди, т. е. инфантилы. Выше мы немного затрагивали эту тему, сейчас остановимся на ней подробнее.
Инфантилизм бывает болезненный и неболезненный, гармонический и дисгармонический; границы между ними текучи, нередко одно переходит в другое.
Наиболее часто встречается гармонический инфантилизм, при котором человек ведет себя соответственно более младшему возрасту. То, что нормально для шестилетнего, будет вызывать удивление, если обнаружится у десятилетнего. Отставание в созревании эмоционально-волевой сферы обычно заметно до 15-20-летнего возраста, потом различия сглаживаются и лишь у очень немногих заметны и в зрелом возрасте.
Гармонический инфантилизм - категория психологическая, не патологическая. Вызывается он различными неблагоприятными факторами, среди которых на первое место следует поставить социальные воздействия. Например, с кого брать пример мальчишке, вступающему в жизнь? В детском саду, в школе, в кабинете врача, даже в комиссии по делам несовершеннолетних - нигде он не обнаруживает мужчин. Да и дома их нет: ведь из каждых десяти детей около половины, а порой и больше растут без отцов.
Мальчишка с раннего детства приучается к тому, что вокруг него одни только женщины, окружающие его чрезмерной любовью: ведь на сына одинокие женщины, как правило, переносят и свою любовь к отсутствующему мужчине. У многих мальчишек поэтому образуются нахлебнические склонности, равнодушие, нежелание брать на себя ответственность. Подобное оранжерейное воспитание ни к чему хорошему привести не может. Пока его последствия видят главным образом медики (у инфантильных субъектов чаще, чем у своевременно созревающих, возникают неврозы, наркомании и т. д., поэтому они чаще и обращаются к врачам), но что будет, если этот процесс не остановить?
Это был рослый, упитанный подросток, говоривший басом и самодовольно поглаживавший растительность над верхней губой. Подростку хотелось казаться старше, солиднее, умнее. Он предпочитал говорить размеренно с чувством собственного достоинства, ему нравилось употреблять "взрослые" выражения, делать замечания взрослым, поправлять их, если они в чем-то ошибались. Когда подростку советовали держаться скромнее, он краснел, вспыхивал, будто хотел сказать дерзость, но спохватывался, умолкал и лишь недовольно морщил лоб: дескать, я с вами не согласен, но уж если вы от меня требуете послушания, то пойду вам навстречу, хотя вы и не правы. Впрочем, он был отходчив и доброжелателен, ему не была свойственна страсть лезть в конфликты, он предпочитал компромиссы, но очень не хотел казаться трусом. Живи он в эпоху, когда были в моде дуэли, он наверняка имел бы славу самого лучшего посредника между задирами, рвущимися к барьеру. Ему бы, наверное, удавалось примирить самых непримиримых. В его душе не было огня, воли, страстности, напористости, на первый план выходили вялость, послушность, некоторое равнодушие. Это был не боец, хотя по своим габаритам вполне мог бы сойти за всесильного циркового борца. Авторитетом не пользовался: люди не любят безличностных субъектов, которые "ни рыба ни мясо". Поэтому имел не друзей, а знакомых, не было у него ни талантов, ни поклонников. Поговорить, потрепаться, что-то прокомментировать, блеснуть какой-нибудь мало известной окружающим информацией, услужить кому-то, посочувствовать - вот его призвание. Это был психически здоровый человек, но неинтересный, безликий, незрелый.
Характер закаляется, преодолевая трудности. Нередко люди сами создают себе проблемы, чтобы было что преодолевать. У героя нашего рассказа не было подобного стремления - чаще всего бессознательного. Он во всем хотел быть как все. Ничем не хотел выделяться. Мне бы тихо, незаметно прожить жизнь, а на большее не претендую - всем своим видом и манерами говорил подросток и даже гордился этим. Вот какой я неконфликтный, вот какой я добродушный и незлобивый, вот как я умею ладить с окружающими, а то, что это достигается утратой собственной личности, так это не страшно, все равно придется чем-то жертвовать, так уж лучше прожить со всеми в ладу, не обременяя себя обязанностями, проблемами, борьбой мнений. Мои недостатки - не самые главные и не самые противные. Были бы все люди такими, как я, не было бы ссор и войн. А то, что людям было бы скучно, так любая скука куда лучше мордобития, да еще в масштабах планеты или части света.
Подобная позиция вытекала из характера подростка и усиливала этот характер. Что было причиной, а что следствием - выявить было уже невозможно.
Все это касается лиц не только с гармоническим инфантилизмом, но и с другими видами задержки эмоционально-волевого развития.
