4.3. Формальные и неформальные организации.
Бюрократизация как черта формальных организаций
Как известно, в социологии существуют различные подходы к определению и пониманию сущности организаций. Аналогичная ситуация наблюдается и при типологизации организаций. Так, например, Н.Смелзер выделяет среди организаций добровольные ассоциации, тотальные учреждения и бюрократии, в то время как в российской социологической науке и практике традиционно принято различать, прежде всего, формальные и неформальные организации. Основанием для такого разграничения служит степень формализации существующих в них связей, взаимодействий и отношений. Отсюда видно, что большинство существующих организаций – формальные, в частности, в их число входят упоминавшиеся ранее родильные дома, больницы, школы, магазины, фабрики, государственные учреждения и многие другие.
Современные организации, и, прежде всего формальные, невозможны без особого вида деятельности – управленческой, направленной на преобразование различных сторон жизни организации. Эта деятельность крайне многообразна и противоречива. О ее сложности, в частности, говорит тот факт, что на практике принято и используется множество концепций управления. Исследователи в настоящее время не имеют единого мнения относительно сущности управленческого процесса и функций управления.
Однако все исследователи организаций сходятся в том, что основу управления составляет достижение целей организации оптимальными средствами. Практика показывает, оптимальность достижения целей достигается путем создания в рамках организации специального органа, который реализует управленческое воздействие и непосредственно не включен в процесс производства продукта, а находится как бы над ним. Например, руководство – администрация экскаваторного завода, должно контролировать деятельность всех цехов и подразделений предприятия, не выполняя их функции.
В самом общем виде процесс управления представляется как совокупность действий особого органа организации, ориентированных на изменение существующего состояния организации или ее частей в направлении достижения целей и баланса организации с внешней средой.
Задачей управления является удержание в допустимых пределах контролируемых параметров, т.е. действий отдельных подразделений организации и организации как единого целого в направлении достижения поставленных целей. Воздействие на контролируемые параметры осуществляется посредством изменения ситуации или с помощью стимулов. Для решения этой задачи руководители должны ориентироваться не только на контролируемые параметры управляемого объекта, но и на взаимоотношения этого подразделения или организации в целом с внешней средой.
Вопрос управления в организациях напрямую связан с проблемой бюрократизации организаций.
Важнейшей чертой всех современных формальных организаций является их бюрократизация. Термин «бюрократия» (от фр. bureau – бюро, канцелярия и греч. kratos – власть), появившийся в XVIII веке, означает власть чиновников. Вначале он применялся лишь в отношении к правительственным учреждениям, но постепенно значение его расширилось и его стали применять к любым большим организациям.
В литературе можно встретить крайние точки зрения на это социальное явление. В одном случае, оно имеет негативную окраску и ассоциируется, прежде всего, с волокитой, неэффективностью и расточительством, в то время как в другом – рассматривается как явление позитивное, представляющее собой образчик тщательности, точности и эффективности административного управления. Более взвешенный подход к характеристике и оценке бюрократии продемонстрировал М.Вебер. По его мнению, распространение бюрократии в обществе естественно и закономерно, поскольку это единственный способ адекватно ответить на вызовы времени, на постоянно усложняющуюся общественную жизнь. Это можно проиллюстрировать на следующем примере: появление монополий вызывает необходимость оказания поддержки свободной конкуренции, как следствие – появляются контролирующие органы, представляющие собой новые бюрократические организации.
Для описания характерных особенностей бюрократии, Вебер использовал ее идеальный тип, или модель. Как известно, модель никогда не соответствует в точности специфической ситуации реального мира, но она дает возможность обобщить социальное явление. Вебер выделил следующие основные черты идеальной бюрократии.
1. Наличие иерархии власти, при которой задачи в организации распределяются как «служебные обязанности». Бюрократия имеет вид пирамиды, в которой положение, означающее высшую власть, соответствует вершине. Существует «цепочка управления» от вершины к основанию, которая позволяет принимать скоординированные решения. Каждый более высокий слой руководит и контролирует слой, на ступень ниже его в иерархии.
2. Установленные правила определяют поведение должностных лиц на всех уровнях организации.
3. Должностные лица заняты полный рабочий день и получают должностной оклад. Каждое рабочее место в иерархии подразумевает определенную заработную плату. Ожидается, что индивид будет делать карьеру в организации. Продвижение осуществляется на основе способностей, старшинства или смеси того и другого.
4. Существует разделение между обязанностями должностных лиц внутри организации и его жизнью вне ее.
5. Никто из членов организации не владеет материальными ресурсами, которыми распоряжается.
Все это, вместе взятое, по мнению Вебера, делает поведение сотрудников организации предсказуемым, помогает руководству координировать деятельность работников, что, в свою очередь, способствует повышению эффективности труда. Вебер полагал, что чем ближе организация к идеальному типу бюрократии, тем более эффективно она может справляться с задачами, для решения которых она была создана. В тоже время он признавал, что бюрократия создает проблему «канцелярщины», допускал, что бюрократические процедуры утомительны и препятствуют применению творческих способностей.
