3.2. Социальный институт как основа функционирования общества
Первым предложил термин «социальный институт» английский философ и социолог Герберт Спенсер (1820-1903). Согласно его учению, любые социальные институты обеспечивают возможность членам общества, социальным группам удовлетворять свои потребности; упорядочивают социальные отношения, объединяют отдельных индивидов, социальные группы и организации в одно системное целое – общество, обеспечивая его поступательное прогрессивное развитие.
Феномен «социального института» рассматривал в
60-е гг. XX в. Ю.А.Левада, давший следующее определение: это «нечто подобное органу в живом организме: это узел деятельности людей, сохраняющийся стабильным на протяжении определенного периода времени и обеспечивающий стабильность всей социальной системы».
В настоящее время среди социологов нет полного согласия в понимании термина «социальный институт». Некоторые ученые применяют его только к крупномасштабным организациям, например, общественным объединениям. Для малых же организаций применяют термин “группа” или “ассоциация”. Надо обратить внимание на то, что между понятиями “институт” и “группа” имеется существенное различие. Если группа является совокупностью взаимодействующих индивидов, то институт представляет собой систему социальных связей и совокупность социальных норм, существующих в определенной области человеческой деятельности. Большинство ученых считают, что это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. Под общественными ценностями понимают идеи и цели; под общественными процедурами – стандартизованные образцы поведения в групповых процессах; под системой социальных связей – сплетение ролей и статусов, посредством которых это поведение осуществляется и удерживается в определенных рамках. Например, институт семьи включает в себя: 1) совокупность общественных ценностей (любовь, отношение к детям, семейная жизнь); 2) общественные процедуры (забота о воспитании детей, их физическом развитии, семейные правила и обязательства); 3) переплетение ролей и статусов (мужа, жены, ребенка), с помощью которых осуществляется семейная жизнь.
Несмотря на то, что институты и социальные группы являются различными научными понятиями, они не отделимы друг от друга. Институт, будучи совокупностью взаимосвязей и систем поведения, определяется потребностями людей, формируя нормы и ценности социальной жизни. Именно люди с помощью институционных норм организуют себя в группы и ассоциации, осуществляя взаимосвязь на практике.
Таким образом, в каждый институт входит множество групп и ассоциаций, определяющих институциональное поведение. Например, институт семьи является совокупностью определенных связей, норм и ролей, которые на практике проявляются в деятельности малых групп (конкретных семей). Институт образования реализуется через коллективы школ и других учебных заведений, которые также относятся к определенным социальным группам. Церковь считается институтом, а прихожане отдельной церкви – ассоциацией. Следовательно, институты, социальные группы и ассоциации взаимосвязаны между собой и их нельзя полностью отделять друг от друга.
Процесс образования социального института (институ-ционализации) состоит из нескольких последовательных этапов:
1) возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;
2) формирование общих целей;
3) появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия;
4) появление процедур связанных с нормами и прави-лами;
5) институционализация норм и правил, процедур, то есть их принятие и практическое применение;
6) установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;
7) создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключений членов института.
Любой социальный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность. Наиболее важными социальными институтами являются семейные, политические, экономические, образовательные и религиозные. Институт семьи и брака содержит институты отцовства и материнства, побратимства, наследования, имянаречения и др. Институт политики содержит институты президентства, монархии, парламента, судов, правоохранительных органов и др. Институт экономики содержит институты рынка, торговли, банковского дела, маркетинга и др. Институт образования содержит институты науки, музеев, спорта, театров, библиотечного дела и др. Институт религии содержит институты крещения, исповеди, монашества и др.
В большинстве примитивных обществ, например в племенах Центральной Африки, среди народов Севера семья является единственным реальным функционирующим институтом. Все вопросы распределения власти, продуктов, и других ценных ресурсов решаются семейно. При переходе к более сложным культурам начинают выделяться остальные социальные институты. Следовательно, основой всех социальных институтов является семья. На ее примере четко прослеживается процесс институционализации. Именно в семье появился первый в истории вид социальных норм, под которым понимается запрет кровосмешения, грозивший человеческому роду генетическим вырождением. Постепенно сформировались функции семьи: 1) репродуктивная – биологическое воспроизводство населения; 2) воспитательная – социализация молодого поколения; 3) экономическая – жизнеобеспечение несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества; 4) эмоциональная – психологическая защита, поддержка; 5) статусная – предоставление определенного положения членам семьи.
В современном обществе существует следующая типология семей. Семьи различают, во-первых, по структуре: нуклеарная, или супружеская семья, в которую входят муж, жена и их дети; родственная, или расширенная семья, под которой понимают клан родственников вместе с их супругами и детьми.
Во-вторых, семьи различают по форме брака: моногамия, то есть брак одного мужчины с одной женщиной; полигамия, когда в браке находятся более двух партнеров.
В-третьих, семьи различают по распределению ролей: традиционная, или патриархальная, когда в семье живут несколько поколений; нетрадиционная, или эксплуататорская, когда роль лидера отводится мужчине, а за женщиной сохраняется «исключительное право» на домашний труд; эгалитарная, когда домашние обязанности между членами семьи распределяются справедливо и пропорционально, совместно обсуждаются проблемы и принимаются решения.
Социологи Т.Парсонс, Р.Бейлз, Ф.Шилз утверждают, что «… в более развитых обществах не структура родства, а социальные институты, такие, как государство, церковь, бизнес, университеты и профессиональные организации, играют решающую роль».
Каждый социальный институт имеет как специфические, так и общие признаки, которые рассмотрены в таблице.
Признаки главных социальных институтов представлены в таблице 4.
Таблица 4
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Семья | Государство | Бизнес | Образование | Религия |
- Тема 1. Социология – наука об обществе
- 1.1. Место социологии в системе гуманитарных наук
- 1.2. Уровни социологического знания
- 1.3. Функции и методы социологического знания
- Тема 2. Становление социологии как науки
- 2.1. Возникновение социологии как науки
- 2.2. Социологические теории второй половины хх в.
- 2.3. Основные направления развития социологической мысли в России (XIX – XX вв.)
- Тема 3. Общество как социальная система
- 3.1. Структурные элементы и типология обществ
- 3.2. Социальный институт как основа функционирования общества
- 1. Установки и образцы поведения
- 3.3. Общество и процессы глобализации
- Тема 4. Социальные группы и организации
- 4.1. Социальные группы, их структура, динамика и функции
- 4.2. Социальные организации и их основные черты
- 4.3. Формальные и неформальные организации.
- Тема 5 . Социальная стратификация
- 5.1. Социальное неравенство и социальные классы
- 5.2. Измерения и модели социальной стратификации
- 5.3. Процесс социальной мобильности
- Тема 6. Социальные взаимодействия
- 6.1. Формирование первичных социальных взаимосвязей
- 6.2. Социальные взаимодействия: понятие, типология
- 6.3. Социальный контроль и девиация
- Тема 7. Личность и социализация
- 7.1. Понятие и структура личности. Теории личности в социологии
- 7.2. Процесс социализации личности
- 7.3. Личность в системе социальных связей
- Тема 8. Культура и общество
- 8.1. Культура как социальное явление
- 8.2.Основные компоненты культуры
- 8.3. Формы и виды культуры
- Тема 9. Социальный прогресс и развитие общества
- 9.1. Социальные изменения и социальное развитие. Концепции социального прогресса
- 9.2. Социальный конфликт и социальные изменения
- 9.3. Россия в мировом сообществе