logo
Материалы для изучения социологии / Учебники / Социология

8.3. Формы и виды культуры

Говоря о культуре, мы имеем в виду культуру всего общества. Конечно, “культуры вообще”, как и “общества вообще” в действительности не бывает – общество сложно структурировано, состоит из различных групп и слоев, чьи культурные запросы и проявления различны.

В зависимости от того, кто производит культурные образцы, каков уровень элементов культуры и какая группа является её носителем, различают три формы культуры: элитарную, народную и массовую.

Элитарная культура создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, так называемую серьезную музыку и высокоинтеллектуальную литературу. Элитарная или “высокая” культура, например, живопись или музыка, трудна для понимания неподготовленного человека. Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека, а круг её потребителей – высокообразованная часть общества. Когда уровень культуры населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется, в этом состоит высокая роль элитарной культуры – поднимать общий уровень культуры членов общества.

Народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Народную культуру называют любительской (по происхождению, так как по уровню исполнительского мастерства она может быть очень высокой) и коллективной. Она включает мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни, танцы. По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды, предания, былины), групповыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные шествия). Ещё одно название народного творчества – фольклор. Фольклор локализован, т.е. тесно связан с традициями данной местности, и демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие.

Массовая культура создается профессиональными авторами и распространяется с помощью средств массовой информации. Время ее появления - середина XX в., когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение, разные виды аудиозаписи, видеозапись) сделали доступными массовые образцы культуры для всех социальных слоев общества. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Примерами массовой культуры служат популярная и эстрадная музыка, цирк, любовно-сексуальные романы, триллеры, газетные “сенсации” и т.д. Они понятны и доступны всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования. Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная, произведения её живут меньше и быстро забываются. Но массовая культура имеет авторский характер и у нее самая широкая аудитория, она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие, именно поэтому образцы массовой культуры, так называемые шлягеры, быстро, теряют актуальность, устаревают, выходят из моды, вытесняются новыми. С произведениями элитарной и народной культуры подобного не происходит. Поп-культура – сленговое название массовой культуры, а китч – массовая культурная продукция, рассчитанная на внешний эффект – её разновидность.

Помимо этих трех уровней в культуре общества можно выделить ряд ее разновидностей по отдельным социальным группам. В связи с этим социологи употребляют понятия “доминирующая культура” и “субкультура”.

Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества, называется доминирующей культурой.

Поскольку общество распадается на множество социальных групп - национальных, демографических, социальных, профессиональных, - постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т.е. система ценностей и правил поведения. Малые культурные миры получили название субкультур.

Субкультура - часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе.

В нашей культуре можно выделить молодежную субкультуру, субкультуру национальных меньшинств, профессиональные субкультуры и т.д. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, стилем одежды, обычаями и т.д. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре: при всех культурных различиях базовые ценности субкультуры и общей культуры остаются едиными. У каждого поколения и каждой социальной группы свой культурный мир: обеспеченные люди или представители среднего класса отличаются поведением от людей из низших классов, они имеют разные культурные запросы, по-разному проводят свободное время, по-разному реагируют на события общественной жизни, но в целом наиболее общие, базисные ценности остаются одинаковыми для всех субкультур данного общества.

Рассмотрим более подробно молодежную субкультуру. Молодежная субкультура является одной из важнейших характеристик жизни молодежи. Определенные черты молодежной субкультуры носят временной характер, связаны с возрастными особенностями, другие же отражают специфику того или иного поколения.

Молодежная субкультура – культура определенной возрастной популяции, обладающей общностью стиля жизни, поведения, групповых стереотипов. Субкультура включает принятые в данном сообществе вкусы, суждения, знания, язык, манеру поведения.

Феномен молодежных субкультур связан с попытками разрешения молодежью коллективно переживаемых проблем, являющихся результатом противоречий, кризисов в обществе – такова одна из распространенных идей в западной науке о молодежи. Во многих работах фиксируются внешние условия кризисов: неполные семьи, безработица и т.д., однако, в данное время типология кризисов пока не построена.

Многие авторы делают вывод о том, что одной из важнейших характеристик молодежных субкультур является гедонизм – стремление к получению максимально сильных и приятных ощущений. Проявление гедонистических тенденций разнообразны – употребление наркотиков, особенности сексуального поведения, ведущая роль развлечений и т.д. Практически для всех молодежных объединений и у нас, и на Западе характерно неосознанное противопоставление рационалистическому познанию, восприятие мира посредством чувств.

Молодежную культуру отличает:

- то, что это, во-первых, скорее культура досуга, а не работы;

- во-вторых, в ее рамках социальные отношения организованы не вокруг семьи или отдельных друзей, а вокруг равных групп;

- в-третьих, предметом особого внимания молодежных групп является стиль.

Молодежная культура может рассматриваться в качестве общего феномена. Вместе с тем, она состоит из очевидно отличающихся культур, дифференцированных в соответствии с полом, классом или этнической принадлежностью. Наиболее важной проблемой социологии молодежных культур является отношение между ними и родительской или господствующей культурой. Хотя для многих молодых людей характерен конформизм (принятие господствующих норм), некоторые молодежные культуры, например культуры бритоголовых или панков, отличаются нонконформизмом. Большая часть этих культур является культурами рабочего класса, часто предполагая определенную трансформацию элементов родительской или господствующей культуры в элементы культуры оппозиционной. Говоря о молодежной субкультуре в нашей стране, необходимо учитывать:

1) наличие существенных национальных и региональных различий, что затрудняет выявление общих закономерностей функционирования молодежной субкультуры;

2) специфику кризисного состояния общества, когда массовое сознание всех социальных групп отличается неустойчивостью, размытостью, нетерпимостью, сопряженной с социальной апатией. И в этом смысле молодежная субкультура есть зеркало “взрослого мира вещей и отношений”.

Одновременно возможно существование таких субкультур, ценности и нормы которых существенно отличаются от общепринятых и получили наименование контркультуры.

Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но и противостоит ей, находится в конфликте с государственными ценностями. Например, субкультура преступного мира. Ей присущи все важнейшие признаки культуры: язык, ценности, и нормы, мало отличающиеся от общепринятых (но обязательные для исполнения только по отношению к “своим”, на посторонних они не распространяются), своя система рангов и статусов, свое искусство (“блатные” песни например).

Следует отметить, что культура выступает средством собирания, сохранения и передачи человеческого опыта. Это назначение культуры реализуется через ряд функций:

1. Человекотворческая, или гуманистическая функция культуры выражается в развитии потенциала человека во всех формах его жизнедеятельности.

2. Гносеологическая (познавательная) функция выражается в том, что культура является средством познания и самопознания общества, социальной группы и отдельного человека.

3. Информационная, или функция трансляции социального опыта, которая среди прочего обеспечивает связь времен, поколений данного общества.

4. Коммуникативная – функция социального общения, обеспечивающая адекватность взаимопонимания членов общества.

5. Ценностно-ориентационная функция культуры выражается в том, что культура задает определенную систему жизненных ценностей, единую для всех в данном обществе, в которой живет и на которые ориентируется человек.

6. Нормативно-регулирующая функция культуры проявляется в том, что она становится способом социального контроля: в процессе социализации ценности, идеалы, нормы и образцы поведения становятся частью самосознания личности, формируя и регулируя ее поведение. Культура в целом определяет рамки, в которых может и должен действовать человек. Культура регулирует поведение человека в семье, в быту, на производстве, в общественных местах и т.д. потому, что она содержит систему предписаний и запретов.