10. Стадия конфликтных взаимодействий.
Если одна из сторон - конфликтерив начинает агрессивные действия, а вторая выбирает пассивную позицию, то конфликта нет. Конфликт отсутствует также, когда одна из сторон только задумывает конфликтное взаимодействие, т.е. действует в своем воображении, а не в действительности.
В динамике конфликта выделяют три периода, каждый из которых имеет конкретные этапы.
Латентный период (предконфликт) включает следующие этапы: возникновение объективной проблемной ситуации; осознание объективной проблемной ситуации субъектами взаимодействия; попытки сторон разрешить объективную проблемную ситуацию неконфликтными способами; возникновения предконфликтной ситуации.
Возникновение объективной проблемной ситуации. Конфликт порождается объективной проблемной ситуацией, когда возникают противоречия между субъектами (их целями, мотивами, действиями, стремлениями и т.п.). Поскольку противоречий еще не осознано и нет конфликтных действий, то эту ситуацию называют проблемной. Она является результатом действия преимущественно объективных причин.
Объективные противоречивые ситуации, возникающие в процессе деятельности людей, создают возможность возникновения конфликтов, которые становятся реальностью только в сочетании с субъективными факторами. Условия перехода - осознание объективной проблемной ситуации.
Осознание объективной проблемной ситуации. Восприятие действительности как противоречивой, понимание необходимости предпринять какие действия для устранения противоречий составляют содержание данного этапа. Наличие препятствия для реализации интересов способствует тому, что проблемная ситуация воспринимается субъективно, с искажениями. Субъективность восприятия порождается природой психики, социальными различиями участников коммуникации (ценностями, социальными установками, идеалами, интересами). Индивидуальность осознания зависит от уровня знаний, потребностей, других особенностей участников взаимодействия. Чем сложнее ситуация и чем быстрее он развивается, тем больше вероятность ее искажения оппонентами.
Инцидент - это первое столкновение сторон, проба сил, попытка с помощью силы решить проблему в свою пользу. Если привлеченных одной из сторон ресурсов достаточно для соотношения сил в свою пользу, то инцидентом конфликт может и ограничиться. Часто конфликт развивается дальше как череда конфликтных событий, инцидентов. Конфликтные взаимодействия способны видоизменять, усложнять первоначальную структуру конфликта, добавляя новые стимулы для дальнейших действий. Этот процесс можно представить следующим образом: переход от переговоров к борьбе - борьба разжигает эмоции - эмоции увеличивают ошибки восприятия - это ведет к интенсификации борьбы т.д. Такой процесс получил название «эскалация конфликта».
-
Содержание
- Понятие о группе и социальной группе.
- Характерными особенностями группы являются следующие.
- Типы групп.
- Значение ситуации в возникновении конфликта.
- Различия в социальных группах по видам социального контроля
- Дж. Хоманс выделяет шесть аксиоматических положениях (постулатах) теории обмена.
- Ингруппы и аутгруппы, ингрупповой фаворитизм.
- Последствия социального конфликта.
- Социальные стереотипы
- Можно выделить следующие типы причин.
- 10. Стадия конфликтных взаимодействий.
- Малые и большие группы, особенности взаимоотношений.
- Коммуникации в группах.
- Агрессия как основа конфликта.
- Гашение и разрушение конфликта.
- Отношения социальной зависимости и власти.
- Лидерство в группах, его виды и особенности воздействия.
- Cтадия возникновения социального конфликта
- 21.Первичные и Вторичные группы. Основные критерии различий
- 23. Динамические характеристики социальных групп
- 44 Основные функции социального института
- 45.Аудитория как квазигруппа.
- 39.Основные виды толпы
- 35.Характеристики социальных групп.
- 18.Механизмы инфильтрации индивидов в ходе процесса мобильности
- 19. Предпосылки создания теории конфликтов, направления в развитии теории конфликтов
- 29.Гетерогенность и неравенство как базовые характеристики общества
- 31.Маргиналы и их участие в жизни общества
- 32.Понятие о функциональной значимости и функциональной автономии
- 35.Характеристики социальных групп
- 37. Категория как социальная общность.
- 38.Социальная мобильность и индивид
- 41.Бюрократия как социальная общность, основные подходы к изучению
- Раздел 5.
- 46. Этническая структура общества
- 47. Социальные круги, их значение в социальной жизни
- 48. Социальные страты, образование социальных страт
- 49. Социально-классовая структура общества
- 52. Система социального действия в рамках теории структурно-функционального анализа