4.1. Основы формирования моделей бюджетного федерализма
Влияния внутренних политических, исторических и экономических факторов на построение бюджетных систем обусловил ряд различные подходов к формированию моделей бюджетного федерализма. Однако, существуют общие принципы построения межбюджетных отношений, которые заключаются:
- в способности межбюджетных отношений более эффективно использовать налоговый потенциал соответствующей территорий, при условии обеспечения экономического роста и занятости населения;
обеспечивать консолидацию доходов всех бюджетных уровней, приходящих на данную территорию для финансирования бюджетных расходов;
возможности федерального бюджета выполнить свои обязательства перед региональными и местными бюджетами, с одной стороны, и возможности региональных и местных бюджетов выполнять встречные обязательства перед федеральным бюджетом, с другой стороны;
посредством межбюджетных отношений обеспечивать реализацию социальных стандартов на всех уровнях, а так же повышать эффективность использования бюджетных трансфертов в сфере межбюджетных отношений, усиливая их адресную направленность и своевременность предоставления.
При формировании модели бюджетного федерализма возникает необходимость вертикального, и горизонтального выравнивания бюджетов разных уровней, что по мнению ряда авторов1, предполагает необходимость раскрытие и анализа следующих трех основных положений первые два из которых относятся к проблеме вертикального выравнивания, а третье к горизонтальному выравниванию:
- распределение расходных функций, иначе говоря: какими должны быть обязательства по реализации государством своих функции для каждого уровня власти и управления в рамках единого социально-экономического пространства;
- распределение функций по обеспечению бюджетных доходов: определяется порядок финансирования бюджетных обязательств для каждого уровня власти и управления;
- межбюджетные финансовые расходы: определяют, какие финансовые средства необходимы для исполнения органами государственной власти и управления своих обязательств и как при этом должны взаимодействовать между собой различные уровни власти и управления.
“Вертикальное выравнивание” бюджетных доходов проводится одновременно с финансовым “горизонтальным выравниванием” - частичным перераспределением бюджетных ресурсов между регионами, от “богатых” к “бедным”. Это делается в целях укрепления государственного единства, соблюдения принципа территориальной справедливости с учетом поддержания экономической эффективности функционирования региональных воспроизводственных комплексов, то есть предотвращения вынужденной межрегиональной миграции или увеличения налоговой нагрузки в “бедных” регионах.
Вертикальное и горизонтальное бюджетное выравнивание представляют две стороны единого бюджетного процесса практически неотделимые друг от друга, но все же следует отметить, что в разных странах преобладают различные подходы к формированию межбюджетных отношений.
Так, согласно американской модели доходная часть бюджетов всех уровней формируется преимущественно за счет собственных источников, обеспечивая тем самым самостоятельность бюджетной политики штатов и муниципалитетов. В соответствии с этим подходом, в США местные налоги играют самостоятельную роль и служат основой для формирования доходной части местных бюджетов. Тем не менее, и в США механизм формирования бюджетов штатов и муниципалитетов также характеризуется перераспределением доходов в процессе формирования доходов нижестоящих бюджетов. Так, бюджеты штатов получают субсидии из средств федерального бюджета, и доля их составляет в бюджете штатов порядка 17,5% от общих доходов или поступлений в бюджет, в доходах муниципалитетов доля субсидий более значительна, около 25,5%. Через субсидии и дотации федеральное правительство активно влияет на процессы социального и экономического развития территорий.
Таким образом, суть американской модели бюджетного федерализма состоит в том, что в ней доходная часть бюджетов всех уровней формируется преимущественно за счет собственных источников, обеспечивая самостоятельность бюджетной политики региона.
В европейских странах, как правило, местные налоги при всей их множественности играют вспомогательную роль в формировании доходов местных бюджетов. Например, в Германии основным источником доходной части местных бюджетов являются федеральные налоги. Необходимо так же отметить, что в Германии высокодоходные земли перечисляют часть своих финансовых поступлений менее развитым землям, как следствие этого местные бюджеты в основном формируются за счет распределяемых по вертикали субсидий и субвенций из бюджета Федерального правительства. Субвенции расходуются по строго целевому назначению и выделяются в основном на социальную сферу.
