17. Понятие «риторики» в деловых коммуникациях. Средства воздействия на слушателя
В настоящее время термин «риторика» употребляется в узком и широком смыслах. Риторика (в узком смысле) - это обозначение филологической дисциплины, изучающей теорию красноречия, способы построения выразительной речи во всех областях речевой деятельности. Риторику (в широком смысле) называют неориторикой или общей риторикой. Ее быстрое и продуктивное развитие вызвано появлением новых языковедческих наук - лингвистики текста, семиотики, герменевтики, теории речевой деятельности, психолингвистики. Неориторика занимается поиском путей практического применения этих дисциплин, разрабатывается на стыке языкознания, теории литературы, логики, философии, этики, эстетики, психологии.
Деловая риторика - это наука и искусство убедительной и эффективной речи в различных видах (или жанрах) делового общения. В качестве объекта изучения данной дисциплины выступают устные и письменные жанры служебного контакта, такие, как доклад на собрании, переговоры, договор, заявление, приказ и т. д.
Для специалиста по управлению, коммерсанта достижение этой цели означает обретение важнейшего компонента профессиональной деятельности.
Таким образом, речь, умение общаться, этикет выступают главными «орудиями» создания имиджа делового человека, т. е. самопрезентации, конструирования своего образа для других. Благородный образ гарантирует руководителю, предпринимателю половину успеха и постоянное удовлетворение от работы. Нельзя забывать, что гармоничное общение основано всегда на осознании важности для бытия и соблюдении этических норм, таких, как тактичность, деликатность, уважение чести и достоинства личности, справедливость. Интеллигентность как качество внутренней культуры - терпимое отношение к миру и к людям - неизменно отражается во внешнем поведении, проявляется в обаянии.
В начале своего выступления перед человеком стоит задача сконцентрировать внимание аудитории, наладить контакт, относительную непринужденность в общении с присутствующими. Выступающему нужно овладеть умением создать дружескую и вместе с тем деловую атмосферу. Нужно знать, о чем говорить. Если речь заранее не обдумана и не спланирована, оратор не может чувствовать себя уверенно перед слушателями. В процессе подготовки к выступлению он должен укреплять веру в свою способность управлять аудиторией, тренироваться в овладении конкретными риторическими приемами. В.М. Шепель предлагает следующие способы эффективного воздействия на слушателей.
-эффект первых фраз. Сразу привлечь внимание к себе, как к личности. Например: «я рад(а) встрече с вами».
-эффект квантового выброса информации. Для предупреждения потери внимания аудитории необходимы «россыпи» новизны.
-эффект аргументации, использовать убедительные и доступные для усвоения слушателей доказательства, особенно если доводы связаны со сферой профессиональных интересов присутствующих.
-эффект релаксации. Психологически объединить разных людей в зале, настроить их на сопереживание. Юмор, шутка, острое слово помогут сплотить людей в интеллектуальной деятельности, удержать и усилить их внимание.
-эффект аналога. Если два явления сходны в одном или более отношениях, то они, вероятно, сходны и в других отношениях. Изложение по методу аналогии не следует смешивать с приемом сравнения, хотя цель у них общая: наглядно представить то или иное положение в речи.
-эффект воображения. Мыслительные усилия слушателя при отсутствии должной полноты информации стимулируют предположения, догадки, мечты, фантазии.
-эффект дискуссии. Дискуссия одна из разновидностей спора как словесного состязания. Ее цель добиться истины путем сопоставления различных мнений. Обязательное условие дискуссии наличие проблемы, занимательной для присутствующих, чтобы вовлечь их в обмен мнениями. Из наиболее интересных суждений выстроить общее резюме.
- эффект эллипса. Это пропуск структурно необходимого элемента высказываний, который в данном контексте легко восстанавливается. Это использовал Аркадий Райкин во время выступлений, разговаривая со зрителями, делал паузы, чтобы они сами, домыслив концовку фразы или пропущенные в ней слова и хором их досказывали.
