12. Основные современные концепции и модели социальной работы
Исходя из соотношения объекта и цели социальной работы, рассматривается:
- социально-педагогическая модель, в основе которой лежит целенаправленное воздействие на детей, подростков, лиц с девиантным поведением с целью выработать у них определенные социальные качества;
- когнитивная модель, которая строится на возможностях интеллектуального процесса личности. Объектом здесь выступает человек, способный к осмыслению механизмов своего поведения, а целью – социальное конструирование, развитие самосознания клиента, позволяющее ему впоследствии решать свои проблемы;
- витальная модель, которая имеет целью усиление веры человека в возможность обеспечить нормальный уровень своей жизнедеятельности и одновременно – в способности специалиста, его практическую и теоретическую грамотность. Объектом здесь является любой человек, нуждающийся в социальной поддержке для решения своих проблем.
Исходя из уровня, на котором оказывается социальная помощь, выделяется:
- структурная модель социальной работы, связанная с управлением ее системой, разработкой социальной политики, социальным прогнозированием и проектированием;
- клиент-центрированная модель, ориентированная в основном на психосоциальную работу, индивидуальное и групповое консультирование и решение проблем клиента.
Исходя из соотношения цели и направления деятельности субъекта социальной работы, определяются модели социальной работы: в основе которой лежит добровольная филантропическая и благотворительная помощь как выражение личностного отношения субъекта к индивидуальным и социальным проблемам; целью которой является достижение личностью значимых результатов, изменение ее положения в обществе.
Наконец, с точки зрения содержания основной роли специалиста, выделяется: воспитательная модель, в которой он выступает в роли социального педагога, эксперта и консультанта, дает советы и проводит консультации, оказывает помощь в усвоении информации, обучает социальным навыкам и умениям; фасилитативная модель, когда специалист играет роль посредника, помощника, помогая клиенту в ситуации жизненной трудности, стимулируя его саморазвитие путем мобилизации ресурсов и преодоления дезорганизации; адвокативная модель, связанная с ролевыми функциями специалиста как социального адвоката, защищающего социальные и иные права клиентов и помогающего им документально обосновать свою позицию, для чего специалист выступает от имени клиентов в различных областях деятельности.
Модели социальной работы имеют различное теоретическое обоснование, они применяются в зависимости от конкретного социального и личностного контекста и предполагают выбор собственных методов, средств и форм реализации. В пространстве социальной работы используются не только отдельные модели, нередко для решения проблемы клиента необходимо сочетание различных моделей этой деятельности.
В современном российском обществе существуют либеральная и патерналистская модели.
Либеральная модель представляет собой идеологию обеспечения максимально большей свободы каждому человеку в решении проблем, возникающих при его взаимодействии с элементами социума. При этом государство, предоставив каждому человеку экономические, правовые, социокультурные предпосылки для мобилизации потенциала личности, слагает с себя ответственность за социальное воспроизводство.
Патерналистская модель воплощает идеологию, снимающую с людей заботу о решении социальных проблем, так как они решаются государством с учетом установленных в нем социальных приоритетов. Такой подход приводит к снижению в обществе уровня инициативы самих индивидов.
- Теория социальной работы
- 1. Объект, предмет и категории теории социальной работы.
- 2. Принципы и закономерности социальной работы
- 3. Теоретические парадигмы социальной работы
- 4. Направления, уровни, формы и методы социальной работы.
- 5. Проблемы эффективности в социальной работе
- 6. Объекты и субъекты социальной работы.
- 7. Основные проблемы и ориентиры развития теории социальной работы
- 8. Исторические этапы становления социальной работы в России.
- 9. Этапы, формы и модели становления социальной работы в России
- 10. Проблемы периодизации истории социальной работы в России.
- 11 .Социальная работа как феномен современного мира.
- 12. Основные современные концепции и модели социальной работы
- 13. Роль милосердия и благотворительности в становлении отечественной социальной работы.
- 14. Основные тенденции развития социальной работы за рубежом и в России.
- 15. Сущность, принципы и основные понятия технологии социальной работы.
