8.2.Основные компоненты культуры
Самая мелкая, далее неделимая единица культуры называется элементом культуры. В материальной культуре таким элементом будет какой-то глубже неделимый предмет, например, гайка, в нематериальной - рукопожатие как составляющая ритуала приветствия. Таких единиц в любой культуре можно насчитать тысячи и тысячи.
Как правило, элементы культуры не существуют самостоятельно, без связи с другими элементами, обычно многие элементы культуры связаны между собой. Совокупность культурных элементов, возникших на базе какого-то исходного элемента и функционально с ним связанных, называется культурным комплексом. Например, спортивная игра (футбол) является культурным комплексом. В него входят как материальные элементы (мяч, ворота), так и нематериальные (правила игры, этика судейства). Объединение нескольких культурных комплексов создает культурный институт (семья, школа). Например, институт брака включает в себя культурные комплексы знакомства и ухаживания, венчания, свадьбы и т.д.
Среди культурных элементов особо выделяются основные, или базисные, элементы. К базисным элементам духовной культуры относятся:
язык;
ценность;
культурная норма.
Язык – понятийно-логический и знаково-символический аппарат, который присущ мировосприятию того или иного народа. Все люди осваивают мир, осмысливают, фиксируют его элементы и изменения, с ними происходящие, как-то по-своему, немного не так, как другие. Человек через понятийно-логический аппарат структурирует и воспринимает окружающий мир. Именно язык является самым емким, доступным, точным способом передачи культуры от человека к человеку, иных способов пока не найдено.
В фундаменте культуры лежат ценности. Разные культуры различаются в первую очередь разным набором ценностей. В этом наборе выделяются базисные ценности, которые определяют содержание культуры и образ жизни ее носителей. Функция базисных ценностей - защита и сохранение целостности социальной группы - носителя данной культуры (патриотизм, вера в Бога и т.д.).
Противоположность (или несовместимость) базовых ценностей препятствует взаимодействию культур, восприятию даже небазовых ценностей и моделей поведения. Например, работа женщин на производстве или участие в общественной жизни является совершенно нормальным явлением в жизни европейских стран, в России, США и др., но осуждается в большинстве мусульманских стран, поскольку такая европейская базовая ценность, как равенство полов, противоречит фундаментальным ценностям ислама.
Но есть ценности, общие для всех культур и народов, так называемые общечеловеческие (уважение к старшим, забота о детях и т.д.). Именно на основе таких ценностей возможно взаимодействие и взаимообогащение культур, культурная ассимиляция.
Ценностью называется любой объект, способный удовлетворить общественную или индивидуальную потребность. В систему ценностей социального субъекта могут входить следующие ценности:
смысложизненные (представления о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни и т.д.);
универсальные, которые, в свою очередь подразделяются на:
а) витальные (жизнь, здоровье, личная безопасность, благосостояние, семья, образование, квалификация и т.д..);
б) общественного признания (высокое социальное поло-жение, трудолюбие и т.д.);
в) межличностного общения (честность, доброжелатель-ность, бескорыстие и т.д.);
г) демократические (свобода слова, совести, националь-ный суверенитет и т.д.);
партикулярные (привязанность к “малой Родине”, семье, а также всякого рода фетишизмы (вера в богов, стремление к идеалам и т.д.).
Система ценностей крайне важна для человека: ценностная установка представляет собой своеобразную программу деятельности и общения, связанную с выбором вариантов поведения, которые сделали бы эту деятельность и общение успешными. Ценностные установки вырабатываются обществом в процессе общественно-исторической деятельности и передаются индивидами и последующими поколениями в процессе обучения, воспитания и т.д. Они ориентируют человека в социальной действительности, направляют и стимулируют его деятельность. Процесс усвоения ценностей происходит в ходе социализации личности.
Ценности являются основаниями социальных оценок, т.е. разделяемых большинством людей представлений о том, что есть добро, красота, справедливость, счастье и т.д. Ценности указывают на то, что есть самое важное в культуре, что должно уважаться и сохраняться.
Способом закрепления и сохранения самих культурных ценностей выступают нормы культуры.
Культурная норма – это правило, образец, стандарт должного поведения в соответствии с общепринятыми ценностями.
Норма служит главным образом для регуляции поведения людей. В нормах содержится требование поступать определённым образом, их исполнение и предписание обеспечиваются разными формами принуждения, начиная с общественного и кончая государственными.
Совокупность норм образует нормативную систему.
К основным типам нормативных систем можно отнести: обычай, мораль, религию, право.
Остановимся подробнее на обычае и морали.
Обычай есть стихийно сложившийся, привычный, стереотипный способ поведения людей. Он регламентирует поведение членов группы, укрепляет групповую сплоченность, приобщает индивида к социальному и культурному опыту группы.
Примерами обычаев являются свадьба, празднование Нового года, хождение в гости и т.д. Соблюдение норм обычая обеспечивается силой общественного мнения группы – мы ведем себя так, как предписывает обычай, не задаваясь вопросом почему следует вести себя именно таким образом, а не иначе. Реализация обычных норм часто выражается в обрядах и ритуалах – строго определенной последовательности символических действий, воплощающих те или иные социальные явления.