Инопланетяне живут в Измайлово. Выдающийся советский психиатр Г. Е. Сухарева впервые описала еще один вид инфантилизма - дисгармонический, когда вместе с эмоционально-волевой незрелостью, отставанием в созревании эмоций имеет место выпячивание, преувеличение, односторонняя гипертрофия тех или иных свойств характера. У одних детей, подростков и юношей на первый план выходит чрезмерная вспыльчивость, у других - неустойчивость и слабоволие, у третьих - склонность к фантазированию, вранью и выдумкам. В любом случае это резко нарушает социальную адаптацию этих лиц, приводя их в больницу, на скамью подсудимых и пр. Иногда жажда признания с помощью фантазирования носит столь карикатурный характер, что, как говорится, ни в какие ворота не лезет.
10 января 1983 года "Комсомольская правда" напечатала нашу статью "Карлсон вернулся?", вызвавшую широкий резонанс. Одни читатели обвиняли автора в мракобесии, в том, что он консерватор, Фома неверящий ни во что и т. д. Другие удивлялись, как же в наше-то время может быть столько легковерных людей.
История, рассказанная мной в газете, такова.
В московском микрорайоне Измайлово объявился 14-летний подросток, который утвержал, что в его квартире живут инопланетяне, да и сам он тоже инопланетянин. В квартиру потянулись любители сенсаций, они записывали чушь, которую нес мальчишка, распространяли записи по столице, в микрорайоне чуть не паника началась: вдруг инопланетяне нам войну объявят?
Мать подростка, видя, что он совсем заврался (и помня, что он еще с дошкольных времен любил присочинить, выдумать, глазом не моргнув, самую невероятную историю), что он настолько, как она выразилась, обнаглел, что в своих россказнях даже не задумывался над тем, чтобы у него сходились концы с концами, обратилась к психиатру, и по ее настойчивой просьбе ребенок был помещен в психиатрическую больницу.
Это был щуплый, инфантильный паренек, без всяких признаков полового созревания. Он был безудержно болтлив, весел, безмятежен. Вовсю предавшись своим необузданным фантазиям, он стремился таким образом привлечь к себе внимание. Хотелось покрасоваться. Ведь раньше он привлекал внимание лишь дурными отметками и безделием. Наслушавшись когда-то разговоров взрослых об инопланетянах, он решил подыграть легковерным, да настолько вошел в игру, настолько перевоплотился в сюжет игры, что уже без психиатра выйти из нее не мог.
Между прочим, не последнюю роль тут сыграл отец-пьяница. Он понял, что из бреда сына можно извлечь какую-то пользу, и принялся вовсю расписывать проделки инопланетян в квартире. Зеваки, коих набиралось ежедневно несколько десятков, приносили отцу заморские вина с яркими наклейками; отцу, привыкшему к бормотухе и дешевеньким портвейнам, все это льстило.
И смех и грех.
Побыл мальчишка в психиатрической больнице, стал тут фантазировать на другие темы, об инопланетянах начисто забыл.
Потом ушел домой, там сверстники высмеяли его подражание барону Мюнхгаузену, а тут и половое созревание ускорилось, наверстала природа упущенное. Поумнел, повзрослел, стал вполне приличным человеком, а об истории с инопланетянами вспоминает с довольной ухмылкой: "Подурачил ученых - так им и надо".
Конечно, не всегда так благополучно заканчиваются истории с инфантилами. Иногда в их вранье разобраться бывает очень трудно.
Что еще свойственно всем психически незрелым людям? Преобладание игровых интересов, быстрая пресыщаемость, легкомыслие, безответственность, недостаточно развитое чувство раскаяния, эгоизм, беззаботность, необязательность и т. д. Они совершают поступки по первому побуждению, мало задумываясь над их последствиями. Им трудно отсрочить получение удовольствия, они нетерпеливы, раздражительны, обидчивы. Для них вся жизнь - игра, а самым тяжелым является необходимость вести себя сооветственно возрасту. Если у них уже имеется биологическая предрасположенность к подобному поведению, то она всегда выявляется, усиливается, заостряется, становится карикатурно выраженной из-за чрезмерной или недостаточной родительской любви, из-за неправильного воспитания. Патологические роды, частые болезни после рождения, ушибы головы и т. д. встречались во все эпохи, но никогда не было так много инфантильных субъектов, как в наши дни. Дело, стало быть, не только в биологических дисгармониях, а в социальных воздействиях.
У некоторых подобных лиц длительное время имеют место остаточные явления органического поражения головного мозга. Они с годами проходят (особенно в результате каждодневного и целенаправленного лечения), но пока они не ликвидировались, возникают некоторые проблемы, создающие окружающим много хлопот. Во-первых, пока не ликвидировались остаточные явления органического поражения головного мозга, имеются трудности в поведении детей, низкая успеваемость, эмоционально-волевые нарушения. Во-вторых, родители по вполне понятным причинам стремятся создать ребенку (чаще всего единственному) щадящие условия, всячески опекают его, жалеют... С годами он все больше и больше обнаруживает душевную незрелость. Потом все остаточные явления органического поражения центральной нервной системы уже ликвидировались, а гармонический, дисгармонический или другие виды инфантилизма сохраняются на долгие годы.
