1. Периферийное положение как геополитическая данность
Эти данные известны и не раз приводились для отстаивания бесспорного, как представляется, тезиса о необходимости активизировать тихоокеанскую политику России. Не пытаясь изыскать новые аргументы в его пользу, стоит подчинить рассуждение более конкретной задаче - нащупать параметры «реалистического минимума» российского курса - то есть умеренно-консервативной линии, которая, подведя черту разрушению советского внешнеполитического наследия, была бы способна стабилизировать позиции России в АТР на основе реально имеющихся возможностей уже сегодня, не дожидаясь наступления влекущей, но вряд ли близкой поры так называемого органического вхождения в структуры региональной экономической интеграции, к которой дальневосточные районы не готовы и не могут быть готовы скорее, чем это возможно в условиях текущей макроэкономической ситуации в России, если, разумеется, оставаться в рамках презумпции территориального единства страны - как то и избрано в нашем исследовании.
Иначе говоря, при всех разговорах о пользе активизации тихоокеанской политики, невозможно забывать о том, что ее рациональные пределы жестко ограничены природно-историческими обстоятельствами - недонаселенностью русского Дальнего Востока, наличием там демографического вакуума, при котором открытие дальневосточных территорий для хозяйственного взаимодействия с сопредельными странами в соответствии со стандартами тихоокеанского регионализма может граничить с необратимыми качественными изменениями ситуации на местах в направлении утраты Москвой политического контроля над тихоокеанской периферией.
Для начала, по-видимому, не обойтись без уточнения тезиса о тяготении российского Дальнего Востока к тихоокеанской зоне интеграции. Смысл уточнения - в том, что в силу природно-географической специфики дальневосточные районы Федерации, строго говоря, тяготеют не столько к самому Тихому океану, сколько к странам, контролирующим наиболее развитые, климатически и экономически благоприятные участки тихоокеанского побережья, из которого на долю самой России приходится малая и не лучшая часть.
Хотя тихоокеанский периметр России огромен, по-настоящему благоприятной для экономического развития и стратегического базирования является небольшой сектор, приходящийся на Приморье и Сахалин. Остальное - зоны особо сурового климата и побережье замерзающих в прибрежных частях Берингова и Охотского морей, из которых второе является к тому же полузамкнутым водным бассейном. Прямые выходы России в собственно океаническую зону не пропорционально малы и неудобны по сравнению с общей протяженностью ее тихоокеанского побережья - от мыса Дежнева на севере (Чукотка) до о. Хасан на юге (граница с КНДР).
Этим определяется геостратегическое обстоятельство, являющееся для тихоокеанской политики России ключевым: если рассматривать всю территорию Федерации к востоку от Байкала как единый ареал, то реализация присущих ему естественных экономгеографических тяготений к бассейну Тихого океана по-настоящему возможна не напрямую, а опосредованно, косвенно - через обеспечение проницаемости географической зоны, заключенной между российскими границами и тепловодными портами восточно-азиатского побережья - через территории Китая и Кореи.
- От автора
- Введение
- Раздел I. Теория
- Глава 1. Библиографическая ситуация
- 1. Обеспеченность источниками
- 2. Отечественные и зарубежные исследования
- Глава 2. Ключевые понятия исследования
- 1. Место «стабильности» в понятийном аппарате теории международных отношений
- Стабильность, статус-кво и силовое равновесие
- Стабильность и безопасность
- Определение стабильности
- 2. Основные виды стабильности в мирополитической системе Статический аспект: стабильность и порядок
- Стабильность и конфигурация международной структуры: «плюралистическая однополярность»
- Динамическая стабильность: «согласие на перемены»
- 3. Региональная специфика структур стабильности Формы стабильности и структурированность региональных отношений
- Субъектные («лидерские») и объектный («пространственный») типы структур
- Раздел II. Лидерство. Попытки создания биполярного порядка в регионе (1945-1969 гг.)
- Глава 3. Отношения ссср и сша в условиях первичной неусточивости региональной подсистемы (1945-1951 гг.)
- 1. Подходы ссср и сша к их взаимоотношениям и вопросам обеспечения стабильности в регионе Создание буферной зоны в Корее
- Попытки добиться взаимного признания интересов сша в Японии и ссср в Маньчжурии
- Дистанцирование ссср и сша от пост-колониальных конфликтов в Юго-Восточной Азии
- 2. Отношение сверхдержав к вооруженной конкуренции местных сил за национальную идею Война за национальное объединение в Китае
- Национал-радикализм на севере и юге Кореи
- Глава 4. Сан-францисский порядок и его особенности (1951-1959 гг.)
- 1. Изменение представлений ссср и сша о путях укрепления региональной стабильности Взгляды на источники неустойчивости региональной ситуации
- Возникновение сети «перестраховочных» договоров против Японии
- Попытка внедрения новой Попытка внедрения новой концепции «общей угрозы» и ее отражение в реорганизации отношений некоммунистических стран региона
- 2. Региональный национализм как вызов политике лидеров Революционное брожение и реформизм в странах юва
- Отказ кнр от роли «пространства»
- Глава 5. Кризис традиционных подходов ссср и сша к региональным отношениям
- 1. Распад биполярных основ регионального лидерства Общемировые аспекты отношений ссср и сша в Восточной Азии
- Прорыв кнр к лидерскому положению в региональной политике
- 2. Предпосылки консолидации региональной среды Проблема подконтрольности пространства в условиях войны сша во Вьетнаме
- Приоритеты некоммунистических стран региона
- Раздел III. Кризис лидерства. Конфронтационная cтабильность в восточной азии (1970-1991 гг.)
- Глава 6. Упадок лидерства сша и ссср и попытки его укрепления (1970-1979 гг.)
- 1. Многополярное и биполярное начала в региональных отношениях Модернизация отношений сша с кнр и Японией
- Советское видение путей стабилизации региональной ситуации
- 2. «Равноудаленность» в отношениях cccр, сша и кнр (1979-1991 гг.)
- Рост поляризации межлидерских отношений и ее пределы
- Попытка «кооперационного противостояния»
- Глава 7. Реакция малых и средних стран на ослабление активности ссср и сша
- 1. Лидерские устремления в Индокитае и их трансформация Укрепление региональных позиций коммунистического Вьетнама
- Дестабилизация региональной ситуации вследствие трений между срв и Китаем
- 2. Феномен «регионализма» и отношение малых стран к политике сверхдержав Нейтралистские тенденции в региональном контексте
- Подход малых стран к перспективам многостороннего сотрудничества с лидерами
- Раздел IV. Уплотнение пространства. Становление пространственной структуры стабильности (1991-1995 гг.)
- Глава 8. Восточно-азиатская подсистема после распада ссср
- 1. Региональные последствия трансформации мировой структуры
- Политико-экономический фон региона к моменту распада ссср
- Специфика региональной структуры на современном этапе
- 2. Отношения малых и средних стран региона с кнр
- Новая роль Китая в региональном контексте
- Подход малых стран к региональной стабильности
- 3. Современное состояние американских позиций в регионе
- Гипотеза «необиполярности» и американские интересы
- Пределы модернизации партнерства с Японией и Южной Кореей
- Глава 9. Национальные интересы россии и перспективы ее региональной политики
- 1. Периферийное положение как геополитическая данность
- Внутренний и внешний аспекты центробежности
- Национальный интерес в региональной политике
- 2. Российская политика в региональном контексте
- Потенциальные угрозы
- Внешнеполитические задачи
- Заключение
- Именной указатель
- Библиография