Можно выделить следующие типы причин.
Наличие противоположных ориентаций. У каждого индивида и социальной группы имеется определенный набор ценностных ориентации относительно наиболее значимых сторон социальной жизни. Все они различаются и обычно противоположны. В момент стремления к удовлетворению потребностей, при наличии блокируемых целей, достичь которых пытаются несколько индивидов или групп, противоположные ценностные ориентации приходят в соприкосновение и могут стать причиной возникновения конфликта.
Идеологические причины. Конфликты, возникающие на почве идеологических разногласий, являются частным случаем конфликта противоположности ориентации. Разница между ними состоит в том, что идеологическая причина конфликта заключается в разном отношении к системе идей, которые оправдывают и узаконивают отношения субординации, доминирования и основополагающие мировоззрения у различных групп общества. В данном случае элементы веры, религиозные, социально-политические устремления становятся катализатором противоречий.
Причины конфликта, заключающиеся в различных формах экономического и социального неравенства. Этот тип причин связан со значительным различием в распределении ценностей (доходов, знаний, информации, элементов культуры и т.п.) между индивидами или группами. Неравенство в распределении ценностей существует повсеместно, но конфликт возникает только при такой величине неравенства, которая расценивается одной из социальных групп как весьма значительная, и только если такое значительное неравенство приводит к блокаде важных социальных потребностей у одной из социальных групп. Возникающая в этом случае социальная напряженность может послужить причиной социального конфликта. Она обусловлена появлением дополнительных потребностей у людей, например потребности обладать одинаковым количеством ценностей.
Причины конфликтов, лежащие в отношениях между элементами социальной структуры, появляются в результате разного места, которое занимают структурные элементы в обществе, организации или упорядоченной социальной группе. Конфликт по этой причине может быть связан, во-первых, с различными целями, преследуемыми отдельными элементами. Например, одна область (административная единица) государства стремится к самостоятельности, а другая (скажем, административный центр), наоборот, пытается не допустить самостоятельности. На этой основе, может развиться конфликт между центром и периферией. Во-вторых, конфликт по этой причине бывает связан с желанием того или иного структурного элемента занять более высокое место в иерархической структуре.
Острота конфликта. Когда говорят об остром социальном конфликте, то прежде всего подразумевают конфликт с высокой интенсивностью социальных столкновений, в результате которых в короткий промежуток времени расходуется большое количество психологических и материальных ресурсов. Для острого конфликта характерны в основном открытые столкновения, которые происходят настолько часто, что сливаются в единое целое.
Острота конфликта в наибольшей степени зависит от социально-психологических характеристик противоборствующих сторон, а также от ситуации, требующей немедленных действий. Другими словами, острота конфликта, обусловлена главным образом внутренними психологическими причинами (например, нетерпение, ярость, ненависть), и в то же время каждая из сторон стремится пополнять свои ресурсы извне. Например, в трамвае два эмоционально настроенных пассажира вступают в острый конфликт. Если посторонние поддерживают одного из них, то конфликт может приобрести еще более острый характер.
Длительность конфликта. Каждый индивид в своей жизни неизбежно сталкивается с конфликтами разной длительности (.проходит разное время от возникновения конфликта до его разрешения). Это может быть короткая, длящаяся несколько минут стычка между начальником и подчиненным, а может быть и противостояние различных религиозных групп, длящееся на протяжении жизни нескольких поколений. Длительность конфликта имеет большое значение для противоборствующих групп и социальных систем. Прежде всего, от нее зависит величина и стойкость изменений в группах и системах, являющиеся результатом расходования ресурсов в конфликтных столкновениях. Кроме того, в длительных конфликтах увеличивается расходование эмоциональной энергии и повышается вероятность возникновения нового конфликта из-за накопленных обид, неотомщенных действий, а также из-за разбалансировки социальных систем, отсутствия равновесия в них.
- Понятие о группе и социальной группе.
- Характерными особенностями группы являются следующие.
- Типы групп.
- Значение ситуации в возникновении конфликта.
- Различия в социальных группах по видам социального контроля
- Дж. Хоманс выделяет шесть аксиоматических положениях (постулатах) теории обмена.
- Ингруппы и аутгруппы, ингрупповой фаворитизм.
- Последствия социального конфликта.
- Социальные стереотипы
- Можно выделить следующие типы причин.
- 10. Стадия конфликтных взаимодействий.
- Малые и большие группы, особенности взаимоотношений.
- Коммуникации в группах.
- Агрессия как основа конфликта.
- Гашение и разрушение конфликта.
- Отношения социальной зависимости и власти.
- Лидерство в группах, его виды и особенности воздействия.
- Cтадия возникновения социального конфликта
- 21.Первичные и Вторичные группы. Основные критерии различий
- 23. Динамические характеристики социальных групп
- 44 Основные функции социального института
- 45.Аудитория как квазигруппа.
- 39.Основные виды толпы
- 35.Характеристики социальных групп.
- 18.Механизмы инфильтрации индивидов в ходе процесса мобильности
- 19. Предпосылки создания теории конфликтов, направления в развитии теории конфликтов
- 29.Гетерогенность и неравенство как базовые характеристики общества
- 31.Маргиналы и их участие в жизни общества
- 32.Понятие о функциональной значимости и функциональной автономии
- 35.Характеристики социальных групп
- 37. Категория как социальная общность.
- 38.Социальная мобильность и индивид
- 41.Бюрократия как социальная общность, основные подходы к изучению
- Раздел 5.
- 46. Этническая структура общества
- 47. Социальные круги, их значение в социальной жизни
- 48. Социальные страты, образование социальных страт
- 49. Социально-классовая структура общества
- 52. Система социального действия в рамках теории структурно-функционального анализа