Социально-педагогический процесс: сущность, содержание, характеристика компонентов.
В социальной педагогике выделяют социально-педагогический процесс. Под ним понимают динамику (изменение) развития соответствующего социально-педагогического явления или сложившуюся последовательность действий (педагогической деятельности) социального педагога, взаимодействия воспитателя и воспитуемого, обеспечивающие достижение определенной социально-педагогической цели.
Любой социально-педагогический процесс включает этапы (стадии, периоды) его развития (изменения). Практика показывает, что признаками их могут быть возрастные, качественные или количественные изменения, происходящие в соответствующем социально-педагогическом явлении. Качественные изменения часто характеризуют как стадии (временные периоды). Этап и стадия нередко используются как синонимы.
Этапы (стадии, периоды) определяются в зависимости от того, что изучается, воспитывается, развивается, в каких условиях, в течение какого времени. В каждом из них выделяются наиболее характерные (типичные) возможные качественные изменения (проявления), которые позволяют отличать и оценивать своеобразие одного этапа от другого.
В теоретическом и практическом плане необходимы определенные, наиболее важные и существенные критерии оценки того, что получило качественное изменение и их показатели на данном этапе социально-педагогического процесса, а также технологии их выявления. В теории критерии и их показатели позволяют оценивать динамику протекания исследуемого этапа и всего социально-педагогического процесса. В практической деятельности социального педагога они свидетельствуют о соответствии развития норме или проявления своеобразного отклонения.
В широком плане это, например, процесс социального развития человека в течение всей его жизни. В этом случае этапы представляют своеобразие возрастных периодов. Такой социально-педагогический процесс позволяет видеть особенности социального развития и проявления человека на каждом этапе его возрастного развития. Современной возрастной психологией и педагогикой выявлены особенности развития человека на протяжении всей его жизни, выделены в нем определенные этапы (этапы возрастного развития), их качественные и количественные характеристики. Эти знания помогают социальному педагогу ориентироваться в целях и характере педагогической деятельности в социальной среде по отношению к конкретному человеку, в зависимости от его возраста и определять направленность своих педагогических усилий.
По своей сущности социально-педагогический процесс - это целенаправленная последовательность действий социального педагога (субъекта), обеспечивающая наиболее оптимальное достижение определенной социально-педагогической цели в социальном развитии (коррекции развития), воспитании (перевоспитании, исправлении), овладении умениями и навыками в самообслуживании, обучении, профессиональной подготовке объекта. Процесс социально-педагогической деятельности имеет определенную структуру. Он включает субъект и объект, этапы, подэтапы педагогической деятельности. Каждый этап имеет свои компоненты и существуют определенные условия среды, которые обеспечивают ему наиболее оптимальное протекание (практическую реализацию), достижение оптимального результата. Всякий социально-педагогический процесс осуществляет конкретный специалист (группа специалистов) - субъект (субъекты). Этому специалисту принадлежит собственно та последовательная деятельность, которая позволяет ему добиваться результативности в достижении поставленной социально-педагогической цели. Субъект социально-педагогического процесса - это либо подготовленный специалист (социальный педагог), либо родитель, либо какое-либо третье лицо (группа) в отношении к человеку, на который направлена его (их) социально-педагогическая деятельность. Им выступает и сам человек по отношению к саморазвитию, самовоспитанию.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Теория социальной работы
- 1. Объект, предмет и категории теории социальной работы.
- 2. Принципы и закономерности социальной работы
- 3. Теоретические парадигмы социальной работы
- 4. Направления, уровни, формы и методы социальной работы.
- 5. Проблемы эффективности в социальной работе
- 6. Объекты и субъекты социальной работы.
- 7. Основные проблемы и ориентиры развития теории социальной работы
- 8. Исторические этапы становления социальной работы в России.
- 9. Этапы, формы и модели становления социальной работы в России
- 10. Проблемы периодизации истории социальной работы в России.
- 11 .Социальная работа как феномен современного мира.
- 12. Основные современные концепции и модели социальной работы
- 13. Роль милосердия и благотворительности в становлении отечественной социальной работы.
- 14. Основные тенденции развития социальной работы за рубежом и в России.
