Введение
В силу своей непосредственной представленности и высокой значимости для человека, групп граждан, государства и общества социальной политики, она является предметом обсуждения, анализа, критики и реформаторских предложений широкого круга субъектов. Особенность ситуации заключается также в том, что нет объективных критериев научности, различных мнений. Методологическая особенность изучения закономерностей социальной политики и оценки практики состоит в идентичности понятийного аппарата, используемого обыденным сознанием и научным сообществом, что свидетельствует о недостаточной научной разработанности концепта социальной политики, его незначительном отрыве от вненаучных субъективных суждений и распространенных в обществе мифах.
С другой стороны, при изучении социальных явлений имеет место своеобразный «эффект наблюдателя», заключающийся в том, что конкретный исследователь сам всегда находится внутри социальных систем, является эмоциональным субъектом оценки различных элементов социальной политики и лично заинтересован в определенных векторах интерпретации.
Необходимо также отметить, что научно обоснованные выводы исследователей социальной сферы, становясь достоянием общественности, практически всегда вызывают мощный политический резонанс. Самый яркий пример здесь - это принятие «социальных» законов. Например, всем памятна ситуация с принятием закона (ФЗ – 122) о замене натуральных льгот денежными выплатами Попытка Правительства навести порядок в данной сфере, сопровождаемая значительным увеличением финансирования ранее недофинансируемых льгот, натолкнулась на резкое неприятие нововведений массовым сознанием. В результате первоначальная концепция закона была искажена. Государство было вынуждено практически сохранить льготы в натуральной форме, ввести ежемесячные денежные выплаты, в конечном счёте, почти в три раза увеличить финансирование и продолжает получать критику со стороны различных социальных групп.
Сложность исследований и научного обоснования социальной политики так же определяется высоким уровнем динамизма социальной реальности в современных условиях.
Вступление в ХХ1 век сопровождается существенными трансформациями. Это не только эффекты глобализации и появление значительного количества стран с транзитной экономикой, но и цивилизационные тренды, как например, структурный сдвиг экономики в сторону производства информационных и гуманитарных продуктов ( Гринберг Р.С., 2003) и изменение роли социальной сферы, но и многочисленные противоречия как существовавшие ранее, но в новых условиях требующие другого разрешения, так и вновь появившиеся.
В ХХ1 веке основным направлением развития становится человеческий капитал, вклад которого в экономический рост уже достигает 70%. Таким образом, инвестиции в социальную сферу являются значительно более эффективными, чем вложения в материальное производство. В то же время, наряду с тенденцией повышения роли социальных факторов в экономики и конкурентоспособности, растёт критика эгалитарности государства, имеющая под собой объективную основу в непропорциональном росте издержек на администрирование социальной политики и недостатках бюджетирования.
Острота существующих в настоящее время проблем настойчиво требует научно обоснованной социальной теории, позволяющей обеспечить эффективность реальной социальной политики конкретной страны. Страновой акцент обусловлен тем, что социальная политика разных стран, решая одни и те же задачи, имеет ярко выраженные национальные особенности.
Задача данной работы состоит в том, чтобы опираясь на общие для социальной политики многих стран закономерности исследовать особенности современной социальной политики в России и обозначить пути её развития.
Проведение в России экономической реформы, направленной на становление институтов частной собственности, потребовало от нашего общества разработки принципиально нового подхода к реализации социальных функций государства. Государство являясь координатором и организатором социально-экономической жизни, должно осуществлять меры, направленные на раскрытие созидательного социального потенциала рыночных отношений. В этой связи, на наш взгляд, необходимо обоснование экономических методов регулирования поведения субъектов рыночной экономики, которое с учетом анализа принципиальных организационно-финансовых изменений, произошедших и происходящих в управлении системой социальной защиты в России, позволит (в увязке с особенностями демографической ситуации) определить основные направления дальнейших реформ.
Целями представленных в данной работе исследований являются определение экономических основ, формирующих концептуальные подходы к реализации социальной функции государства в условиях рыночной экономики, и разработка практических рекомендаций по их совершенствованию.
Проведенный в работе анализ показал, что эгалитарный подход к распределению доходов в обществе со значительной долей бедного населения ведёт к улучшению материального положения большинства населения и соответственно к увеличению темпов экономического роста. При этом разработка методологических основ реализации социальных функций в условиях дальнейшего развития системы межбюджетных отношений в России даёт возможность исследовать изменения, которые произошли в порядке финансирования социальных расходов, которые были обусловлены трансформацией отношений между различными уровнями бюджетной системы Российской Федерации.