- 16. Инновационные технологии социальной работы: сущность и содержание.
- 17. Проблемы технологизации процессов социальной работы.
- 18. Виды, формы и методы технологии социальной работы
- 19. Инструментарий технологий социальной работы
- 21. Особенности социальной диагностики в процессе социальной работы.
- 22. Формы и методы социальной терапии.
- 23. Технология социальной экспертизы: сущность и формы
- 24. Технологии социального прогнозирования и моделирования
- 25. Социальная реабилитация: сущность и содержание.
- 27. Технология посредничества в социальной работе.
- 29. Технология социальной работы с инвалидами.
- 30. Процесс социальной работы с клиентом: структура и содержание.
- 31. Технологии социальной работы с безработными.
- 32. Технология социальной работы в образовании
- 33. Технологии социальной работы в медицине
- 34. Технологии социальной работы в армии
- 35. Технологии социальной работы на предприятии
- 36. Технологии социальной работы на селе
- 37. Технологии социальной работы с бездомными
- 38. Технологии социальной работы с детьми сиротами.
- 39. Особенности технологии социальной профилактики
- 40. Основные цели, задачи и функции социального обслуживания.
- 41. Проблемы научной организации труда в социальной работе.
- 42. Современные технологии социальной работы с семьей группы риска.
- 43. Технологии социальной работы с наркозависимыми.
- 44. Технологии социальной работы с семьями, имеющими детей-инвалидов.
- 45. Профессионально значимые ценности социальной работы. Их сущность и типология.
- 46. Международные принципы и стандарты этики социальной работы.
- 47. Профессионально-этические требования к личности социальной работы.
- 48. Аксиологические аспекты социальной работы.
- 49. Социально-ориентированная экономика как материальная основа социальной работы и социальной поддержки населения.
- 50. Экономическая политика государства сущность и содержание
- 51. Социальные гарантии, льготы и выплаты.
- 52. Экономические основы деятельности организаций, учреждений и служб социального обслуживания
- 53. Особенности бухгалтерского учета в социальных организациях и службах.
- 54. Экономическая политика и система социальной защиты.
- 55. Основные источники финансирования и принципы экономической деятельности социальных служб.
- 56. Особенности научно-исследовательской деятельности в социальной работе.
- 58. Проблемы внедрения результатов исследования в социальной работе.
- 59 .Особенности социальной экологии. Общие принципы и способы защиты окружающей среды
- 60 Формы и методы оказания социально-медицинской помощи населению.
- 61. Здоровье как социальная ценность. Факторы, влияющие на здоровье.
- 62. Основные направления оказания социально-медицинской помощи населению.
- 63. Государственно-правовые основы социальной работы в современном обществе.
- 64. Социально-правовой статус социального работника
- 65. Особенности управления в организациях, учреждениях и службах системы социальной работы.
- 66. Суть и содержание профессиональной компетентности специалистов социальной работы
- 67. Процесс подготовки и методы принятия управленческих решений в социальной сфере.
- 68. Регулирование и контроль в системе социальной работы. Пути повышения эффективности управления в организациях, учреждениях и службах социальной работы.
- 69. Методика организационно-административной работы в центрах социальной работы и в системе социальной работы.
- 70. Принципы, структура, функции и методы управления в системе социальной работы на общефедеральном и региональном уровнях.
- 71. Проблемы мотивации в социальной работе.
- Гендерные отношения в современном обществе.
- Семья и ее основные функции жизнедеятельности.
- Основные направления и механизмы социальной зашиты семьи. Социальная защита материнства и детства.
- Государственная семейная политика и механизмы ее реализации.
- Равноправие мужчин и женщин как социальная проблема.
- Статус женщины в современном обществе.
- Женщина и занятость: социальные аспекты.
- Социально-педагогический процесс: сущность, содержание, характеристика компонентов.
- Социально-педагогические проблемы работы с лицами девиантного поведения.
- Образование как общественная ценность, социально-культурный феномен и педагогический процесс.
- Педагогические основы социальной работы.
- Цели и задачи социальной геронтологии.