Заключение
Описанные в работе основные подходы к решению социальных проблем являются результатом эволюции взглядов на социальные функции государства и сочетают в себе динамичный и статичный методы распределения доходов, что придает социальной политике превентивный характер и дает возможность, во-первых, уменьшить издержки в отношении упущенных возможностей социально-экономического развития и, во-вторых, создать объективные предпосылки для развития ресурсного потенциала и как следствие этого ускорения темпов экономического роста.
На основании материалов, представленных в данной работе, сформулированы следующие концептуальные положения, принципиальные выводы и практические предложения:
- определены природа и характер экономических основ социальных функций государства и обоснована необходимость специфической активности государства в проведении социальной политики. Государство должно через статичные модели распределения доходов обеспечивать осуществление мер по смягчению и предотвращению негативных социальных последствий проводимой экономической реформы и через динамичные модели распределения доходов и ресурсов содействовать раскрытию созидательного потенциала социальной природы рынка;
- определены методологические основы разграничения полномочий в реализации социальной политики в рамках становления системы межбюджетных отношений. Конкретные формы реализации концепции бюджетного федерализма в РФ, в основу которой может быть положена идея о самодостаточности регионов, определяются сочетанием двух взаимодополняющих тенденций, а именно, вертикального и горизонтального выравнивания, что призвано обеспечить право на получение определенного объема социальных услуг соответствующего уровня и качества и в формах, отвечающих интересам и потребностям как каждой отдельной личности, так и территориальных общностей людей;
- обоснован подход к реализации социальной политики государства, предполагающий включение социального развития в качестве целевой функции в единую конструкцию экономической реформы и доказано, что в условиях перехода от политики всеобщей занятости к рынку труда более эгалитарный подход к распределению доходов между высоко- и низкодоходными группами населения пропорционально результатам экономического роста создает объективные предпосылки для обеспечения общественной стабильности, а также к повышению совокупного спроса на отечественные товары и услуги и, соответственно, к созданию инвестиционной среды для сохранения и расширенного воспроизводства таких экономических ресурсов как труд и капитал;
- обоснована необходимость включения социального развития в качестве целевой функции в единую конструкцию экономической реформы, что предполагает решение триединой задачи путем: устранения ценовой деформации на такие факторы производства, как труд и капитал; проведения структурных изменений с целью перераспределения ресурсов в обществе в форме инвестиций в человеческий капитал; выравнивания уровня доходов между различными группами населения с помощью налогообложения всех видов доходов и имущества;
- разработаны рекомендации по реформированию бюджетных социальных расходов через механизмы реализации как общих стандартных целей, которые стоят перед каждой бюджетной системой, так и специфических целей, которые отражают особенности переходного периода, а именно формирование новой социальной парадигмы общества. Достижение целей и задач в области социальной политики федерального правительства предполагает повышение общей доли федерального бюджета в консолидированном бюджете Росси при условии одновременного снижения в последнем доли расходов на социальные нужды регионов. Это даст возможность, с одной стороны, обеспечить большую социальную направленность региональных экономик и восстановит инвестиционную функцию федерального бюджета, а с другой, создать условия для формирования на территории РФ единого социально-экономического пространства;
- определены направления дальнейшего поэтапного реформирования системы обязательного социального страхования населения РФ путем введения накопительных элементов в системы пенсионного и медицинского страхования и реструктуризации системы внебюджетных социальных фондов в соответствии с характером рисков и природой наступления страхового случая. Переход к накопительным системам социального страхования состоит в том, что, во-первых, данный процесс должен носить поэтапный характер и должен быть увязан с показателями экономического роста, поскольку стабильность социально-экономического развития общества является необходимым условием для устойчивого функционирования накопительных систем социального страхования.
Реализация основных положений, представленных в данной работе, даст возможность включить социальное развитие в качестве целевой функции в единую конструкцию проводимой в России экономической реформы.
В то же время, рассмотрев содержание и основные механизмы современной социальной политики, мы должны констатировать, что ряд принципиальных вопросов остался за рамками нашего внимания.
К наиболее существенным из них следует отнести неоднозначность представления о том, насколько социальная политика государства является относительно закрытой системой, и существует ли очевидная граница между ней и другими направлениями деятельности государства, - экономической, в сфере безопасности, обеспечения гражданских прав, региональной, национальной и т.п.; о природе социального как самостоятельной реальности; о роли национальных факторов; о зависимости содержания и механизмов социальной политики от политической структуры власти и другие.
Ответы на эти вопросы могут существенно модифицировать наши вывода о теории и практики социальной политики, поскольку по сути дела их вариативность определяет различную онтологию объекта
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Оглавление
- Глава 1. Возникновение и развитие социальной политики государства …………… 4
- Глава 2. Социальное государство: функции, предпосылки и условия формирования ………………………………………………………………… 61
- Глава 3. Становление социальной политики в России ……………………………… 94
- Введение
- Глава 1. Возникновение и развитие социальной политики государства
- 1.1. Роль государства в реализации социальных функций
- 1.2. Социальные права как основа социальной политики
- 1.3. Основные институты и механизмы реализации социальной политики государства
- 1.4. Регулирование доходов как основа реализации социальной политики государства
- Глава 2. Социальное государство: функции, предпосылки и условия формирования
- 2.1. Основные этапы становления социального государства.
- 2.2 Современные типы социальных государств
- 2.3. Структура функций социального государства
- Глава 3. Становление социальной политики в России
- 3.1 Экономические и социальные предпосылки формирования социальной политики государства в Российской империи
- 3.2. Характеристика ссср как социального государства
- 3.3. Построение в ссср государства всеобщего благосостояния
- 3.4. Динамика структурных элементов государства в постсоветский период и социальные последствия проводимой экономической реформы
- Глава 4 Социальные аспекты формирования российской модели бюджетного федерализма
- 4.1. Основы формирования моделей бюджетного федерализма
- 4.2. Цели и задачи социальной политики в реализации стабилизационной функции государства и функции распределения доходов и ресурсов
- 4.3. Социальные аспекты распределения расходных и доходных полномочий
- 4.4. Порядок предоставления межбюджетных социальных трансфертов
- Глава 5. Социальные факторы экономического роста и реформирование экономики России
- 5.1. Эволюция взглядов на социальные функции государства в ходе экономической реформы в России
- 5.2 Экономический рост и политика государства в сфере распределения доходов населения
- 5.3. Основные направления реализации социальной политики государства в экономике России
- 1. Изменение функционального распределения доходов путем воздействия на цены факторов производства.
- Глава 6. Основные направления социальных реформ
- 6.1 Социальные аспекты реализации бюджетно-налоговой политики
- 6.2. Основы реформирования российской модели бюджетного федерализма
- 6.3. Основные направления реформирования системы обязательного страхования в рф
- 6.4. Управления в отраслях социальной сферы
- Глава 7: Социальная политика Российской Федерации в условиях формирования социального государства
- 7.1. Модернизация социальной защиты и системы социальных услуг
- 7.2. Социальные стандарты как основа социальной политики
- 7.3 Политика доходов и реформа оплаты труда
- 7.4. Социальная политика в условиях федерации
- 7.5. Социальный капитал как фактор конкурентоспособности экономики России
- 7.6 Социальная функция российского государства в XXI веке
- Заключение
- Именной указатель
- Предметный указатель