Представленные в работе материалы исследования показывают наличие системных проблем в межбюджетных отношениях и в механизмах финансирования социальной сферы, что во многом обусловлено несбалансированностью региональных и местных бюджетов. В работе отмечается тенденция централизации доходов консолидированного бюджета, а также то обстоятельство, что доходы региональных и местных бюджетов не позволяют им выполнять возложенные на них расходные обязательства. Своеобразным компенсатором этих проблем может стать комплекс мер, предлагаемых федеральным правительством. Речь идет о национальных проектах. Так централизованное финансирование образования, здравоохранения, строительства доступного жилья, т.е. переход к финансированию расходов в основном за счет федерального бюджета, отвечает логике проводимых преобразований, когда бюджетные доходы концентрируются в федеральном бюджете. Однако такой подход противоречит тому, что производство социально значимых благ должно быть обеспечено, в первую очередь доходами местных бюджетов, поскольку большинство социальных услуг население получает по месту фактического проживания.
В работе так же показано, что объём финансирования социальных функций, хотя и имеет решающее значение для эффективной социальной политики, не является определяющим конечный результат. Наращивание социальных трат без обеспечения необходимой структуры социальных бюджетов и использования адекватных механизмов является неэффективной тратой средств.
Содержательный анализ принципов, институтов, механизмов и структурных элементов социальной политики в Российской Федерации с позиции функциональной социальной теории составляет методическую основу данного исследования.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Оглавление
- Глава 1. Возникновение и развитие социальной политики государства …………… 4
- Глава 2. Социальное государство: функции, предпосылки и условия формирования ………………………………………………………………… 61
- Глава 3. Становление социальной политики в России ……………………………… 94
- Введение
- Глава 1. Возникновение и развитие социальной политики государства
- 1.1. Роль государства в реализации социальных функций
- 1.2. Социальные права как основа социальной политики
- 1.3. Основные институты и механизмы реализации социальной политики государства
- 1.4. Регулирование доходов как основа реализации социальной политики государства
- Глава 2. Социальное государство: функции, предпосылки и условия формирования
- 2.1. Основные этапы становления социального государства.
- 2.2 Современные типы социальных государств
- 2.3. Структура функций социального государства
- Глава 3. Становление социальной политики в России
- 3.1 Экономические и социальные предпосылки формирования социальной политики государства в Российской империи
- 3.2. Характеристика ссср как социального государства
- 3.3. Построение в ссср государства всеобщего благосостояния
- 3.4. Динамика структурных элементов государства в постсоветский период и социальные последствия проводимой экономической реформы
- Глава 4 Социальные аспекты формирования российской модели бюджетного федерализма
- 4.1. Основы формирования моделей бюджетного федерализма
- 4.2. Цели и задачи социальной политики в реализации стабилизационной функции государства и функции распределения доходов и ресурсов
- 4.3. Социальные аспекты распределения расходных и доходных полномочий
- 4.4. Порядок предоставления межбюджетных социальных трансфертов
- Глава 5. Социальные факторы экономического роста и реформирование экономики России
- 5.1. Эволюция взглядов на социальные функции государства в ходе экономической реформы в России
- 5.2 Экономический рост и политика государства в сфере распределения доходов населения
- 5.3. Основные направления реализации социальной политики государства в экономике России
- 1. Изменение функционального распределения доходов путем воздействия на цены факторов производства.
- Глава 6. Основные направления социальных реформ
- 6.1 Социальные аспекты реализации бюджетно-налоговой политики
- 6.2. Основы реформирования российской модели бюджетного федерализма
- 6.3. Основные направления реформирования системы обязательного страхования в рф
- 6.4. Управления в отраслях социальной сферы
- Глава 7: Социальная политика Российской Федерации в условиях формирования социального государства
- 7.1. Модернизация социальной защиты и системы социальных услуг
- 7.2. Социальные стандарты как основа социальной политики
- 7.3 Политика доходов и реформа оплаты труда
- 7.4. Социальная политика в условиях федерации
- 7.5. Социальный капитал как фактор конкурентоспособности экономики России
- 7.6 Социальная функция российского государства в XXI веке
- Заключение
- Именной указатель
- Предметный указатель