Некоторые исследователи посчитали концепцию Вебера относительно бюрократии слишком упрощенной. Она, будучи идеальной моделью, предполагала, что те, кто руководит бюрократией, ясно осознают ее цели и осуществляют их разумным способом, но реальная жизнь, как известно, гораздо сложнее. В качестве противовеса и компенсации недостатков формальных организаций в обществе возникают и функционируют неформальные организации. К их числу относят добровольные объединения, благотворительные организации и организации взаимопомощи. Наиболее показательны, в этом смысле, по мнению Энтони Гидденса, именно организации взаимопомощи, разительно контрастирующие с бюрократическими системами.
За последние сто лет число и разнообразие групп взаимопомощи значительно возросло. Появились ассоциации домовладельцев, анонимных алкоголиков, группы реабилитации наркоманов и множество других. У некоторых из них уже столетняя история, другие возникли совсем недавно.
Группы взаимопомощи образуют люди, находящиеся в одинаковом положении, и собирающиеся вместе, чтобы оказать друг другу помощь в реализации общих интересов или чтобы справиться с общими проблемами. Такие группы, как правило, неиерархические; в них отсутствует фиксированные должности, связываемые с бюрократиями. Членство в группах зачастую непостоянное; члены группы могут посетить одно или несколько собраний, а затем покинуть группу. Обычно эти группы зависят от членских взносов или пожертвований и не имеют фиксированных видов дохода. Если существуют оплачиваемые функционеры, то их заработок, как правило, мал по сравнению с заработками их коллег в ортодоксальных организациях. Членов неформальной группы обычно связывают некие моральные принципы.
Таким образом, подводя итог, необходимо подчеркнуть, что в сложных обществах возникает потребность в создании многих организаций или больших вторичных групп, образуемых для достижения определенных целей.
Среди всех компонентов внутренней структуры организации особое место занимают цели, так как ради их достижения и осуществляется вся ее деятельность. Организация, не имеющая цели, бессмысленна. Не менее важным компонентом организации является ее социальная структура, представляющая собой систему упорядоченных определенным образом позиций членов организации, включающая в себя совокупность взаимосвязанных ролей, упорядоченных взаимоотношений между членами организации, в первую очередь отношений власти и подчинения.
Отличительной чертой всех современных формальных организаций является их бюрократизация. Бюрократии представляют собой особую систему управления, для которой характерно разделение ролей и иерархия власти.
Вопреки многочисленным недостаткам, присущим бюрократии, многие исследователи считают, что без нее невозможно существование современного общества, поэтому в будущем следует ожидаеть ее дальнейшего расширения.
В качестве противовеса и компенсации недостатков формальных, бюрократических организаций в обществе возникают и функционируют неформальные организации. К их числу относят добровольные объединения, благотворительные организации и организации взаимопомощи.
- Тема 1. Социология – наука об обществе
- 1.1. Место социологии в системе гуманитарных наук
- 1.2. Уровни социологического знания
- 1.3. Функции и методы социологического знания
- Тема 2. Становление социологии как науки
- 2.1. Возникновение социологии как науки
- 2.2. Социологические теории второй половины хх в.
- 2.3. Основные направления развития социологической мысли в России (XIX – XX вв.)
- Тема 3. Общество как социальная система
- 3.1. Структурные элементы и типология обществ
- 3.2. Социальный институт как основа функционирования общества
- 1. Установки и образцы поведения
- 3.3. Общество и процессы глобализации
- Тема 4. Социальные группы и организации
- 4.1. Социальные группы, их структура, динамика и функции
- 4.2. Социальные организации и их основные черты
- 4.3. Формальные и неформальные организации.
- Тема 5 . Социальная стратификация
- 5.1. Социальное неравенство и социальные классы
- 5.2. Измерения и модели социальной стратификации
- 5.3. Процесс социальной мобильности
- Тема 6. Социальные взаимодействия
- 6.1. Формирование первичных социальных взаимосвязей
- 6.2. Социальные взаимодействия: понятие, типология
- 6.3. Социальный контроль и девиация
- Тема 7. Личность и социализация
- 7.1. Понятие и структура личности. Теории личности в социологии
- 7.2. Процесс социализации личности
- 7.3. Личность в системе социальных связей
- Тема 8. Культура и общество
- 8.1. Культура как социальное явление
- 8.2.Основные компоненты культуры
- 8.3. Формы и виды культуры
- Тема 9. Социальный прогресс и развитие общества
- 9.1. Социальные изменения и социальное развитие. Концепции социального прогресса
- 9.2. Социальный конфликт и социальные изменения
- 9.3. Россия в мировом сообществе