16 Основные теории массовых коммуникаций
Массовые коммуникации рассматриваются как общение индивидов в пределах большого города, страны и даже мира в целом, когда они оказываются вырванными из привычных условий взаимодействия и действуют независимо от социальных ролей, опреде¬ляемых их положением в обществе. Активно изучаются социальные функции массовой коммуникации.
Существующие концепции места и роли массовой коммуника¬ции в обществе многообразны.
Теории волшебной пули и подкожных инъекций, открывают историю исследования массовой коммуникации. Согласно этим теориям, те, кто управляет средства¬ми информации, управляет обществом, поскольку средства инфор¬мации имеют прямое, непосредственное и мощное воздействие на тех, кто обращают внимание на их содержание. Воздействие СМИ на людей подобно пуле или подкожному впрыскиванию. В соответствии с теорией аккумуляции сила и эффективность воздействия средств информации на людей прямо пропорциональны частоте информационных «инъекций».
Теория селективной, экспозиции, которая утверждала, что ауди¬торию нельзя представлять как послушную массу, некритически , воспринимающую любую информацию. Каждый человек (как лич¬ность, как индивидуальность) имеет собственные вкусы, предпо-чтения и интересы, в соответствии с которыми осуществляет выбо¬рочное потребление информации, предлагаемой СМИ.
Теория, получившая название «спираль тишины/молчания», раз¬витая Э. Ноэлль-Нойманн, напоминает о «парадоксе голосования», согласно которому многие не участвуют в выборах, поскольку пола¬гают, что их «голос» не является решающим. Так и в массовых ком¬муникациях: «популярным экспрессом» новостей и мнений стано¬вятся те, кто полагает, что они таковым являются, в то время как другие, не имеющие подобного предубеждения, «отмалчиваются». В такого рода ситуации возникают угрозы изоляции друг от друга общественного мнения и «политического класса». Поэтому возрас¬тает роль средств массовой коммуникации как связующего их звена.
Теория диффузии (распространения) инноваций разрабатывалась Э. Роджерс в 1960-е гг. в области связи и нашла применение в антропологии, социологии, политических исследованиях, маркетинге. Диффузия понимается как процесс, при котором новшество рас-пространяется в обществе через коммуникационные каналы в тече¬ние определенного времени. Распространение инноваций может носить запланированный или самопроизвольный характер; в лю¬бом случае оно приводит к социальным изменениям (изменениям в структуре и функциях социальной системы). Эффективным ин¬струментом распространения инноваций являются СМИ.
Теория культивирования возникла на основе научно-исследовательской работы Дж. Гербнера в области «культурных индикаторов», среди которых центральное место занимали средства массовой информации и в первую очередь телевидение. Массмедиа в целом рассматривались как средства, укрепляющие установки и ценности, которые уже существуют в культуре. Согласно выдвинутой гипотезе, телевидение рассматривалось как средство, нацеленное на долгосрочный эффект. Теория культивирования подверглась критике за то, что она со¬средоточивается на количественном анализе и не учитывает разли¬чий зрительской интерпретации телевизионных фактов: многие исследователи не находили твердых доказательств взаимосвязи между количеством телепросмотров и установками зрителей отно¬сительно социальной действительности.
Теория информационных барьеров разрабатывалась социологом и социальным психологом К. Левином, предложив¬шим новый термин — «контролер», «привратник». Теория носит преимущественно прикладной характер и может быть отнесена к процессам выбора новостей. В ее основе лежит предположение, что прохождение информации по некоторым ка¬налам коммуникации зависит от наличия в них «ворот» (аналог Цензуры), которые в свою очередь управляются некими «конт¬ролерами». Это предположение также нашло отражение в теории искажения, первоначально сформулированной У. Липпманом, согласно которой общественность откликается ' не на фактические события в окружающем мире, а на события в псевдомире, так как изображения внешнего мира в человеческом сознании, ошибки и ограниченность журналистов создают ложный образ мира.
Теория обретения пользы и удовлетворения, представленная в конце 1950-х гг. Дж. Бламлером и Э. Кацем и близкая теории селективной экспозиции, утверждала, напротив, что зрители отнюдь не пассивно воспринимают сообщения средств массовой информации. Члены аудитории, согласно данной теории, являются активными отборщиками сообщений, ориентируемыми своими целями, потребностями, интересами.
Теория зависимости, сформулированная С. Болл-Рокеш и М. де Флер, в определенной мере преодолевала по¬добную односторонность, характеризуя комплекс отношений меж¬ду реципиентами, средствами информации и социальной системой. Данная теория показывает наличие сложной системы взаимодейст¬вий между средствами информации, их аудиторией и обществом в целом, а также устанавливает существование сильной зависимости потребностей и целей людей от деятельности средств массовой ин¬формации. В итоге были достигнуты такие познавательные резуль¬таты, как объяснение процесса формирования отношения челове¬ка к происходящим событиям и формирования его убеждений, со¬гласование индивидуальных и общественных норм и ценностей, урегулирование повестки дня, укрепление системы информацион¬ного влияния, разъяснение значений передаваемых и воспринима-емых сообщений и др.
- 16 Основные теории массовых коммуникаций
- 17 Теории массовой коммуникации
- 18 Комуникационные барьеры
- 19 Формы коммуникации
- 20 Устная речевая коммуникация
- 21 Письменная коммуникация
- 22 Невербальная коммуникация
- 23 Уровни коммуникаций
- 24 Профессионально ориентированные коммуникации
- 25 Публичная коммуникация
- 26 Жанры публичной коммуникации
- 27 Межличностная коммуникация
- 28 Коммуникации в малых группах
- 29 Массовая коммуникация
- 30 Коммуникация в организациях