logo
193-r псков обл

4.2.3. Развитие секторов 3 группы приоритетности

а) развитие индустрии строительных материалов

Основными особенностями сектора являются:

наличие общераспространенных (глины, пески, песчано-гравийные материалы, известняк, известковый туф и гажа, гипс, суглинок) и необщераспространенных (тугоплавкие глины, формовочные пески, стекольные пески) полезных ископаемых. Наиболее распространенными в Псковской области являются месторождения песчаного и песчано-гравийного материала (131 месторождение, разрабатывается 53), и кирпичных глин (28 месторождений, разрабатываются 2);

существующие полезные ископаемые используются для производства кирпича, стекла, облицовочного камня и плитки, в дорожном и промышленно-гражданском строительстве;

территориальная удаленность области от рынков потребления стройматериалов обуславливает использование большей части полезных ископаемых для нужд строительства только внутри области;

наибольшую динамику и эффективность демонстрирует направление керамического производства, которое можно рассматривать как одно из перспективных в области использования кирпичных глин.

Основная цель развития комплекса стройматериалов – повышение эффективности использования имеющихся ресурсов и обеспечение строительного комплекса области высококачественными материалами.

Основные задачи и направления развития индустрии строительных материалов в области

№ п/п

Задача

Направления развития на кратко- и среднесрочную перспективу

Направления развития на долгосрочную перспективу

1

Расширение ассортимента производимой продукции индустрией строительных материалов

Удержание объемов производства на существующем уровне, в том числе за счет поддержки строительного комплекса; повышение качества выпускаемой продукции за счет проведения модернизации производств

Выпуск новых видов продукции за счет стимулирования расширения существующих предприятий и привлечения инвесторов (производство кирпича, строительство стекольного завода и т.д.)

2

Поддержка и стимулирование развития внутреннего рынка индустрии строительных материалов

Поддержка жилищного строительства области за счет реализации федеральных и областных программ; развитие региональной дорожной сети, в том числе федеральных магистралей; продвижение продукции предприятий индустрии строительных материалов на местном рынке

3

Инвентаризация сырьевой базы и уточнение запасов

-

Проведение поисково-оценочных работ; совершенствование технологий добычи полезных ископаемых; стимулирование разработки месторождений полезных ископаемых, пригодных для производства строительных материалов

б) развитие торфопереработки

В настоящее время на территории Псковской области не развито направление торфопереаботки, хотя данное направление имеет достаточно большие перспективы в связи с развитием внутреннего (увеличением использования местных видов топлива в жилищно-коммунальном хозяйстве области) и внешнего рынков:

область обладает значительными запасами торфа: 329 месторождений с запасами 563,5 млн. тонн, подготовлено к добыче – 101, с запасами - 100 млн. тонн, перспективные для разведки - 292 с прогнозными запасами – 181,8 млн. тонн. В 2007 г. добыча велась только на 3 месторождениях. Добыто - 32,5 тыс. тонн;

основные направления текущего использования торфа: удобрение для сельского хозяйства, подстилка в животноводческих помещениях, топливо;

на территории области активно действуют 3 торфопредприятия, разрабатывающие 8 месторождений. Предприятия активно проводят модернизацию производства;

рост европейского рынка топливных гранул составляет 20% ежегодно при отсутствии достаточной сырьевой базы, что открывает в дальнейшем перспективы экспорта.

Целью развития торфопереработки является получение эффективной отдачи от использования имеющегося ресурса, в том числе за счет внедрения новых технологий переработки.

Основные задачи и направления развития торфопереработки в Псковской области

№ п/п

Задача

Направления развития на кратко- и среднесрочную перспективу

Направления развития на долгосрочную перспективу

1

Развитие секторов по переработке торфа

Стимулирование создания предприятий по переработке торфа в топливные гранулы21; стимулирование создания производств по глубокой переработке торфа (продукция для сельского хозяйства)

2

Стимулирование спроса на альтернативные виды топлива

Перевод муниципальных котельных на местные виды топлива, в том числе торфа; проведение широкой информационной компании по популяризации данного вида топлива; предоставление субсидий и льгот частным хозяйствам на приобретение энерго- и теплооборудования, работающего на торфе

3

Повышение интенсивности использования сырьевой базы

Увеличение объемов добычи торфа; разработка новых месторождений торфа

в) развитие текстильной и швейной промышленности

Основными характеристиками сектора текстильной и швейной промышленности являются:

сектор представлен предприятиями, выпускающими ткани, одежду, обувь, изделия галантереи;

крупные предприятия сектора работают под торговыми марками или по заказу иностранных компаний (ЗАО «Псковская швейная фабрика «Славянка» - TRUVOR CLASSIC, TRUVOR LUXOR, TRUVOR GOLDEN STITCH; ЗАО «Невельское швейное объединение» - Adidas).

Основной целью развития сектора на долгосрочную перспективу будет удержание и развитие производственного потенциала существующих предприятий.

Основные задачи и направления развития сектора

№ п/п

Задача

Направления развития на кратко- и среднесрочную перспективу

Направления развития на долгосрочную перспективу

1

Увеличение производства и качества продукции

Стимулирование технологической модернизации предприятий сектора; развитие механизмов субконтрактации внутри сектора, а также с другими секторами, что особенно значимо для льняного кластера; участие в федеральных инициативах по развитию легкой промышленности22

2

Усиление предприятий сектора на областном и российском рынках

Формирование государственного заказа на продукцию предприятий легкой промышленности (бюджетные учреждения и т.д.)

Проведение совместно с предприятиями сектора мероприятий маркетингового характера на территории области, а также участие предприятий в мероприятиях, проводимых в других регионах; поддержка продвижения продукции текстильной промышленности как на внутренний, так и на внешний рынок