Европейская модель отличается от американской в основном высокой долей отчислений от Федеральных налогов в региональные и местные бюджеты, что обеспечивает большее единство бюджетной политики в масштабах страны. Разница обусловлена тем, что в европейской модели в основу социальных обязательств заложены единые для всей территории социальные стандарты, а в основу социальных обязательств в американской модели положен только показатель величины прожиточного минимума. Меньшей объем социальных обязательств в рамках американской модели бюджетного федерализма (в сравнении с европейской) позволяет доходную часть бюджетов всех уровней формировать преимущественно за счет собственных источников. Такой подход, обеспечивает в регионах относительную самостоятельность бюджетной политики.
Критерии эффективности действия механизма горизонтального выравнивания зависят от выбора целей, к числу которых принято относить:
1) выравнивание стартовых условий для финансирования и предоставления общественных благ (повышение уровня дохода, налогового потенциала американская модель);
2) выравнивание уровня потребления общественных благ (дотирование расходов в соответствии с минимальными социальными стандартами европейская модель).
Обычно в практике межбюджетных отношений пытаются в той или иной мере решать обе задачи.
С учетом отмеченных выше положений можно сделать вывод, что финансовой основой выполнения расходных обязательств бюджетами разного уровня является поступление средств собственных (закрепленных) и регулирующих налогов. Под регулирующими налогами понимаются федеральные налоги, которые в определенной законом пропорции делятся между Центром, а также региональными и местными органами власти и управления. Например, в Российской Федерации, это подоходный налог с граждан, налог на прибыль и НДС, которые являются основными источниками формирования бюджетных доходов. В случае их недостаточности, для выравнивания уровня минимальной бюджетной обеспеченности, формирование доходов бюджетов осуществляется также за счет финансовой помощи, предоставляемой из бюджетов вышестоящего уровня и распределяемой по уровням бюджетной системы в виде трансфертов.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Оглавление
- Глава 1. Возникновение и развитие социальной политики государства …………… 4
- Глава 2. Социальное государство: функции, предпосылки и условия формирования ………………………………………………………………… 61
- Глава 3. Становление социальной политики в России ……………………………… 94
- Введение
- Глава 1. Возникновение и развитие социальной политики государства
- 1.1. Роль государства в реализации социальных функций
- 1.2. Социальные права как основа социальной политики
- 1.3. Основные институты и механизмы реализации социальной политики государства
- 1.4. Регулирование доходов как основа реализации социальной политики государства
- Глава 2. Социальное государство: функции, предпосылки и условия формирования
- 2.1. Основные этапы становления социального государства.
- 2.2 Современные типы социальных государств
- 2.3. Структура функций социального государства
- Глава 3. Становление социальной политики в России
- 3.1 Экономические и социальные предпосылки формирования социальной политики государства в Российской империи
- 3.2. Характеристика ссср как социального государства
- 3.3. Построение в ссср государства всеобщего благосостояния
- 3.4. Динамика структурных элементов государства в постсоветский период и социальные последствия проводимой экономической реформы
- Глава 4 Социальные аспекты формирования российской модели бюджетного федерализма
- 4.1. Основы формирования моделей бюджетного федерализма
- 4.2. Цели и задачи социальной политики в реализации стабилизационной функции государства и функции распределения доходов и ресурсов
- 4.3. Социальные аспекты распределения расходных и доходных полномочий
- 4.4. Порядок предоставления межбюджетных социальных трансфертов
- Глава 5. Социальные факторы экономического роста и реформирование экономики России
- 5.1. Эволюция взглядов на социальные функции государства в ходе экономической реформы в России
- 5.2 Экономический рост и политика государства в сфере распределения доходов населения
- 5.3. Основные направления реализации социальной политики государства в экономике России
- 1. Изменение функционального распределения доходов путем воздействия на цены факторов производства.
- Глава 6. Основные направления социальных реформ
- 6.1 Социальные аспекты реализации бюджетно-налоговой политики
- 6.2. Основы реформирования российской модели бюджетного федерализма
- 6.3. Основные направления реформирования системы обязательного страхования в рф
- 6.4. Управления в отраслях социальной сферы
- Глава 7: Социальная политика Российской Федерации в условиях формирования социального государства
- 7.1. Модернизация социальной защиты и системы социальных услуг
- 7.2. Социальные стандарты как основа социальной политики
- 7.3 Политика доходов и реформа оплаты труда
- 7.4. Социальная политика в условиях федерации
- 7.5. Социальный капитал как фактор конкурентоспособности экономики России
- 7.6 Социальная функция российского государства в XXI веке
- Заключение
- Именной указатель
- Предметный указатель