Обряды сопровождают самые важные моменты в жизни человека - рождение (крещение, внесение новорожденного в специальные книги записи актов гражданского состояния), взросление (инициация), создание семьи (венчание или регистрация брака), смерть (гражданская панихида, отпевание, погребение). Социальный смысл обряда состоит в способствовании лучшему усвоению индивидом групповых ценностей и норм, а сила обряда заключается в его эмоционально-психологическом воздействии на личность. На это направлена эстетическая сторона обряда – музыка, песни, танцы, выразительные жесты и т.д., сопровождающие ритуальные действия.
Обрядность связана не только с религией. Фактически обрядовые (ритуальные) действия распространены во всех сферах социальной действительности: воинская присяга, посвящение в студенты, открытие памятника, инаугурация президента и т.п.
Разновидностью обычая являются нравы.
Нравы - особо значимые для группы высокочтимые обычаи, имеющие моральное значение.
Слово “нравы” (mores) также древнеримского происхождения, оно означало “священный обычай”. Именно от него происходит понятие морали.
Мораль (нравственность) – совокупность культурных норм, в основе которых лежат присущие данной культуре идеалы добра, справедливости, честности и т.д.
Например, обычай праздновать день рождения не относится к нравам, а обычай гостеприимства – относится.
Особой формой нравов является табу - абсолютный запрет, накладываемый на какое-либо действие, предмет, слово. Табуирование (процесс наложение табу) было широко распространено в архаичных обществах, оно оберегало группу от разных опасностей. Но и в современных культурах табу не исчезло. Табуированию подвергаются отдельные стороны кровнородственных отношений - например, запрет на инцест (брачные и сексуальные связи с родственниками), процесс питания – запрет на каннибализм, запрет на употребление свинины у евреев и мусульман и др.
Обычай, сохраняющийся и передающийся из поколения в поколение, называется традицией (от лат. tradicio - передача, предание).
Традиция - это способ воспроизводства, процесс передачи (трансляции) от одного поколения к другому основного содержания культуры - ценностей и норм.
Традиции сохраняют все самое ценное в культуре. Механизмами такой передачи являются фольклор, т.е. изустное предание, и имитация, т.е. повторение образца поведения. Адекватность достигается путем многократного повтора имитируемых действий, и в этом велика роль ритуалов.
В доиндустриальных обществах большинство, а в дописьменных все содержание культуры передавалось через традиции. С изобретением книгопечатания, созданием библиотек, университетов, изобретением радио, телевидения, т.е. созданием принципиально новых носителей информации в результате технического прогресса культурное значение традиций в жизни общества стало уменьшаться. Если в догосударственных обществах обычай выступал в качестве основной формы регулирования поведения людей, то в дальнейшем по мере развития общества, основную роль стали играть институциализированные системы, например, право.
Значение традиций для жизни общества огромно. В обществе они играют роль, подобно наследственности в живом организме. И как нарушения в аппарате наследственности могут привести к гибели организма, так и культурные разрушения и утраты могут привести к деградации общества. Традиции аккумулируют культурный опыт всех предшествующих поколений и передают его потомкам, что позволяет им строить свою жизнь не с нуля, а с того места, где остановились предки.
Прерывание культурной традиции (в результате природных катастроф или войн) ведет общество к упадку. Утрата традиций означает потерю социально-исторической памяти, в результате чего народ перестает ощущать себя субъектом истории, подобно тому, как человек, потерявший память, перестает ощущать себя личностью.
- Тема 1. Социология – наука об обществе
- 1.1. Место социологии в системе гуманитарных наук
- 1.2. Уровни социологического знания
- 1.3. Функции и методы социологического знания
- Тема 2. Становление социологии как науки
- 2.1. Возникновение социологии как науки
- 2.2. Социологические теории второй половины хх в.
- 2.3. Основные направления развития социологической мысли в России (XIX – XX вв.)
- Тема 3. Общество как социальная система
- 3.1. Структурные элементы и типология обществ
- 3.2. Социальный институт как основа функционирования общества
- 1. Установки и образцы поведения
- 3.3. Общество и процессы глобализации
- Тема 4. Социальные группы и организации
- 4.1. Социальные группы, их структура, динамика и функции
- 4.2. Социальные организации и их основные черты
- 4.3. Формальные и неформальные организации.
- Тема 5 . Социальная стратификация
- 5.1. Социальное неравенство и социальные классы
- 5.2. Измерения и модели социальной стратификации
- 5.3. Процесс социальной мобильности
- Тема 6. Социальные взаимодействия
- 6.1. Формирование первичных социальных взаимосвязей
- 6.2. Социальные взаимодействия: понятие, типология
- 6.3. Социальный контроль и девиация
- Тема 7. Личность и социализация
- 7.1. Понятие и структура личности. Теории личности в социологии
- 7.2. Процесс социализации личности
- 7.3. Личность в системе социальных связей
- Тема 8. Культура и общество
- 8.1. Культура как социальное явление
- 8.2.Основные компоненты культуры
- 8.3. Формы и виды культуры
- Тема 9. Социальный прогресс и развитие общества
- 9.1. Социальные изменения и социальное развитие. Концепции социального прогресса
- 9.2. Социальный конфликт и социальные изменения
- 9.3. Россия в мировом сообществе