30 Коммуникация в организациях
Виды
Вертикальные коммуникации. Этот вид обмена информацией составляет основную часть коммуникационного процесса у руководителей. Составляющие вертикальных коммуникаций следующие: прояснение задач, приоритетов, ожидаемых результатов; обеспечение вовлеченности подчиненных в решение задач; обсуждение проблемы эффективности работы; достижение признания и вознаграждение с целью мотивации; совершенствование и развитие способностей подчиненных; сбор информации о назревающей или реально присутствующей проблеме; оповещение подчиненных о грядущих изменениях; получение сведений об идеях, усовершенствованиях.
Интерактивные (горизонтальные) коммуникации в организациях возникают в процессе взаимодействия с лицами, равными по положению. Они обеспечивают человеку необходимую социальную поддержку.
Самым глав¬ным в межличностных коммуникациях является передача инфор¬мации от одного лица к другому. В процессе межличностной комму¬никации важное значение имеет обратная связь, поскольку она пре¬вращает коммуникационный процесс в двухсторонний.
Составляющие межличностных коммуникаций. Процесс межличностного общения характеризуется множеством составляющих, например, доверие, ожидания, статус, совместимость. Межличностные коммуникации можно рассматривать как нисходящие, восходящие и интерактивные процессы.
Нисходящие коммуникации следует представлять скор как установление межличностных связей. Самая большая проблема, по мнению Ф. Лютенса, заключается в том, что при передаче информации не уделяется должного внима¬ния ее получателю.
Восходящие коммуникации - необходимым условием эффективных восходящих коммуни¬каций является свободный подход, вовлекающий работников в процесс управления и наделяющий их полномочиями.
Искажение информации. Канал неформальных комму¬никаций можно назвать каналом распространения слухов. По дан-ному каналу- связи информация передается намного быстрее, чем по каналам формального сообщения. Слухам приписывается репу-тация неточной информации. Однако, как отмечает известный ис¬следователь коммуникационного процесса К. Дэвис, информация, передаваемая по каналам неформального сообщения, чаще оказы¬вается точной, нежели неточной. Согласно исследованию Дэвиса, 80—99% слухов точны в отношении непротиворечивой информа¬ции о самой организации. Но уровень точности значительно пони-жается, если речь идет о личной или эмоционально окрашенной информации.
По каналам распространения слухов обычно передается инфор¬мация о предстоящем сокращении рабочих мест; о новых мерах по наказаниям за опоздания; об изменениях в структуре организации; о грядущих перемещениях и повышениях; подробно излагается спор двух руководителей на последнем совещании; сообщается, кто кому назначил свидание после рабочего дня.
Благодаря обратной связи, даже при имеющихся искажениях, коммуникация превращается в дорогу с двусторонним движением, а сам процесс приобретает динамику. При этом достаточно, чтобы обратная связь в ее кодовой системе была известна новому получа-телю. Например, порой на какую-то фразу мы можем ответить про¬сто кивком головы.
Достижение современных информационных технологий — уп¬равленческие информационные системы; их задача — оптимизация процессов генерации, обработки и передачи информации. Данные системы включают в себя компьютеры, их программное обеспече-ние, обрабатываемые данные, основной персонал и пользователей.
Многие организации используют новые информационные тех¬нологии для совершенствования процесса внутренних коммуникаций. Примером может служить практика применения внутриор низационных видеоконференций, создание страниц в Интернете доступных всем работникам, формирование адресной сети электронной почты.
Особенности
Вне зависимости от того, к какому именно типу принадлежит та или иная организация, необходимым условием ее существования является координация совместной деятельности работников для достижения поставленных целей. Это требует хорошо отлаженной системы приема, передачи и переработки информации. Для того, чтобы управленческие мероприятия были эффективными, а результат деятельности соответствовал ожиданиям, необходима витая система коммуникаций, обеспечивающая синхронность и точность понимания передаваемого. Основные различия коммуникаций заключаются в их структурных и процессуальных характеристиках.
Структура внутренних коммуникаций. Организационную структуру можно рассматривать как формальную сеть передачи ин-формации, обеспечивающую необходимый уровень эффективнос¬ти. Она определяет принципы разделения труда, структуру и разме-ры подразделений, правила делегирования полномочий.
Выделяют три параметра, характеризующих особенности орга¬низационных структур: степень формализации, сложность, степень централизации.
Социальная структура коммуникаций в организации. Социаль¬но-демографическая структура организации определяется половым, возрастным, этническим составом работников предприятия, уров¬нем их образования, квалификацией, опытом и стажем работы. Вы-деляются гомогенные и гетерогенные типы структур. Эта характеристика оказывает существенное влияние как на производственно - экономическую деятельность предприятия, так и на эффективность и социально-психологический характер взаимоотношений.
Гомогенность организации, т.е. ее однородность по таким признакам, как пол, возраст, уровень образования и пр., являет предпосылкой формирования общности интересов, норм и стереотипов поведения.
Гетерогенные организации часто распадаются на несколько более или менее гомогенных группировок, и формирование психологического единства и целостности оказывается сложным, а порой недостижимым.
Профессиональная структура основана на разделении труда и не¬обходимости согласования, координации реальных действий всех участников совместной деятельности. Таким образом, возникают четыре типа структурных подразделений: административный персонал; производственный персонал, обслуживающий персонал, инженерно-технический персонал.
Неформальная структура организации формируется вследствие личного стремления членов организации к тем или иным контак¬там в рабочей среде на основе действительных функций, выполня¬емых каждым работником, и представляет собой сеть фактически сложившихся отношений между членами данной группы.
Психологическая структура внутренних коммуникаций. Она характеризует роли участников коммуникационного процесса. Правильный, психологически аргумента ванный подбор исполнителей ролей является важным фактор обеспечивающим необходимые потоки информации.
- 16 Основные теории массовых коммуникаций
- 17 Теории массовой коммуникации
- 18 Комуникационные барьеры
- 19 Формы коммуникации
- 20 Устная речевая коммуникация
- 21 Письменная коммуникация
- 22 Невербальная коммуникация
- 23 Уровни коммуникаций
- 24 Профессионально ориентированные коммуникации
- 25 Публичная коммуникация
- 26 Жанры публичной коммуникации
- 27 Межличностная коммуникация
- 28 Коммуникации в малых группах
- 29 Массовая коммуникация
- 30 Коммуникация в организациях