- 15. Сущность, принципы и основные понятия технологии социальной работы.
- 16. Инновационные технологии социальной работы: сущность и содержание.
- 17. Проблемы технологизации процессов социальной работы.
- 18. Виды, формы и методы технологии социальной работы
- 19. Инструментарий технологий социальной работы
- 21. Особенности социальной диагностики в процессе социальной работы.
- 22. Формы и методы социальной терапии.
- 23. Технология социальной экспертизы: сущность и формы
- 24. Технологии социального прогнозирования и моделирования
- 25. Социальная реабилитация: сущность и содержание.
- 27. Технология посредничества в социальной работе.
- 29. Технология социальной работы с инвалидами.
- 30. Процесс социальной работы с клиентом: структура и содержание.
- 31. Технологии социальной работы с безработными.
- 32. Технология социальной работы в образовании
- 33. Технологии социальной работы в медицине
- 34. Технологии социальной работы в армии
- 35. Технологии социальной работы на предприятии
- 36. Технологии социальной работы на селе
- 37. Технологии социальной работы с бездомными
- 38. Технологии социальной работы с детьми сиротами.
- 39. Особенности технологии социальной профилактики
- 40. Основные цели, задачи и функции социального обслуживания.
- 41. Проблемы научной организации труда в социальной работе.
- 42. Современные технологии социальной работы с семьей группы риска.
- 43. Технологии социальной работы с наркозависимыми.
- 44. Технологии социальной работы с семьями, имеющими детей-инвалидов.
- 45. Профессионально значимые ценности социальной работы. Их сущность и типология.
- 46. Международные принципы и стандарты этики социальной работы.
- 47. Профессионально-этические требования к личности социальной работы.
- 48. Аксиологические аспекты социальной работы.
- 49. Социально-ориентированная экономика как материальная основа социальной работы и социальной поддержки населения.
- 50. Экономическая политика государства сущность и содержание
- 51. Социальные гарантии, льготы и выплаты.
- 52. Экономические основы деятельности организаций, учреждений и служб социального обслуживания
- 53. Особенности бухгалтерского учета в социальных организациях и службах.
- 54. Экономическая политика и система социальной защиты.
- 55. Основные источники финансирования и принципы экономической деятельности социальных служб.
- 56. Особенности научно-исследовательской деятельности в социальной работе.
- 58. Проблемы внедрения результатов исследования в социальной работе.
- 59 .Особенности социальной экологии. Общие принципы и способы защиты окружающей среды
- 60 Формы и методы оказания социально-медицинской помощи населению.
- 61. Здоровье как социальная ценность. Факторы, влияющие на здоровье.
- 62. Основные направления оказания социально-медицинской помощи населению.
- 63. Государственно-правовые основы социальной работы в современном обществе.
- 64. Социально-правовой статус социального работника
- 65. Особенности управления в организациях, учреждениях и службах системы социальной работы.
- 66. Суть и содержание профессиональной компетентности специалистов социальной работы
- 67. Процесс подготовки и методы принятия управленческих решений в социальной сфере.
- 68. Регулирование и контроль в системе социальной работы. Пути повышения эффективности управления в организациях, учреждениях и службах социальной работы.
- 69. Методика организационно-административной работы в центрах социальной работы и в системе социальной работы.
- 70. Принципы, структура, функции и методы управления в системе социальной работы на общефедеральном и региональном уровнях.
- 71. Проблемы мотивации в социальной работе.
- Гендерные отношения в современном обществе.
- Семья и ее основные функции жизнедеятельности.
- Основные направления и механизмы социальной зашиты семьи. Социальная защита материнства и детства.
- Государственная семейная политика и механизмы ее реализации.
- Равноправие мужчин и женщин как социальная проблема.
- Статус женщины в современном обществе.
- Женщина и занятость: социальные аспекты.
- Социально-педагогический процесс: сущность, содержание, характеристика компонентов.
- Социально-педагогические проблемы работы с лицами девиантного поведения.
- Образование как общественная ценность, социально-культурный феномен и педагогический процесс.
- Педагогические основы социальной работы.
- Цели и задачи социальной геронтологии.