Описываемые явления носят объективный характер, они захватывают все цивилизованные страны. В нашей стране, где дети являются единственным привилегированным классом и где их развитию уделяется очень большое внимание, нельзя останавливаться на достигнутом, нужно анализировать причины побочных явлений слишком заласкивающего, слишком бездумного отношения к подрастающему поколению. Сдувать каждую пушинку с подростка, говорящего басом и имеющего гренадерский рост, это значит заранее обрекать его на инфантильность.
Родители часто жалуются на инфантильность сыновей. А имеют ли они право жаловаться? Как они могут упрекать сыновей за отсутствие самостоятельности или чувства ответственности, если сами родители не развивали в детях эти свойства? Это все равно, что упрекать ребенка в том, что он не выучил какой-нибудь иностранный язык, которому его вообще не учили.
Отрочество - один из самых прекрасных периодов в жизни человека. Только отчего этот период так тяжело протекает у некоторых наших сыновей и дочерей? Не мы ли сами приложили свои руки к этому?
Особенности психологии юношества изучались с древнейших времен. Вот как, например, отзывался о молодых людях Аристотель: "По своему честолюбию они не переносят пренебрежения и негодуют, когда считают себя обиженными. Они любят почет, но еще более любят победу, потому что юность жаждет превосходства... они совсем не корыстолюбивы, потому что не испытали нужды... Они не злы, а добродушны, потому что не видели еще многих низостей. Они легковерны, потому что еще не во многом были обмануты... Они преимущественно живут надеждой, потому что надежда касается будущего, а воспоминание - прошедшего, у юношей же будущее продолжительно, прошедшее же кратко... Их легко обмануть вследствие сказанного: они легко поддаются надежде... Они великодушны, потому что жизнь еще не унизила их, и они не испытали нужды... В своих занятиях они предпочитают прекрасное полезному, потому что живут более сердцем, чем расчетом... Они все делают через меру: чересчур любят и чересчур ненавидят, и во всем остальном также. Они считают себя всеведующими... И несправедливости они совершают по своему высокомерию, а не по злобе. Они легко доступны состраданию, потому что считают всех честными и слишком хорошими: они мерят своих близких своей собственной неиспорченностью... " (Цит. по кн.: Античные риторики, - М.: Изд-во МГУ, 1978. - С. 96.)
Эти особенности характера молодых людей должны знать все, кто их окружает, и деликатно, а порой и очень решительно исправлять недостатки в поведении подростков. Во всяком случае не следует закрывать на них глаза, ведь расплата за равнодушие рано или поздно наступит.
А начинается все с раннего детства... Ниже мы расскажем о некоторых психических расстройствах у старших школьников. Чтобы предупредить недоуменные вопросы читателей (дескать, при чем здесь проблема неблагополучных семей?), сразу же ответим, что все эти расстройства вызываются разными причинами, не обо всех из них идет речь в нашей книге, но какие бы причины ни были, всегда в их комплексе большой удельный вес занимают проблемы гармоничных отношений в семье. Вот, например, нервная анорексия (многие авторы именуют ее психической), о которой читатель скоро узнает. Ученые давно уже ломают копья в отношении ее происхождения, высказываются самые различные гипотезы. Одна из них такова: дети "уходят" в психическую анорексию (как многие "уходят" в коллекционирование, хулиганство или ложь), чтобы обратить на себя внимание вечно ссорящихся родителей. Дескать, обнаружив, что ребенок серьезно заболел, родители прекратят свои конфликты, семья сплотится, в ней наступит мир. Наверное, такие причины психической анорексии бывают не всегда, но может ли врач сбрасывать со счета и такой механизм?
- Ребенок из неблагополучной семьи записки детского психиатра
- М. И. Буянов
- Москва "просвещение" 1988
- Клубок проблем
- Часть первая на пороге жизни под защитой матери
- Отврати от себя беду
- Такие разные лишения
- Без семьи
- В новой семье
- В семью пришла беда
- Когда нет выхода
- Война и дети
- Часть вторая механизмы детских реакций между нормой и патологией
- О некоторых расстройствах
- Родители и дети: психологическая дистанция
- Под тяжестью родительской славы
- Избиваемые дети
- Исковерканные судьбы
- Часть третья беспокойное отрочество глазами кинорежиссера
- От родного очага
- На пути к самоуничтожению
- Веяния времени
- Болезни отличниц и не только их
- Уважать других - уважать себя
- Характер формируется в детстве
- По пути перестройки