18. Сообщение, его содержание и структура. Письменные сообщения могут включать в себя один или более следующих типов данных: • фактические данные: конкретные и объективные (например, дата, время и место проведения презентации новых стиральных машин, на которую Вас приглашают) • идеи: абстрактные или требующие доказательства объективности (например, описание принципов действия нового поколения стиральных машин, одну из которых Вам предлагают приобрести) • мнения и утверждения: конкретные или абстрактные, объективные или субъективные (например, «Наши новые стиральные машины — лучшие в мире!») • мотивация: передаваемая «энергия», воздействующая на получателя (например, побуждение приобрести стиральную машину) • эмоции: то, что чувствует или выражает отправитель (например, «Мы будем рады встрече с Вами!») Существуют два основных способа усиления воздействия письменного сообщения на получателя: • кодирование сообщения с использованием различных средств передачи на одном канале (например, наряду со словами снабжать брошюру или газетную статью иллюстрациями) • передача сообщения с применением множества каналов (например, сочетать традиционную почтовую рассылку с рассылкой по электронной почте). Основные категории коммуникационных барьеров включают: • Смысловые барьеры: проблемы в понимании смысла или значения сообщения. • Организационные барьеры: проблемы, связанные с удаленностью участников общения друг от друга; со специализацией задач; с различиями в авторитете и статусе общающихся; с собственностью на информацию. • Межличностные барьеры: проблемы психологического климата, системы ценностей и негативных установок участников общения. • Индивидуальные барьеры (физиологические и психологические): проблемы, связанные с индивидуальными особенностями мышления и деятельности, которые могут определяться физическими недостатками, и проблемы, связанные с личными коммуникативными навыками, которые могут определяться психологическими особенностями и состоянием. • Социальные и культурные барьеры: проблемы, связанные с нормами, ценностями и линией поведения определенных групп людей. • Экономические, географические и временные барьеры: проблемы временных и денежных ресурсов, различного местоположения и влияние времени получения сообщения. • Барьеры каналов и средств распространения информации: проблема конфликта между способами и средствами передачи информации (что выбрать). • Технологические барьеры: проблемы использования технологий приема и передачи информации.
- 1.Понятие и сущность делового общения.
- 2.Речь как главное средство общения. Виды делового общения.
- 3.Механизмы воздействия в процессе общения.
- 4 Коммуникативные технологии.
- 6 Структура делового общения. Деловое общение: средства и содержание.
- 8. Формы делового общения Деловая беседа в практике делового общения: определение, значение, формы.
- 5 Межличностные коммуникации. Нисходящие и восходящие коммуникации.
- 7. Стили общения в процессе деловых коммуникаций. Убеждающая модель общения.
- 9. Психологические приемы влияния на партнера. Средства воздействия на слушателя
- 10. Вопросы собеседников и их психологическая сущность. Парирование замечаний собеседников
- 11. Формы делового общения Деловое совещание: цели проведения, подготовка делового совещания.
- 12. Технология проведения делового совещания.
- 13 Формы делового общения Мастерство публичного выступления: грамотность, логичность и эмоциональность. Ошибки подготовки выступления.
- Формы делового общения. Деловое письмо.
- Формы делового общения. Телефонные коммуникации
- 16. Особенности эмоциональной окраски речи в деловом общении.
- 17. Понятие «риторики» в деловых коммуникациях. Средства воздействия на слушателя
- 19. Выступление перед аудиторией. Использование презентации при выступлении.
- 20. Формы делового общения. Деловые переговоры: Определение целей деловых переговоров.
- 21.Методы и стили проведения деловых переговоров
- 22. Организация деловых переговоров - процесс состоящий из этапов:
- 23. Методы:
- 24. Создание благоприятного психологического климата во время переговоров:
- 25. Слушание – главнейший компонент общения: виды и приемы слушания.
- 26. Слушание в деловой коммуникации. Правила эффективного слушания.
- 27. Техника и тактика аргументирования.
- 28.Оценка соглашений, достигнутых в результате переговоров.
- 29.Как подготовить устное выступление? Использование презентации при выступлении.
- 30.Роль невербальных особенностей в процессе установления деловых коммуникаций.
- 31.Основные типы невербальной коммуникации
- 32.Кинестетические особенности невербального общения (жест, мимика, поза).
- 33.Речь и личность, элементы восприятия человека по речевому поведению; индикаторы восприятия психологических составляющих (голос, пространство, время)
- 34. Особенности "языка тела", которые следует учитывать во время деловой коммуникации
- 35.Понятие “личность”. Значение личности в практике делового общения.
- 36.Взаимосвязь типов личности и делового общения.
- 37. Оценка поведения личности в деловом общении. Характеристикаимиджаделовогочеловека.
- 38. Документационное обеспечение делового общения: документирование управленческой деятельности.
- 39. Документационное обеспечение делового общения: общие правила оформления документов.
- 40. Понятие нетворкинга и его основные характеристики.
- 41. Вербальная Межкультурная коммуникация: формы, стили и контексты.
- 42. Невербальная коммуникация: формы и способы.
- 43.Паравербальная коммуникация и ее основные средства для достижения определенных целей и намерений.
- 44.Специфика деловой коммуникации в сетевых сообществах.
- 45) Особенности деловой коммуникации в сетях мобильной связи.
- 46)Деловая коммуникация в блогах.
- 47.Сущность межкультурных различий в деловой коммуникации. Межкультурная дифференциация: когнитивные константы и культурологические модели.
- 48.Взаимосвязь национальной ментальности и некоторых аспектов деловой культуры.
- 49. Невербальная семиотика и ее значение в деловой и межкультурной коммуникации.
- 50. Некоторые аспекты гастрономического этикета и этикета дарения в разных культурах.