25 Публичная коммуникация
Под публичной коммуникацией обычно понимают вид устного общения, при котором информация в обстановке официальности передается значи¬тельному числу слушателей. Для публичных коммуникаций характер¬на передача информации, затрагивающей общественный интерес, с одновременным приданием ей публичного статуса. Публичный статус подразумевает сообщение информации лицом, обладающим определенным социальным статусом, т.е. формально установлен¬ным или молчаливо признаваемым местом индивида в иерархии со¬циальной группы.
При публичном общении слушатели должны находиться в поле зрения говорящего. В це¬лом слушатели, как правило, — это специально организованная ау¬дитория, и ее параметры должны быть известны говорящему. Слушатели яв¬ляются в определенной степени заинтересованной аудиторией, специально пришедшей послушать выступающего в силу своей со¬циальной роли (например, работники организации, студенты, при¬хожане, сторонники политической партии и т.д.).
Формы публичной коммуникации развивались в соответствии с по¬требностями общества. Публичная коммуникация существовала еще в дописьменном обществе, ее прообразом можно считать син¬кретичные ритуальные формы общения шамана и племени. С возникновением государства и формированием литературного языка выделились отдельные виды публичной коммуникации в соответствии с государственными институтами. Они были описаны Аристо¬телем в трактате «Риторика» и получили название речей: речь по¬казательная (на торжественном собрании), речь судебная (в народ¬ном суде), речь совещательная (в народном собрании). Целью таких речей было объединение людей, установление справедливос¬ти в споре, обеспечение будущей безопасности.
С появлением письменности, особенно книгопечатания, устная публичная речь стала делить свои функции с письменными текстами, а в сфере управления государством была оттеснена письменной речью.
Сохранению высокого статуса устной публичной речи способствовали ее некоторые несомненные преимущества перед письменной речью. Во-первых, в устной речи больше каналов передач» информации; помимо слов большую долю информации несут жесты и интонация. Во-вторых, контактная устная форма коммуникации обеспечивает непосредственную обратную связь с адресатом, что позволяет вносить коррекцию в речевое сообщение не только на этапе планирования и контроля. В-третьих, оратор с по¬мощью специальных приемов может непосредственно внушить мысль контактно расположенной аудитории, заразить ее своими эмоциями.
С появлением средств трансляции устной речи на устную пуб¬личную коммуникацию стала оказывать влияние массовая коммуни¬кация. Она сделала возможным устное общение, разде¬лила производителя и получателя речи в пространстве и времени.
В настоящее время возросла роль и традиционного публичного монолога, что связано с увеличением количества ситуаций, в кото¬рых необходимо вступать в общение и убеждать людей, будь то предвыборная кампания или реклама товаров и услуг. В XX в. по¬явились новые коммуникативные технологии и профессионалы, специализирующиеся на воздействии на индивидуальное и массо-вое сознание: РК-менеджеры, имиджмейкеры, пере¬говорщики, специалисты по слухам, пресс-секретари, рекламисты. В этих профессиях формы публич¬ной коммуникации являются составной частью коммуникативных технологий.
Таким образом, история развития публичной коммуникации по¬казывает, что ее самостоятельная роль в обществе постепенно сни¬жается, однако ее формы продолжают активно использоваться в сложных информационных системах.
- 16 Основные теории массовых коммуникаций
- 17 Теории массовой коммуникации
- 18 Комуникационные барьеры
- 19 Формы коммуникации
- 20 Устная речевая коммуникация
- 21 Письменная коммуникация
- 22 Невербальная коммуникация
- 23 Уровни коммуникаций
- 24 Профессионально ориентированные коммуникации
- 25 Публичная коммуникация
- 26 Жанры публичной коммуникации
- 27 Межличностная коммуникация
- 28 Коммуникации в малых группах
- 29 Массовая коммуникация
- 30 Коммуникация в организациях