26 Жанры публичной коммуникации
Жанры публичной коммуникации являются вторичными жанрами по отношению к жанрам бытовой сферы общения, их называют риторическими жанрами. Этим жанрам необходимо специально учиться, они предполагают наличие у человека осознанных умений и навыков в области языкового оформления высказывания в соот¬ветствии с ситуацией общения. Владение риторическими жанрами предполагает не только знание норм литературного языка, но и следование этическим нормам речевого поведения, прежде всего — нормам кооперативного общения.
Общество выработало свои правила поведения в определенных социально значимых ситуациях общения. Как правило, они связа¬ны с регламентацией речевого поведения в конфликтных ситуациях общения, например в судебном заседании или парламентском выступлении. Человек постепенно овладевает поведением в раз¬ных жанрах публичного общения, причем сами ситуации публично¬го общения служат ему образцом, поэтому так важно, чтобы социа¬лизация человека проходила на нормативных образцах. Невладение нормами вербального и невербального поведения в социально значимой ситуации общения может привести к коммуникативной неудаче, поставив под сомнение вообще соответствие говорящего социальному статусу, на который он претендует.
Чем шире круг освоенных речевых жанров, тем выше уровень коммуникативной компетенции человека. Это положение актуально и для говорящего, и для слушающего.
В учебной сфере деятельности к жанрам публичного об¬щения относятся объяснение учителя на уроке, педагогический диалог учителя и учеников в ситуации опроса, лекция, семинар, за¬щита курсовой. Основная цель учебного публич¬ного общения — передача знаний и контроль за уровнем знаний.
В научной сфере основными жанрами публичного общения являются научный доклад, научное сообщение на конференции, круглый стол (при наличии слушателей), защита кандидатских и докторских диссертаций на ученом совете (при наличии пригла¬шенных гостей). Основная функция устного научного публичного общения — нахождение научной истины или признание найденной научной истины истиной.
В деловой сфере можно выделить жанры общения, общие для всех субъектов деятельности независимо от сферы трудовой де¬ятельности (завод, театр, школа и т.д.) — собрание, банкет, юбилей, панихида, цель которых — обеспечить функционирование трудово¬го коллектива как единого организма.
Существуют и специаль¬ные жанры делового публичного общения, специфические для таких трудовых сфер, как парламентская, судебная деятельность — парламентские дебаты, судебное заседание (открытое), представ¬ляющие собой комплекс жанров публичной деловой речи. Цель специальных жанров устной публичной деловой речи — обеспече¬ние функционирования государства, обеспечение безопасности граждан, вынесение наказания. Среди общих жанров публичного делового общения выделяют и так называемые РR-жанры, служа¬щие для создания позитивной известности организации, напри¬мер, пресс-конференция и презентация выполняют, с одной сторо¬ны, функцию информирования общественности, т.е. донесения до общественности точки зрения организации по актуальным вопро¬са, а с другой — функцию убеждения, заключающуюся в формирова¬нии у общественности с помощью текста положительного отноше¬ния к организации.
В общественно-политической и социально-культурной сферах устная публицистическая речь представлена жан¬рами политического выступления на митинге, публичными телеви¬зионными интервью и дискуссиями (при наличии зрителей в сту¬дии). Функцией этих жанров является воздействие на сознание слу¬шающих с целью привлечения внимания к общественно значимым проблемам и создания общественного мнения.
Публичное об¬щение, как никакой другой вид общения, требует толерантного по¬ведения по отношению к адресату, так как призвано достигать со¬гласия в группе людей на уровне общего знания (научная и учебная публичная речь), общего мнения (публицистическая речь) или осу¬ществления совместных действий (деловая речь). Все большее место в устной публичной коммуникации занимают жанры диалоги¬ческой речи.
- 16 Основные теории массовых коммуникаций
- 17 Теории массовой коммуникации
- 18 Комуникационные барьеры
- 19 Формы коммуникации
- 20 Устная речевая коммуникация
- 21 Письменная коммуникация
- 22 Невербальная коммуникация
- 23 Уровни коммуникаций
- 24 Профессионально ориентированные коммуникации
- 25 Публичная коммуникация
- 26 Жанры публичной коммуникации
- 27 Межличностная коммуникация
- 28 Коммуникации в малых группах
- 29 Массовая коммуникация
- 30 Коммуникация в организациях